Золотой век Английского двора

Выставка «Золотой век Английского двора от Генриха VIII до Карла I» открыта в музеях Московского Кремля.

Экономические и политические условия в Англии XV-XVII века способствовали блестящему подъёму культуры и искусства в стране. Английское королевство в этот период осуществляло переход от «феодального средневековья» к новому времени. Годы 1485-1603 время правления в Англии династии Тюдоров; годы 1603-1649 правления династии Стюартов. Это время в истории считается периодом наивысшего расцвета английской культуры или так называемым «Золотым веком» английского двора. Своим взлётом культура средневековой Англии обязана элитарной культуре королевского двора, характер которой определяли художественные вкусы монархов. Английские короли были просвещены, умны и образованы, отличались особой требовательностью к произведениям искусства, их художественный вкус отличался особой изысканностью. 174 экспоната из ведущих музеев Великобритании демонстрируются на выставке «Золотой век Английского двора от Генриха VIII до Карла I» в Московском Кремле.

Img 8704 galleria miniElizaneth i galleria miniVystavka angliysky dvor galleria miniVystavka angliysky dvor galleria miniVystavka angl dbvor galleria mini%d0%93%d0%b5%d0%bd%d1%80%d0%b8%d1%85 vii %d0%a2%d1%8e%d0%b4%d0%be%d1%80 galleria mini%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bb%d0%b8 %d0%93%d0%b5%d0%bd%d1%80%d0%b8%d1%85 vii %d0%93%d0%b5%d0%bd%d1%80%d0%b8%d1%85 viii %d0%b8 %d0%ad%d0%b4%d1%83%d0%b0%d1%80%d0%b4 vi galleria mini%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%be%d0%b5 %d0%b8%d0%b7%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%92.%d0%a8%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%b0 galleria miniDreik medalyon galleria mini


Экспозиция в Успенской звоннице колокольни Василия Великого посвящена художественному патронату при дворе Тюдоров и Стюартов. Установление абсолютной монархии при королях династии Тюдоров Генрихе VII и Генрихе VIII благодаря сильной власти создало предпосылки для экономического развития Англии. На выставке представлен портрет короля Генриха VII Тюдора 1485-1509. Его воцарение, покончив с правлением Ричарда III: «положило конец кровопролитной распре Ланкастеров и Йорков и объединило Алую и Белую розы, благодаря браку Генриха с Елизаветой Йоркской».1 История Алой и Белой розы такова: «в 1399 году на английском троне силой утвердилась династия Ланкастеров: сын герцога Джона Ланкастерского отнял престол у своего двоюродного брата Ричарда II Плантагенета и стал королём Генрихом IV Ланкастером. В 1413 Генрих IV передал корону своему сыну. Генрих V за своё не слишком долгое правление успел принять участие в Столетней войне, разбить французов в битве при Азенкуре и заключить мир, по которому король Англии фактически становился наследником Французского престола. Когда он умер от случайно подхваченной лихорадки, его сыну [Генриху VI] было всего 10 месяцев. При Генрихе VI стал претендовать на престол герцог Ричард Йоркский, хозяин огромных владений, решительный и властный магнат, имеющий огромное число сторонников. В 1450 году Ричард Йорк самовольно оставил пост вице-короля Ирландии, и демонстрируя силу вернулся в Англию, внешне однако, пытаясь показывать верноподданнические чувства Генриху VI».2 В гербе рода Йорков была «Белая роза», в гербе рода Ланкастеров «Алая роза», началось вековое противостояние. Йорков поддерживали более развитые юго-восточные районы Англии, за Ланкастеров стояли феодалы Северной Англии. В 1451 году один из депутатов парламента прямо внёс предложение о провозглашение Йорка Ричарда наследником престола, за что король Генрих VI распустил парламент целиком, посадив этого депутата в Тауэр. В 1460 году Ричард Йорк (белая роза) погиб перед воротами своего замка вместе с семнадцатилетним сыном и близкими ему до конца баронами. Голову Йорка Ричарда, увенчанную короной из золотой фольги, супруга Генриха VI королева Маргарита выставила над воротами города Йорк в назидание новым претендентам на английский престол. Тогда старший сын, Ричарда Йорка,- девятнадцатилетний граф Эдуард Марч Уорик [Йорик] вступил в противоборство с королевой Маргаритой, поспешил с войском в Лондон, где 3 марта 1461 года депутация лордов и знатных горожан «просила графа Марча Йорика принять корону, объявив его королём Эдуардом IV». «Царствование Эдуарда IV длилось в Англии 22 года (1461-1483 гг.). Эдуард IV, разгромив войска Ланкастеров (алую розу) жестоко отомстил за смерть отца, выгнав Генриха VI и находящуюся с ним королеву Маргариту в Шотландию и подчинив себе север страны».3 В 1483 году король Эдуард IV умер, его сын, наследник престола Эдуард V с младшим братом оказались заточёнными в Тауэр, а на троне оказался жестокий брат Эдуарда IV, — герцог Ричард Глостер, коронованный 6 июля 1483 года под именем Ричарда III. Это был настоящий государственный переворот. Ричард III в истории ассоциируется с образом жестокого горбатого карлика, созданным Вильямом Шекспиром.

Почувствовать атмосферу шекспировской поры на выставке «Золотой век Английского двора от Генриха VIII до Карла I», помогут живописные миниатюрные портреты и гравюры из редких фолиантов книг. В частности представлен первый сборник пьесс Вильяма Шекспира издателей Джона Хемингса и Генри Конделя сделанный печатниками Уильямом Джагертом и Эвардом Блаунтом [в.322,ш.230, толщина 55]. «Комедии, исторические драмы и трагедии мистера Уильяма Шекспира», с гравюрами Мартина Друшаута, опубликованные согласно подлинным оригиналам в 1623 году».4 Король Ричард III  был зарублен секирой на поле боя в продолжающейся 30 лет войне «Алой и Белой розы», он отказался бежать с поля боя, когда ему предложили коня и хотел умереть королём. Генрих Тюдор, граф Ричмонд, родственник Ланкастеров укрывавшийся от войны во Франции, высадившись в Уэльсе, победив Ричарда III, на поле боя 7 августа 1485 года был провозглашён королём Англии Генрихом VII. Война династии Йорков (Белой розы) и династии Ланкастеров (Алой розы) в Англии унесла почти четверть населения Англии, погибли 80 сеньоров королевской крови и многие знатные английские роды. Род Ланкастеров (алой розы) прервался, король Генрих VI основал новую династию Тюдоров. Два враждовавших «цветка» «Алой» и «Белой» розы были соединены английским королём Генрихом VII на одном гербе – гербе Англии Тюдоров.

«Осуществлённая в 1530-х годах Генрихом VII Реформация устранила зависимость Англии от папского Рима, создала новую англиканскую церковь, и уничтожила монастыри».5 Король Генрих VII изображён на небольшом портрете кремлёвской выставки «Золотой век Английского двора от Генриха VIII до Карла I» он был некрасив, по описаниям историка Вергилия имел: «глаза маленькие и голубые, зубы редкие… волосы тонкие и светлые, цвет лица землистый». Король был умён и образован, прекрасно владел «древними» языками, был поклонником культуры ренессанса, пришедшей в это время в Англию. При нём создан Ричмондский дворец с коллекцией скульптурных и живописных изображений английских королей и знаменитая готическая часовня в Вестминстерском аббатстве. Портрет Генриха VII, работы неизвестного мастера замкнут и статичен, носит «черты средневековой живописи», в руках король Генрих VII Тюдор держит цветок алой розы — Ланкастеров, ставшей символом королей династии Тюдоров. Рядом с портретом Генриха VII Тюдора, на выставке, помещены портреты Генриха VIII (в центре) и его сына, юного короля Эдуарда VI. Эдуард VI (1537-1553) умер предположительно от туберкулёза лёгких, после него в роду Тюдоров правила его сестра Елизавета I, английская.

Отец Елизаветы I, король Генрих VIII (1509-1547) в противовес Генриху VII, был красив, величествен, статен и силён. Он был натурой широкой, официально имел шестерых жён: «был поэтом и музыкантом, живо интересовался изобразительным искусством и одним из первых в Англии начал коллекционировать портретные миниатюры наряду с камеями, инталиями и медалями. Итальянизированные вкусы двора способствовали расцвету лирической поэзии».6 На выставке «Золотой век Английского двора» самым декоративным экспонатом являются подлинные доспехи Генриха VIII, [сталь с гравированной кромкой, 1539 г., Гринвич, Королевские оружейные мастерские под управлением Эразма Киркенара весом 36,5 кг.], предоставленные на выставку в Москву с согласия Её Величества королевы Великобритании Елизаветы II. Живописное изображение короля Генриха VIII притягивает взгляд зрителей к портрету работы немецкого художника Ганса (Ханса) Гольбейна Младшего. Художник тринадцать лет работал в Англии. Искусство Ганса Гольбейна способствовало рождению нового ренессансного реалистического портрета. Время правления короля Генриха VIII был период в истории, когда к королевскому двору Англии прибывали многие иностранные художники, скульпторы музыканты и архитекторы. Впечатляющие успехи и результаты их труда стали символом его правления. Генрих VIII окончательно устранил зависимость Англиканской церкви от папского Рима, в Англии были устранены монастыри. Его правление и есть начало того самого «золотого века» английской монархии. Королю сопутствовала роскошь. В глазах короля представление о великолепии монарха в первую очередь было связано с великолепными дворцами, интерьеры которых были украшены драгоценной утварью, росписями, шпалерами, оружием. Всего за годы правления короля Генриха VIII их было построено пятьдесят пять, в основном в готическом стиле. В искусстве живописи это выразилось в том, что появился жанр портрета, служащий прославлению короля и придворной знати двора Тюдоров. Светское искусство стало появляться не только при королевском дворе Тюдоров, но и проникать в дома горожан. Генрих VIII поощрял своих подданных выражать ему вою преданность, помещая на почётном месте в своих домах его (Короля) портреты. Искусство времён Тюдоров было далеко от какого-либо стилистического единства. Иностранные мастера вносили в местную среду свои художественные образы. Среди них нидерландские художники Лукас Хоренбут и Йос ванн Клеве. Сам король атлет и неутомимый турнирный боец был олицетворением мужественности. Кроме личных доспехов короля Генриха VIII на выствке представлены: «Боевой доспех лорда Норта, сталь 1565 г.», доспехи Кристофера Хэттонаи 1587 г., сталь, гравировка травлением, позолота. «Гринвичские мастерские действовали более столетия. Первые тридцать лет, отмеченных усилением влияния Генриха VIII и английского двора в Европе, они обслуживали только короля и высокопоставленных сановников, а позже, в эпоху правления Елизаветы I, производили богато украшенные доспехи для узкого круга придворных, соперничавших за благосклонность королевы».7

Лучшими подарками королям всегда были ювелирные украшения из драгоценных металлов: кольца, камеи, перстни, подвески, портретные миниатюры. На выставке представлены кольца со следующими названиями: «Кольцо с инталией «Медуза»», «Кольцо Ричарда Ботеллера», «Кольцо memеntо MORI», «кольцо Ли». Так называемое «кольцо Ли» – это золотой перстень с вырезанным на цветном халцедоне гербом Ричарда Ли Соплевельского, военного инженера, возведённого Генрихом VIII в 1544 году в рыцарское достоинство. Оборотная сторона кольца украшена изящным черненым по золоту силуэтом кузнечика. Всего в Англии было исполнено семь таких «колец с кузнечиком» Грешема, созданных Томасом Грешемом, купцом-финансистом английского королевского двора, подаренных сэром Грешемом всем высокопоставленными лицам при дворе Тюдоров. Перстни с изображением герба монарха дарили подданным в знак благоволения со времён античности. Представлен на выставке ранний перстень 1545 года с портретом короля Генриха VIII вырезанном на крупном камне – халцедоне «Перстень с инталией-портретом Генриха VIII» лучший из них. Такими кольцами гордились как фамильной реликвией, символом верности и преданности, в будущем, после смерти короля Генриха VIII, его дочь, королева Елизавета I подарит этот перстень своему казначею Джону Абингтону. Далее из истории бытования перстня: в 1786 году оба сына и вторая супруга королевского казначея Абингтона окажутся участниками заговора против самой королевы Елизаветы I с целью воцарения Марии Стюарт. Заговор будет раскрыт и старший сын казначея Абтнгтона, — Эдуард казнён, младший, крестник королевы Елизаветы I — Томас Абингтон будет помилован. «Елизавета I Тюдор родилась 8 сентября 1533 года, она была дочерью короля Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн. Через 3 года королеву Анну казнили, обвинив в измене царственному супругу, а Генрих VIII в гневе отрёкся от Елизаветы. Король так никогда и не признал её наследницей престола. Это сделал английский парламент в 1543 году».8

На выставке представлены три уникальных камеи с изображением королевы Елизаветы I: «Камея с изображением Елизаветы I (1575-1603), сардоникс; «Камея с портретом Елизаветы I с ситом» (1579-1585), сардоникс, золотая оправа и самая известная подвеска с камеей-портретом королевы «Драгоценность Барбора» (1575-1585) золото, эмаль, камея на ониксе, рубины и алмазы плоской огранки, подвески жемчужины». Сито символизировало на портретах королевы Елизаветы английской её девственность, согласно античной легенде с ситом изображались весталки-девственницы из храма «богини домашнего очага Весты. Весталки поддерживали в очаге храма Весты постоянный огонь как символ государственной надёжности и устойчивости. Угасание священного огня считалось дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево».9 Только девственницы могли принести воду в решете для этого храма, где обязательно ежегодно гасили и зажигали очаг. Художники изображали Елизавету английскую с решетом. Камея с ситом или решетом, самая крупная по размерам из известных пятидесяти существующих камей с портретом английской королевы Елизаветы I, представлена на выставке. Крупные камеи носили в богатых бархатных одеждах на виду, прикреплёнными у пояса, на длинных цепочках или лентах, в знак «преданности своей королеве». «Отвергнутая отцом [Генрихом VIII], маленькая принцесса Елизавета всё-таки не была изгнана из дворца, и росла среди придворных. В отличие от своей старшей сестры Марии, рождённой от первого брака короля Генриха VIII, она не могла похвастаться богатыми нарядами, зато похвалы учителей, которые занимались с королевскими детьми, доставались именно ей. Елизавета оказалась способной, сообразительной и очень старательной ученицей. Принцесса писала и говорила по латыни, читала по гречески, знала французский и испанский языки, играла на лютне, прекрасно танцевала. < > После смерти неласкового короля-отца Елизавета удалилась в своё поместье Хатфилд, где и пережила страшные годы царствования своей сестры Марии, прозванной Кровавой».10

В 1558 году после казни сестры Марии, и смерти брата Эдуарда VI, после решения английского парламента 25 летняя Елизавета I стала королевой Англии. Одним из самых декоративных портретов выставки «Золотой век Английского двора от Генриха VIII до Карла I», является парадный портрет в рост английской королевы Елизаветы I «приписываемый художнику Стивену ванн дер Мейлену, 1560 года». Королева в красном платье на фоне золочёной шпалеры и тронного кресла, на которое она опирается правой рукой. За спиной королевы колористически насыщенный, праздничный гобелен с изображением «изобилия плодов и цветов». На костюме королевы, на её левом предплечье прикреплена алая роза Тюдоров в обрамлении тёмно-зелёных дубовых листьев. Дубовые листья — символ стойкости королевы, твёрдости её намерений не вступать в брак, оставаясь девственницей. Портрет Елизаветы I предназначался для демонстрации потенциальным женихам королевы. «В числе женихов были Филипп II, Испанский, Эрик IV Шведский, эрцгерцоги Фердинанд и Карл Австрийские, и французские герцоги Генрих Анжуйский и Франсуа Алансонский, Иван Васильевич IV (Грозный). Однако всем им было отказано».11 Известно несколько других портретов королевы Елизаветы I, ей нравились свои изображения, художники их писали в большом количестве, оставляя для потомков лишь лучшие, считается, что портрет, как жанр, появился именно в XVI веке, благодаря Елизавете первой-английской. Известны её портреты «гигантских размеров», в рост, стоящей на карте Англии, портрет с пеликаном, портрет с птицей-фениксом, аллегорический портрет в красном платье с радугой в руке и змеёй на рукаве платья королевы Елизаветы I (портрет из Хэтфилд-Хауса) и другие. Большую часть расходов на дворцовое великолепие новая королева возлагала на своих придворных, разными способами добивавшихся Её милости, устраивая рыцарские турниры. Однако Елизавета I умела использовать не только деньги, но и таланты своих подданных. Среди её приближённых были друг детства Роберт Дадли, портрет которого 1564 года из частного собрания Ротшильдов представлен на выставке; политики Уильям Сесиль член Королевского Совета, «которого нельзя подкупить никакими дарами», Френсис Улсингем, член тайного Совета, начальник разведки и контрразведки Англии.

Один из портретов королевы Елизаветы I хранился в семье Дрейков, вице-адмирала английского флота, он передавался из поколения в поколение. На портрете Джорджа Гоуэра «Елизавета I с Армадой» изображена с глобусом на фоне гибнущего испанского флота. В 1588 году состоялось грандиозное морское сражение, в результате которого английский флот победил «непобедимую Армаду» Испании. Это было одним из самых главных событий в истории Англии XVI века. После победы «наступила эйфория», в период которой чеканились медали, где изображали «коленопреклоненными мужчину, женщину и троих детей, который в молитвах воздают хвалу Господу за своё избавление».12

Френсис Дрейк (1540-1596), под командованием которого произошло сражение, был вице-адмиралом английского флота. На поясе он всегда носил портрет своей королевы Елизаветы, это был медальон, «дарованный ему самой государыней указывал на его связь с королевой».13 Это одна из ценнейших драгоценностей, сохранившихся до наших дней «Драгоценность Дрейка» (1547-1619) [в. 125, ш.60, глубина 17]. На тёмном фоне многослойного сардоникса врезан бюст мужчины воинском плаще римского генерала или императорской мантии, а позади него на белом коне голова женщины в профиль. Оправа инкрустирована бриллиантами, рубинами и украшена жемчужной подвеской. На обороте крепится откидная крышка, внутри которой находится миниатюрный портрет королевы Елизаветы I, созданный художником Николасом Хиллиардом, а в крышку вставлено изображение птицы-феникса. Любивший королеву Френсис Дрейк не разлучался со своим медальоном. Как выглядел этот отважный герой английской Королевы, можно увидеть на «портрете сэра Френсиса Дрейка» 1591 года, кисти художника Маркуса Гриретса Младшего, представленном на выставке. Перед нами предстаёт «удачливый моряк, воин и моряк в чёрном одеянии». Одной рукой он упирается в бок, а в другой руке он держит свою черную шляпу. Меч на портрете символизирует его военную службу. А глобус – первое кругосветное путешествие. На поясе у сэра Дрейка прикреплена уже описанная выше «Драгоценность Дрейка», а эмблемой выставки «Золотой век Английского двора» в Кремле, стала знаменитая бриллиантовая «Звезда Дрейка» [ш.14, глубина 50] представленная на выставку в Музеи Кремля из частного собрания потомков Френсиса Дрейка в Лондоне.

Отважный мореплаватель, первый англичанин, обошедший вокруг света, пират, корсар и смелый воин уже в 16 лет стал капитаном собственного судна и разбогател благодаря авантюризму и своей неустрашимости. Его называли «королевским корсаром». В 1577-1580 гг. Дрейк совершил второе в мире кругосветное путешествие (после Магеллана). Он первым из европейцев вышел в Тихий океан из Атлантического, неподалеку от Сан-Франциско местные аборигены признали его – мореплавателя Дрейка,- королём, но сэр Френсис Дрейк назвал эту землю «Новым Альбионом» и объявил её собственностью королевы Английской Елизаветы. «Из этого путешествия Френсис Дрейк привёз богатства, истинных размеров которых не знал никто. Предполагается лишь, что общая сумма составляла 600 тысяч фунтов стерлингов (для сравнения годовой доход Английского государства был 300 тысяч фунтов стерлингов). Львиная доля добычи досталась Королеве, компаньоны Дрейка получили 4700% на вложенные деньги. Королева же Елизавета I за счёт этих денег смогла полностью погасить государственный долг Англии. Дрейк стал национальным героем, Елизавета I произвела его в рыцари. Существует легенда, что именно с Дрейка пошёл обычай отдания воинской чести. Как утверждают, когда Английская королева взошла на палубу его «Золотой лани», чтобы самой произвести знаменитого корсара в рыцари, Френсис Дрейк при её приближении прикрыл лицо рукой, чтобы показать, что сияние королевы ослепило его. Говорят. Что именно с тех пор воины отдают честь, прикладывая руку к голове».14

В 1603 году на английский престол вступил Яков I, объединивший Англию и Шотландию, став также королём Яковом VI Шотландским и утвердив на английском престоле, после смерти бездетной Елизаветы I, династию Стюартов. Яков I был сыном Марии Стюарт, королевы Шотландии. Его отец был убит спустя несколько месяцев после рождения Якова при подозрительных обстоятельствах, Мария Стюарт вынуждена была подписать отречение от престола в пользу малолетнего сына Якова, ставшим с рождения королём Шотландии. После коронации 25 июля 1603 года в Лондоне, Яков I завершил долголетнюю англо-испанскую войну, начатую ещё в 1585 году. Яков I был одним из самых образованных людей своего времени. Он знал латынь, древнегреческий, многие европейские языки. При нём развивались наука, литература и искусства. Он любил поэзию и театр, расцветшие в Англии XVII века. Яков I лично покровительствовал знаменитой театральной труппе королевского театра «Глобус» и «Занавес», которым писал пьесы Вильям Шекспир. В 1594 году он присоединился к театральной группе лорда-камергера, которая после вошествия Якова I в 1603 году на английский престол, стала «Королевской компанией». В репертуар Королевского театра, после воцарения короля Якова I вошли пьесы Шекспира «Венецианский купец» и «Король лир».15

В музеях Кремля на выставке «Золотой век Английского двора» представлен парадный «Портрет Короля Якова I» работы художника Джона де Критц, 1610 года из Национального морского музея Гринвича в Лондоне. Также представлен на выставке портрет супруги королевы Анны Датской, 1617 года работы Пауля ван Сомера. Портретов короля Якова I сохранилось не так много, как королевы Елизаветы I. Король Яков Английский и Шотландский не любил позировать живописцам, но известны многие его миниатюрные портреты, их писали Николас Хилиард и «художники его мастерской». Представленный на выставке «Золотой век Английского двора» большой живописный портрет короля Якова I художник Джон Критц написал за один сеанс и был назначен придворным художником английского двора. Король Яков I предстаёт перед нами с орденом Подвязки на груди, орденский знак которого в виде всадника на коне, — святого Георгия Победоносца. В правом верхнем углу, на портрете Критца, художник изобразил изысканный королевский герб Якова I в который входят ирландская арфа, шотландский стоящий на лапах лев, и французская лилия. Герб Короля Стюарта с двух сторон крепко держат, вертикально стоящие на лапах английский лев и шотландский единорог. Зрители могут прочесть девиз королевского герба: «Dieu et mon Droit» [Бог и моё право] и девиз ордена Подвязки «Yoni soit qui mal y pense’» [Да будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает]. Редким и очень ценным экспонатом выставки является сама «Звезда ордена Подвязки». Это вышитый знак ордена, шитый серебряной нитью и серебряной проволокой и шёлком по бархату. «Датой возникновения ордена подвязки» считается День святого Георгия Победоносца, предположительно 1348 год. В Великобритании орден до сих пор является высшей рыцарской наградой».16

В последующей истории Англии после смерти короля Якова I Стюарта, правил с 1626 года второй сын короля Якова I и Анны Датской,- король Карл I Стюарт «милостию Божию король Великобритании, Франции и Ирландии». Коронация состоялась 2 февраля 1626 года в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Король обладал безукоризненным вкусом и покровительствовал искусствам: художникам Тициану, Рубенсу, Ван Дейку. Трудно переоценить вклад Карла I Стюарта в формирование коллекции британских монархов. Из поездки в Испанию он привёз полотна Тициана, который стал его любимым художником. О короле говорили, что он готов был тратить огромные средства на живопись и превратился в «охотника за шедеврами». На выставке представлены портреты короля Карла I и его супруги, написанные Ван Дейком. «Портрет короля Карла I» 1637 года и «Портрет Генриетты-Марии королевы консорта, жены Карла I». Знаменитый голландский художник Ван Дейк, «создал незабываемый культ короля, получивший распространение после его казни в 1649 году в ходе Английской революции». Ван Дейк за девять лет жизни в Лондоне при короле Карле I написал около трёхсот полотен, в том числе всемирно известные шедевры. Это был новый тип парадного портрета от ренессанса к барокко. Король Карл I на представленном в Москве портрете ванн Дейка [Национальная портретная галерея, Лондон], облачён в строгие черные одежды с кружевным воротником и расшитой на бархатном плаще огромной серебряной звездой Ордена Подвязки. В руках короля перчатки и больше ничто не отвлекает зрителей от строгого облика короля. Карл I предложил внести церемонию посвящения в члены Ордена Подвязки в капеллу святого Георгия в Виндзорском замке в Лондоне. Знак Ордена Подвязки был на нём во время суда над ним в Вестминстерском зале в 1648-1649 гг. В период правления Карла I создавалось много великолепных камерных миниатюрных портретов королевской четы и их приближённых, созданных живописцами Николасом Хилиардом, Исааком и Питером Оливерами, Джоном Хоскинсом, Бертазаром Гербьером и другими. В кабинете Карла I в его дворце «Уайтхолл» хранилось около 80 таких портретов-миниатюр. Здесь же в кабинете короля хранилась коллекция античных и ренессансных медалей. Один из лучших миниатюрных портретов коллекции короля — изображение самого Карла I работы Джона Хоскинса. На выставке представлены мемориальные вещи, принадлежавшие Карлу I Стюарту, в частности огромное серебряное блюдо, которое король хранил в своём личном кабинете.

В 1642 году при Карле I началось восстание в Шотландии, затем началась гражданская война по всей стране. В 1647 году за 400000 фунтов стерлингов король был передан из Шотландии, где скрывался в руки Английского парламента. После предательства и заточения, короля Карла I судили как «тирана, изменник и врага отечества» и казнили в 1649 году.
Проект «Золотой век Английского двора» результат плодотворного сотрудничества Музеев Московского Кремля и Музея декоративно прикладного искусства принцессы Виктории и принца Альберта (Лондон). Свои уникальные экспонаты для выставки предоставили Национальная портретная галерея (Лондон), Национальный морской музея Гринвича (Лондон), Библиотека Кембриджского университета, Национальная библиотека искусств, Королевская оружейная палата Лидс, Королевский институт британских архитекторов, частные собрания Ротшильдов, Дрейков и другие частные собрания. Среди редких древностей и диковинок, представленных на выставке и уже вышедших из нашего обихода, экспонируются изысканные «серебряные с позолотой» солонки, которые обычно дарили в Англии под Новый год, за одиннадцать лет своего правления (1528-1539), король Генрих VIII подарил их своим подданным шестьдесят три штуки. В витрине рядом с серебряной солонкой можно увидеть «Щипцы свечные», 1547 г.: серебро, литьё, гравировка, золочение. «Такие щипцы применялись для снятия свечного нагара и имелись в каждом помещении дворца. Служитель с их помощью укорачивал выгоревший фитиль в целях экономии свечей и более эффективного освещения. Так продолжалось до 1820 года, пока не были изобретены бездымные свечи».17

Таким образом, на историко-художественной выставке в музеях Московского Кремля представлены самые разнообразные уникальные экспонаты: живописные портреты королей, королев, рыцарей, геральдическая скульптура, часы, медали, столовое серебро, портретная миниатюра, драгоценные ювелирные украшения, парадные доспехи, шлемы, холодное и огнестрельное старинное оружие, тканые шпалеры, изысканные старинные костюмы и аксессуары. Выставка «Золотой век английского двора от Генриха VIII до Карла I» уникальна и исторически значима для зрителей.

В марте 2013 года после экспозиции в Музеях Московского Кремля выставка будет демонстрироваться в Лондоне.

  1. Дмитриева О.В. Золотой век английского двора: эволюция придворной культуры от Генриха VIII до Карла I. с. 22-47.- М.: Музеи Московского Кремля 24 октября 2012 года-27 января 2013 года
  2. Династические войны. Война Алой и Белой розы. Всемирная история. М., 1993, 672 с.. илл., с. 376-378.
  3. Указ соч. с.377.
  4. Рут Хиббард «Комедии, исторические драмы и трагедии мистера Уильяма Шекспира», с гравюрами Мартина Друшаута.- Золотой век английского двора от Генриха VIII до Карла I.- М.,2012,-. каталог 34 , с.104.
  5. Кудрявцев Б.В. Художественные музеи Лондона. –М.,Искусство, 1994, -222 с.,илл. с.19.
  6. Дмитриева О.В. Указ соч. с. 24.
  7. Энгус Паттерсон. Оружие и доспехи и их роль в придворной культуре. с. 280-287. Золотой век английского двора от Генриха VIII до Карла I.- М., 2012,-с. 281.
  8. Елизавета I Тюдор. Е.Доценко. Всемирная история. М., Аванта +, 1993, 672 с.. илл., с.378-383.
  9. Мифологический словарь. М.: Большая советская энциклопедия, 1992.- 736 с., «Веста» с.122.
  10. Елизавета I Тюдор. Е.Доценко. Всемирная история. М.,1993, 672 с.. илл., с.379-380.
  11. Кэролайн Оллф. «Портрет королевы Елизаветы I (Хемпденский портрет)». Золотой век английского двора от Генриха VIII до Карла I.- М.,2012,- кат. 4, с.54.
  12. Хейзл Форсайт. Жетон «Поражение непобедимой армады», Золотой век английского двора от Генриха VIII до Карла I.- М.: Музеи Московского Кремля 24 октября 2012 года-27 января 2013 года, с. 74.
  13. Кэролайн Оллф, указ соч. с. 60, каталог 7 «Портрет сэра Фрэнсиса Дрейка».
  14. Алёшина Ирина. «Френсис Дрейк».- Всемирная история. М., 1993, 672 с.. илл., с. 387-390.
  15. Рут Хиббард «Комедии, исторические драмы и трагедии мистера Уильяма Шекспира, опубликованные согласно подлинным оригиналам». См. указ соч., с. 104, каталог 34.
  16. Клэр Браун «Звезда ордена подвязки» Золотой век английского двора от Генриха VIII до Карла I. — М.,2012,- с. 342, каталог 154.
  17. Кэролайн Оллф, указ соч. с. 150, кат. 40.
 
 

Тэги: золотой век, история англии, московский кремль

 

Недавние записи в рубрике Выставки