Художник Владимир Боровиковский

Художник XVIII века Владимир Боровиковский был сыном казака, и внуком иконописца, родился художник в Миргороде (Украина) в 1757 году. Отец, казачий старшина Лука Боровиковский, также как дядя и братья художника — «богомазы», занимался росписью храма в Миргороде.

В 1787 году, направлялась через Украину в присоединённый к Российской империи Крым, Екатерина II посетила новый дворец в Кременчуге. Дворец расписал для императрицы Владимир Боровиковский «со родичами» с аллегорическими портретами муз и античных богинь, списанных с самой императрицы. Екатерине II понравились работа, и художник был приглашён в столицу ко двору. На полученный за роспись дворца гонорар В.Л.Боровиковский в 1788 прибыл в Санкт-Петербург из Миргорода.

До прибытии в столицу, Владимир Боровиковский писал иконы и портреты видных миргородских казаков.

%d0%92.%d0%9b.%d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9. galleria mini%d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 038 galleria mini%d0%a4%d1%80%d0%b0%d0%b3%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82 %d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%b0 %d0%9b%d0%be%d0%bf%d1%83%d1%85%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b9 galleria mini%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 %d1%82%d0%be%d1%80%d0%b6%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9 %d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%82%d1%8c%d1%8f%d0%bd%d0%ba%d0%b8 galleria mini%d0%a5%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%81 %d0%bd%d0%b0 %d1%83%d0%b1%d1%80%d1%83%d1%81%d0%b5. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8 %d0%b9. galleria mini%d1%81%d0%b2. %d0%9d%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%b9 %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%92.%d0%9b.%d0%b0 %d0%bb%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f %d0%b7%d0%b8%d0%bc%d1%8b galleria mini%d1%81%d0%b2. %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80 %d0%9d%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be %d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9. galleria mini%d0%98%d0%be%d0%b2 %d0%b8 %d0%b5%d0%b3%d0%be %d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b7%d1%8c%d1%8f . %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9  galleria mini%d0%98%d0%b8%d1%81%d1%83%d1%81 %d0%a5%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%81. %d1%80%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8c %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be %d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be galleria mini%d0%b5%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%82 %d0%9c%d0%b0%d1%80%d0%ba. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%b3%d0%be%d1%84%d0%b0. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%92.%d0%9b. galleria mini%d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9. %d0%af%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%a5%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b0 galleria mini%d0%98%d0%b8%d1%81%d1%83%d1%81 %d0%a5%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%81. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d0%bf %d1%82 %d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b0 %d0%9c%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bb%d0%b0. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2 %d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9. %d0%91%d0%be%d0%b3%d1%82 %d0%be%d1%82%d0%b5%d1%86 %d1%81 %d0%a5%d1%80%d0%b8%d1%81 %d1%82%d0%be%d0%bc galleria mini%d0%91%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b0. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%92.%d0%9b. galleria mini%d0%91%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b0. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9. galleria mini%d0%95%d0%ba%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d0%93%d0%b0%d0%b3%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%94%d0%b0%d1%80%d1%8c%d1%8f %d0%91%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b0 galleria mini%d0%98%d0%bc%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%86%d0%b0 %d0%9c%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%8f %d0%a4%d1%91%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%9a%d0%bb%d0%b5%d0%be%d1%80%d0%bf%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b0 %d0%9b%d0%be%d0%b1%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2a galleria mini%d0%bf %d1%82 %d0%9b%d0%be%d0%bf%d1%83%d1%85%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b9 %d0%9c. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%92 .%d0%9b. galleria mini%d0%b8%d0%bc%d0%bf. %d0%9c%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%8f %d0%a4%d1%91%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2 %d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d0%b8%d0%bc. %d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d0%bb 1 %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%92.%d0%9b. galleria mini%d0%95%d0%ba. ii %d0%bd%d0%b0 %d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%83%d0%bb%d0%ba%d0%b5 %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%92.%d0%9b. galleria mini%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%b5%d0%bb %d0%91%d0%bb%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f. %d0%91%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81 %d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%92.%d0%9b. galleria mini

С 1788 года началась карьера тридцатилетнего Боровиковского как светского художника-портретиста. Его учителем в Санкт-Петербурге стал профессор Императорской Академии художеств Д.Г.Левицкий. Боровиковский знакомится с поэтами Г.Р.Державиным, В.В.Капнистом, архитектором Н.А. Львовым и пишет их большие портреты и миниатюры по эмали.

От работ учителя Дмитрия Левицкого, портреты Владимира Боровиковского отличает большая изысканность образов и тонкость лирической и цветовой нюансировки. В это время в искусстве и литературе господствовал стиль «сентиментализм». Внутренний мир человека раскрывает Владимир Боровиковский на своих портретах.

Одним из лучших был портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке. Императрица изображена на огромном портрете прогуливающейся в парке, в домашнем платье, с маленькой собачкой. Пейзаж на портрете, «с серебристым лондонским туманом», написан в нежных пастельных тонах.

В 1795 году В.Л.Боровиковский написал «Портрет торжковской крестьянки Христиньи». Многие повторения этого образа мы увидим на будущих портретах Алексея Венецианова, ученика В.Л.Боровиковского.

Популярными портретами кисти Владимира Боровиковского стали женские образы: Арсеньевой, Скобеевой, Лопухиной, Нарышкиной, сестёр Гагариных, дочери Потёмкина и Екатерины II Тёмкиной, четырёх дочерей Павла I и его супруги Марии Фёдоровны.

В 1797 году написан портрет М.И.Лопухиной, исключительный по лиризму настроения и красоте живописи. Об образе поэт Яков Полонский сказал в своём стихотворении

«Портрет»:

«Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать».

Помимо милых женских портретов, в творчестве Владимира Боровиковского, были великолепные портреты императоров, генералов и знатных государственных деятелей: Г.Р.Державина, Д.П.Трощинского, А.Б.Куракина, Н.П.Шереметьева, Ф.А.Боровского, Али Мурзы Кули-Хана — брата персидского шаха Ага-Магомета, императора Павла I, императора Александра I, мореплавателя Ю.Ф.Лисянского.

Эти портреты всегда отличает живое, чёткое и энергичное, настроение. Генерал-майор Фёдор Артемьевич Боровской (1746-1805) изображён в парадном мундире с орденами, правой рукой крепко сжимающим трость. Генерал писан на фоне конной атаки с именным оружием на переднем плане портрета, как мудрый, много переживший полководец.

Образы императора Павла кисти Владимира Боровиковского от работ художника Степана Щукина отличает лиричность портрета царя, не нравившаяся самому императору Павлу, император предпочитал Щукинский «героизированный» образ в военном мундире. У Боровиковского Павел I на двух парадных портретах «в белом далматике» или «в мантии с короной и мальтийскими регалиями», — обычный человек, не царь, даже несколько растерянный.

В 1795 году художник получил звание академика Императорской Академии художеств. Период правления Павла 1796-1801 гг. стал периодом расцвета светской живописи Боровиковского. В эти же годы, Владимир Боровиковский работает много в технике эмали. Маленькие и близкие к сердцу каждого, миниатюрные портреты в его исполнении были особенно востребованы в XVIII веке. Художник мастерски писал сияние драгоценностей, блеск муаровых лент, бархата, атласа и шелков. Живопись Боровиковского носит интимный, камерный, приглушённый характер, словно дымкой обволакивая любимый портретируемый образ.

Кроме портретов, важным делом на протяжении всей жизни для художника оставалась иконопись. Родившись в семье потомственных иконописцев, или «богомазов», в начале XIX века В.Л.Боровиковский был благодарен Господу за возможность работы в 1804-1820-е гг. для собора Казанской иконы Божией матери (Казанского собора) Санкт-Петербурга, построенного в центре города, на Невском проспекте, по проекту архитектора Андрея Воронихина. К работе в соборе А.Н.Воронихин, работая под покровительством графа А.С.Строгонова, привлёк лучших живописцев своего времени.

Иконы создаваемых трёх иконостасов (главный и два в боковых приделах) Казанского собора С-Петербурга писали В.Л.Боровиковский, О.А.Кипренский, А. Иванов, Г.Угрюмов, Бруни и другие известные мастера.

Художником Владимиром Боровиковским были написаны иконы для царских врат главного иконостаса Казанского собора, иконы архангела Гавриила и девы-Марии для Благовещения, всех четырех евангелистов: Марка, Луки, Иоанна и Матфея.

Эти изображения характерны для иконописи XVIII века, у Боровиковского они наполнены эмоциональностью и драматизмом. Священный синод Русской Православной церкви в связи с «не каноничностью» и излишней эмоциональностью образов долгое время не хотел утверждать и принимать у подрядчиков иконостас для Казанского собора Санкт-Петербурга.

«На сооружении сего храма, с гордостью сообщал в 1811 году журнал «Северная почта», — употреблено единственно то, чем изобилует и славится Россия. Все материалы заимствованы из недр Отечества и все мастерства произведены искусством и рукою отечественных художников».

На протяжении всей жизни Боровиковский возвращался к любимым библейским образам святых, им был создан портрет святителя Николая Мирликийского — чудотворца в виде седого старика, который вошёл в каталоги живописи под названием «аллегории Зимы».

Характер самого художника в конце жизни стал более угрюмым, замкнутым, нелюдимым, он перестал вовсе писать светские портреты, отказывался от выгодных заказов и продолжал заниматься любимой иконописью.

Им был расписан Борисоглебский собор в Торжке, Иосифовский собор в Могилёве. Сохранились его образы «Константина и Елены», «святой великомученицы Екатерины», «Антония и Феодосия», «Товия и архангела Рафаила», «апостола Филиппа», «Иова и его друзей», «пророка Аваккума, несомого ангелом и Даниила во рву львином», и многочисленные другие церковные росписи, частично сохранившиеся сегодня в музеях и частных собраниях.

В 1816 году В.Л.Боровиковский написал один из лучших своих портретов – архиепископа Черниговского Михаила (Матвея-Михайловича) Десницкого 1765-1821 гг. впоследствии митрополита Санкт-Петербургского. Портрет в духе классического изображения того периода изображён с панагией, орденом святого апостола Андрея Первозванного, в черном монашеском клобуке. Архиепископ задумчив и молчалив.

В 1823 году Боровиковский написал иконы для Михайловского дворца в Петербурге, в частности «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов», «святого благоверного князя Александра Невского» и главный образ домовой Михайловской церкви – «архистратига Михаила». Умер художник в Санкт-Петербурге, в 1825 году и последней его работой стал иконостас для Троицкой церкви Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге.

 
 

Тэги: Казанский собор, портретная живопись, Художник Боровиковский

 

Недавние записи в рубрике Живопись