Художник Сергей Арсентьевич Виноградов

«Что же останется, если свет в этих полотнах погаснет …?»

Родился 1 июля 1869 года, в посаде Большие Соли Костромской губернии, ныне посёлок Некрасовское Ярославской области, в семье сельского священника. Сергей Виноградов закончил приходскую школу, затем Костромскую гимназию, где полюбил живопись.

Любовь к рисованию проявилась у Виноградова рано, этому способствовало соседство родительского дома с мастерской известного иконописца Ивана Семеновича Баженова, в которой и проводил будущий художник много часов, наблюдая за работой живописца и его учеников. Уроки профессионального мастерства получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 — 1889) у художников Е.М. Сорокина, И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова.

%d0%90%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b5%d1%82 %d0%a1.%d0%90.%d0%92%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%be%d0%b2 16.10 1927 %d0%b3. galleria mini%d0%92 %d1%83%d1%81%d0%b0%d0%b4%d1%8c%d0%b1%d0%b5 %d0%be%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%8c%d1%8e 1907 %d0%93%d0%a2%d0%93 galleria mini1910 %d1%8d%d1%82%d1%8e%d0%b4 %d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%8c galleria mini%d0%92%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%be%d0%b2. %d0%ae%d0%b6%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d0%bd%d0%be%d1%87%d1%8c 1915. galleria mini%d0%94%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d1%8f 1915 galleria mini%d0%96%d0%b5%d0%bd%d1%89%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d0%b2 %d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bc %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d0%b5 galleria mini%d0%9e%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%ba%d0%b0 1914 galleria mini%d0%9c%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%bb%d1%8c galleria mini%d0%92%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%be%d0%b2 %d1%81 %d1%81%d1%83%d0%bf%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%be%d0%b9 %d0%98%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b9 %d0%9a%d0%b0 %d0%b7%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b9. %d0%9f%d0%b5%d1%87%d0%b5%d1%80%d1%8b 1929 galleria mini1926 %d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6 galleria mini%d0%90%d0%bb%d1%83%d0%bf%d0%ba%d0%b0 1917 galleria mini%d0%91%d0%b0%d1%80%d1%8b%d1%88%d0%bd%d1%8f %d0%b2 %d1%81%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b0%d0%bd%d0%b5 1930 galleria mini%d0%92 %d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%b2%d0%b8. %d0%9a%d0%be%d0%bd%d0%b5%d1%86 1890 %d1%85 galleria mini%d0%92%d0%b5%d1%81%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%b8%d0%b9 %d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6 1913 galleria mini%d0%97%d0%b8%d0%bc%d0%bd%d0%b8%d0%b9 %d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6 galleria mini%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%be%d0%b2%d1%89%d0%b8%d1%86%d0%b0 galleria mini%d0%9b%d0%b0%d1%82%d0%b3%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6 galleria mini%d0%9b%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%b9 %d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6 1936 galleria mini%d0%9d%d0%b0%d1%82%d0%b0%d1%88%d0%b8%d0%bd %d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%b5%d0%bb 1900 galleria mini%d0%9f%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 %d1%85%d1%83%d0%b4%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0 %d0%9f%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%83%d1%85%d0%b8%d0%bd%d0%b0 galleria mini

Получил звание неклассного художника и уехал в С-Петербург, учился в императорской Академии художеств (1889) у профессоров Б.П. Виллевальде и К.Б. Венига. Значительное влияние на начинающего пейзажиста оказал художник А.И Куинджи с его опытами в освещении пейзажа, поскольку главное в пейзажах Сергея Виноградова — пленэр с эффектным освещением, как у французских импрессионистов. Живопись Сергея Виноградова образно близка картинам Константина Коровина, вместе с которым он входил в «Союз русских художников».

С.А. Виноградов автор ранних жанровых картин с «говорящими» названиями: «Лошадиный барышник», «Починка барки» (1888), «Обед работников» (1890), «Нищие у церковной ограды»(1899), «Поденщик», «Крестьянка», «Пастух», — в них художник помимо сюжета ищет пейзажное начало. Картины его тяготеют к созерцательности и бессобытийности: «Бабы», «В доме», «Выходят», «По жнивью».

Не доучившись в С-Петербургской Академии художеств Сергей Виноградов уезжает в Москву. Шесть лет посещает рисовальные вечера в доме художника В.Д. Поленова, где его эффектные по композиции и освещению картины оценили коллекционеры П.М. Третьяков, Морозовы, П.И. Харитоненко.

Затем художник уезжает в Харьков, где в 1891-1896 гг. преподаёт живопись и рисунок в ремесленном училище. В это время художник выставляет свои картины на передвижных выставках «Товарищества», выставках «36 художников», общества «Мира искусств», «Московского товарищества художников», задумав создать наконец отвечающее своим воззрениям художественное объединение, которое получило название «Союз русских художников».

В 1903 г. Сергей Виноградов стал руководителем Союза Русских Художников (СРХ), организации, программа которой интересом к русской природе, самобытности народной жизни. Это было одно из влиятельных художественных объединений в России начала XX века.

В «Союз русских художников» входили выдающиеся московские и петербургские художники-живописцы: М.В. Нестеров, К.А. Коровин, С.А. Виноградов и С.Ю. Жуковский, А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, С.В. Иванов, М.А. Врубель, Н.А. Клодт, М.А. Мамонтов, С.В. Малютин, В.В. Переплётчиков, П.И. Петровичев, А.А. Рылов, А.С. Степанов, П.Е. Щербаков, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, В.Э. Борисов-Мусатов, О.Э. Браз, А.Я. Головин, Е.Е. Лансере, В.Н. Шульга, Н.В. Досекин, К.К. Первухин, В.В. Переплётчиков, Л.В. Туржанский, К.Ф. Юон, С.А. Цыба, Ф.А. Малявин, А.П. Остроумова, И.Э. Грабарь, М.А. Дурнов, А.С. Голубкина, Н.П. Ульянов, М.Х. Аладжалов, Н.К. Рерих, Н.А. Тархов, П.П. Трубецкой, С.П. Дягилев, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, и другие.

В Уставе закреплялось право его действительных членов выставлять свои работы без жюри, обеспечивающее художникам, члена «Союза» полную свободу самовыражения. C 1904 года состоялись 38 выставок членов «Союза русских художников».

Первая «Рождественская» выставка состоялась зимой 1903-1904 гг. в Строгановском училище, в Москве. Ностальгия по уходящей жизни, по деревенским корням, по провинциальной России, где томится и радуется русская душа, становится чуть ли не главной приметой реалистической живописи членов «Союза русских художников».

Тоска по старине, по провинциальному помещичьему быту, любование и ностальгия по уходящему ХIХ веку, нашли воплощение в теме усадеб, коснувшейся творчества Станислава Жуковского и Сергея Виноградова. Они применяли технику работы на пленэре, как у французских импрессионистов, но в тоже время были продолжателями московской школы пейзажа XIX века.
Многие из них были «убежденными левитановцами», стремясь найти в природе лирические мотивы и трепетно передавая ее изменчивое настроение. «Общей чертой их участников стало утверждение русской национальной самобытности в пейзаже, историческом сюжете и графических мотивах».

Помимо большой выставочной программы в Российской империи, начиная с 1904 года «Союз русских художников» провёл несколько международных выставок. С.А. Виноградов работал вместе с меценатами и коллекционерами Морозовыми, С. Мамонтовым, Рябушинским, Щукиным, помогая составить их коллекцию французской живописи М.А. Морозову.
В 1904 году выставка «Союза русских художников» состоялась в немецком Дюссельдорфе, в 1906 году в Париже, в 1907 году, помимо С-Петербурга и Москвы – в Венеции, а в 1911 в Риме. К выставкам издавался «каталог картин» «Союза русских художников.

В 1912 году Сергея Арсентьевича Виноградова избрали академиком императорской Академии художеств в Петербурге. С 1916 года он избран её действительным членом. Художник активно занимался общественной деятельностью, помогая многим отделениям бедноты и крестьян в Москве, С-Петербурге, Рязани, Орле. С.А. Виноградов совершил несколько поездок по Волге и русскому Северу, оставляя картины и этюды от своих поездок: «Пристань на Волге», «Ледоход на Двине», «Кирилло-Белозерский монастырь» и другие.

В 1915 году написана картина «Деревня»: работа буквально завораживает бравурным жизнеутверждающим переживанием природного мотива. Природа на холсте прибывает в непрестанном движении. Как бы обновляется на глазах у зрителя.
Этот обостренный динамизм свойственен также Жуковскому С.Ю., Туржанскому Л.В, Досекину Н.В. и другим художникам — «союзникам». Все они шли от Саврасовско-Левитановской пейзажной традиции – в пристрастии к «мокрой» природе, трепетной, изменчивой, чреватой множеством живописных эффектов.

В 1915-1917 годы С.А. Виноградов жил и работал в Крыму, проживая в Гурзуфе на даче у друга Константина Коровина. В это же время в Крыму находилась семья Великой княгини Ольги Александровны Романовой с супругом Н.А. Куликовским, проживающие неподалёку. С.А. Виноградов был учителем живописи О.А. Романовой-Куликовской, Покровителя, Попечителя и Благотворителя «Союза русских художников».

Картины, созданные в Крыму, С.А. Виноградовым, наполнены эффектными переливами солнечного освещения. Это «Алупка. Крым, 1917», «Крым, цветущий май», «Южная ночь», напоминающая живопись Куинджи и другие.

С 1911 года художник С.А. Виноградов входил в «Орловское общество изящных искусств», в «Рязанское общество художественно-исторического музея», Московский литературно-художественный кружок, много работал и участвовал в т.н. общественной работе, совместно и по поручению Великой княгини О.А. Романовой, с которой он не порывал общения после отъезда её семьи из России в 1920 году, встречаясь на выставках русского искусства, где О.А. Романова, уже не как Попечитель-благотворитель, а как художник, также выставляла свои работы в Копенгагене (1927), Праге (1928), Лондоне (1935), Белграде (1936).

С 1917 года С.А. Виноградов входил в состав Комиссии по оформлении. Московского Кремля. Известна его картина этого периода «Вид на Московский кремль» — гимн импрессионизму. В 1924-1929 годы С.А. Виноградов возглавлял организационный комитет передвижной выставки русского искусства в США и Канаде. Сергей Арсентьевич, сопровождая выставку в США, в советскую Россию уже не вернулся. Художник поселился в Риге, где в 1925 году была организована его персональная выставка живописи.

С.А Виноградов преподавал живопись в Рижской студии художника Богданова-Бельского, затем в основанной им персональной художественной школе. В 1926 году С.А Виноградов посетил Париж. После посещения парижских музеев, Виноградов сказал, что современное искусство находится под знаком Сезанна.

Реалист и приверженец академического образования, художник Сергей Виноградов не принимал модных «конструктивизма и кубизма» с их угловатыми формами. Он радовался, что искусство вновь повернулось к реальной жизни и природе. Он говорил, «что же останется, если свет в этих полотнах погаснет… ?»

На исходе жизни художник остро ощущал свою сопричастность природе и своей миссией считал раскрытие через искусство созданного Творцом многокрасочного мира. Пять сезонов художник работал в Лобарже близ Риги, куда к нему приезжал из Парижа русский писатель Иван Шмелёв. Сергей Виноградов о встрече с ним и о истории рождения «Союза русских художников» написал статью: «Дни золотого торжества в Латгалии».

Художник продолжал создавать пейзажи, посетив в 1928 году Псково-Печерский монастырь. В 1929 году вышла серия работ православного содержания «Псково-Печерский монастырь», очень динамичных и красивых по колориту: «Купола кафедрального собора», «Успенский собор», «Звонница Псково-Печерского монастыря» и другие, всего пятнадцать картин.

В 1929 в Риге был издан культурно-исторический очерк профессора Василия Синайского «Псково-Печерский монастырь» со «снимками с картин и рисунков академика Сергея Виноградова». Виноградов любил мотивы уходящей России или умирающей старины, любовь к которой и тоска по которой не давала художнику жить иначе…

В 1930 году в Риге состоялась выставка 19 учеников Сергея Виноградова. Профессор С.А Виноградов написал монографии о своих учителях, художниках Сорокине, Маковском, Прянишникове, Поленове. Художник умер 5 февраля 1938 года в Риге. За время работы в Риге живописцем было создано около 250 произведений.

Сергей Арсентьевич Виноградов, основатель «Союза русских художников», живописец с мировым именем — принимал участие в выставках в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Берлине (1907), Мюнхене (1909, 1913), Праге (1914), Нью-Йорке (1924), Риге (1925, 1935, 1936, 1937).

Работы Сергея Виноградова представлены в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, ГМИИ им Пушкина, Тверской картинной галерее, в музее им Радищева в Саратове, Таганроге, в Рижском художественном музее, музее Карнеги в Питсбурге и других музеях.

На исходе жизни художник остро ощущал свою сопричастность природе и своей миссией считал раскрытие через искусство созданного Творцом многокрасочного мира.

С.А Виноградов великий русский художник,- приверженец реалистического направления, русского импрессионизма, в живописи которого важную роль играло «впечатление», как во Франции у основателей художественного течения — импрессионистов. Огромное внимание в работе над картиной у Виноградова уделялось натурным зарисовкам на пленэре, — этюдам.

Кроме «живого впечатления» от картины, всегда захватывающим в живописи Сергея Виноградова, оставался цвет, или колорит картины. На колорит, прежде всего, влияло освещение, правильно уловленное глазом живописца и воспроизведённое на картине. Свет главенствует на полотнах Виноградова.

В результате живопись С.А Виноградова, наряду с живописью К.А Коровина, С.Ю Жуковского и другими членами «Союза русских художников» – это светлая песнь в русской пейзажной живописи. Именно в Париже в огромной галере на Гранд Пале в «Salоn de Tuilery» в 1926 году, восхитившись живописью Сезанна, Сергей Виноградов спросил, «Что же останется, если свет в этих полотнах погаснет ?»

 
 

Тэги: русская пейзажная живопись, художник Сергей Виноградов

 

Недавние записи в рубрике Живопись