Художник Дмитрий Кардовский. Оптимистическая песня жизни

Дмитрий Николаевич Кардовский родился 5 сентября 1866 года в дворянской семье под Ярославлем в усадьбе Осурово Переславского уезда. Его мать, Мария Фёдоровна Кардовская, увлекалась живописью и в молодости училась рисунку в Строгановском училище в Москве.

Рано потеряв супруга, М.Ф.Кардовская одна воспитывала пятерых детей в усадьбе Осурово. Сын Димитрий Кардовский хорошо рисовал и был определён матерью на учение в ближайшую гимназию Владимира, где он по своим воспоминаниям «без конца рисовал».

В 1886 году, после окончания гимназии, 19-ти лет отроду, Дмитрий Кардовский переехал в Москву и поступил в Московский университет на юридический факультет. С детства, кроме рисунка и живописи, Дмитрий Кардовский интересовался архитектурой и историей.

%d0%92%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b9%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%93.%d0%a1. %d0%bf %d1%82 %d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%94.%d0%9d.1 galleria mini%d0%93%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8c %d0%9d%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b5%d0%ba%d1%82 galleria mini%d0%93%d1%80%d0%b8%d0%b1%d0%be%d0%b5%d0%b4%d0%be%d0%b2 %d0%93%d0%be%d1%80%d0%b5 %d0%be%d1%82 %d1%83%d0%bc%d0%b0 galleria mini%d0%94%d0%b5%d0%bb%d0%bb%d0%b0 %d0%92%d0%be%d1%81 %d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 %d0%90%d1%85%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9 1914. galleria mini%d0%94%d0%b5%d0%bb%d0%bb%d0%b0 %d0%92%d0%be%d1%81 %d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d0%9e%d0%bb%d1%8c%d0%b3%d0%b0 %d0%9b%d1%8e%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0. %d0%90%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 %d1%81%d1%83%d0%bf%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%b8 %d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be galleria mini%d0%94.%d0%9d.%d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d0%97%d0%b0%d1%81%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%a1%d0%b5%d0%bd%d0%b0%d1%82%d0%b0 %d0%bf%d1%80%d0%b8 %d0%9f%d0%b5%d1%82%d1%80%d0%b5 i. galleria mini%d0%98%d0%bb%d0%bb%d1%8e%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8 %d0%ba %d0%93%d0%be%d1%80%d0%b5 %d0%be%d1%82 %d1%83%d0%bc%d0%b0 galleria mini%d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%94.%d0%9a. %d0%91%d0%b0%d0%bb 1913 %d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0 %d0%b2 %d0%9c%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b9%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bc %d0%b4%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%86%d0%b5 %d0%a1%d0%9f%d0%b11 galleria mini%d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%94.%d0%9d. %d0%90%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 galleria mini%d0%9a%d0%b0%d1%88%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%b0 %d0%a7%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0 galleria mini%d0%9a%d1%83%d0%bf%d1%86%d1%8b. %d0%b8%d0%bb%d0%bb %d0%ba %d0%a0%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d0%b7%d0%be%d1%80%d1%83 %d0%93%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8f galleria mini%d0%9c%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%ba galleria mini%d0%9e%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bd%d0%b0 %d0%a1%d0%b5%d0%b2%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f galleria mini%d0%9f%d0%b5%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d1%84%d0%bb%d0%be%d1%82%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d1%8f 1692 %d0%b3 galleria mini%d0%9f%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 %d0%9c%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9 %d0%b8 %d0%9e%d0%b2%d1%81%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0 galleria mini%d0%a3%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b5 %d0%ba%d0%b0%d1%84%d0%b5 galleria mini%d0%a3%d1%85%d0%be%d0%b4 %d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d1%83%d0%b7%d0%be%d0%b2 %d0%b8%d0%b7 %d0%9c%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d1%8b galleria mini%d0%a4%d0%b0%d0%bc%d1%83%d1%81%d0%be%d0%b2 %d0%a7%d0%b0%d1%86%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a1%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%b7%d1%83%d0%b1. %d0%93%d0%be%d1%80%d0%b5 %d0%be%d1%82 %d1%83%d0%bc%d0%b0. galleria mini%d0%a4%d0%bb%d0%b0%d0%b3%d0%b8 %d0%bf%d1%91%d1%81%d1%82%d1%80%d1%8b%d0%b5 %d1%81%d1%83%d0%b4%d0%be%d0%b2 galleria mini%d0%a7%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b2 %d0%9a%d0%b0%d1%88%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%b0  galleria mini

В Москве Дмитрий уже обучаясь в университете, поступил в частную школу архитектора Александра Гунста, где учился рисунку и живописи. Закончив юридический факультет Московского университета Дмитрий Кардовский отбыл обязательную воинскую повинность.

Затем тяга к искусству переполнила душу будущего художника, и уже 26-летним юношей, после военной службы, со сложившимся характером и завершённым юридическим образованием, Дмитрий Кардовский в 1892 году поступил учиться в Императорскую Академию художеств в Петербурге.

Д.К.Кардовский оказался в классе лучшего педагога академии художеств, преподавателя натурного класса Императорской академии художеств [ИАХ] профессора Павла Петровича Чистякова, получившего золотую медаль академии за историческую картину «Патриарх Гермоген в темнице». Обучение у Чистякова длилось два года.

В 1894 году в результате реорганизации учебного процесса, в Академии художеств был распущен натурный класс Императорской академии художеств, лучший его преподаватель, профессор П.П.Чистяков лишился своих учеников, уйдя преподавать в Императорское художественное училище.

Студент-живописец Дмитрий Кардовский по результатам своих этюдов был принят Ильёй Ефимовичем Репиным в свою мастерскую вместе со студентами-живописцами А.Остроумовой, Ф.Малявиным, К. Коровиным. Но востребованный портретист И.Е. Репин в 1894-95 гг. всё реже бывал в своей живописной мастерской академии художеств, почти не занимаясь педагогической деятельностью.

Студенты были предоставлены сами себе. Студент Дмитрий Кардовский, будучи значительно старше своих соучеников, имеющий свои жизненные принципы, не мог впустую тратить время обучения.

В 1896-1900 гг. Дмитрий Кардовский по совету Игоря Грабаря, совместно с ним едет в Мюнхен. Русские художники Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин, Мстислав Добужинский, Давид Бурлюк и Игорь Грабарь учились в Мюнхене в школе модного художника словенского происхождения Антона Ашбе, получив полный курс классического рисунка и реалистической живописи, в окружении художников модернистов, импрессионистов и футуристов.

Художник Д.Н.Кардовский обладал феноменальной художественной памятью и исключительной наблюдательностью. По словам Игоря Грабаря, Дмитрий Кардовский «умел предать давно пережитое впечатление, точно восстановить события, обстановку. Характер действующих лиц – всё до мельчайших подробностей».

Модные идеи и течения живописи начала XX века, царившие в школе Антона Ашбе, позже найдут своё продолжение в творчестве Дмитрия Кардовского. Его сочные живописные пейзажи наполнены радостью импрессионизма, рисунки к Гоголю — драматизмом бытового жанра, а книжные иллюстрации к Чехову серыми буднями классической академической школы.
В 1900 году в Мюнхене, Дмитрий Кардовский женился на молодой и талантливой художнице Ольге Людвиговне Дела-Вос, вместе с которой он вернулся в Россию. Ольга Дела-Вос Кардовская известна ценителям искусства живописными портретами поэтов Николая Гумилёва (1909), Анны Ахматовой (1914) и другими произведениями.

По возвращении в Россию, в 1900-1902 гг. продолжилось сотрудничество художника с И.Е.Репиным, в его академической мастерской, где Кардовский работал над своей дипломной картиной. В 1902 году Дмитрий Кардовский в Академии художеств получил звание художника за академическую программу «Самсон и Далила».

В 1903-1907 гг. живописец Кардовский Д.Н. состоялся как учитель и преподаватель живописи. В 1900-1903 гг. Д.Кардовский участвовал в четырёх выставках художественного объединения «Мир Искусства», основанного в 90-х годах XIX века С.Дягилевым, А.Бенуа, Л.Бакстом, С.Лансере и К.Сомовым.

В 1902 году произведения Кардовского экспонировались в русском отделе Международной выставки в Париже на выставке «Мир искусства». 1

С 1903 года Кардовский был помощником в мастерской И.Е.Репина. Художником совместно с учениками, последователями Репина и Куинджи, было основано «Новое общество художников»,- НОХ. Общество организовало десять зимних художественных выставок, в которых участвовало 180 художников.

Выставки картин экспонировались в Петербурге, затем в Москве. Эстетическую платформу «Нового общества художников» «составлял петербургский неоклассицизм». 2

С 1907 года Кардовский руководил собственной живописной мастерской в императорской Академии художеств, где у него появились талантливые ученики. В трудные периоды отсутствия заказов, художник Дмитрий Кардовский занимался кропотливым трудом иллюстрации литературных произведений.

Впервые в 1902 году, сразу после женитьбы и окончания Императорской академии художеств, ввиду безденежья и ухудшения здоровья, художник едет в Крым. В 1902-1903 гг. Кардовским создана, потрясающая по своему проникновению в быт патриархальной «Чеховской» России, серия иллюстраций «Каштанка», включающая 55 листов.

Великолепная светотеневая разработка всех рисунков. Серия иллюстраций к рассказу А.П.Чехова была создана по заказу литературного издательства А.Ф.Маркса.

В 1904 году Д.Н.Кардовский создал 26 графичных изображения к роману Н.В.Гоголя «Невский проспект». Тон в этих иллюстрациях заменён штрихом, моделировка форм персонажей — чёткой линеарной обрисовкой контура. Иллюстрации жёстки и конкретны, Кардовский не реставрирует стиль эпохи, он создаёт свои иллюстрации в стиле сатирической прозы Гоголя.

В 1911 году Дмитрию Кардовскому будет присвоено звание профессора ИАХ и он будет избран действительным членом Академии художеств. Педагогические принципы, унаследованные художником Кардовским от педагогов Чистякова, Репина, Ашбе будут переданы талантливым ученикам В.Ефанову, А.Савинову, В.Шухаеву, П.Шиллинговскому, Д.Шмаринову.
Своим ученикам, среди которых были выдающиеся живописцы и графики, Дмитрий Николаевич Кардовский привил любовь к реалистическому воспроизведению мира.

С 1907-1913 гг. по заказу литературного С-Петербургского издательства Кнебель Дмитрий Кардовский создаёт цикл работ на тему знаменитого романа Александра Грибоедова «Горе от ума». Это полноцветные иллюстрации классического романа.
В гротескных картинках соединены живописное и графическое начала живописи. Действие в иллюстрациях разворачивается сразу в нескольких планах. Композиции работ усложняются, заставляя читателей А.С.Грибоедова, порадоваться за любимых персонажей, и удивится мастерству и виртуозности художника-иллюстратора Кардовского.

В 1918 году, после реорганизации Императорской академии художеств в Петербурге, ученики профессора Д.Н.Кардовского, в защиту профессиональных интересов художников и обучении мастерству в традициях старых мастеров, организовали «Цех живописцев Святого Луки». Цех носил имя покровителя живописцев, первого портретиста, святого евангелиста Луки, впервые создавшего лик Богоматери с младенцем Христом.

Во главе вновь создаваемого «цеха» стояли мастера Д.Кардовский, А.Яковлев, В.Шухаев. Под их руководством планировалась работа подмастерьев и учеников. В основу общества «святого Луки» была положена методика преподавания Д.Н.Кардовского. Программа цеха была сформулирована Николаем Радловым и опубликована в иллюстрированном журнале «Аполлон» №8/9/10 за 1917 год. 3

Благими намерениями выстлана дорога в ад, к счастью «Цех живописцев Святого Луки» распался в том 1918 году. Художник Д.Кардовский продолжал своё живописное творчество.

Главные его произведения из отечественной истории: «Петровская флотилия 1692 года», «Полтавская битва», «Флаги пёстрые судов», «Сенат Петра Великого», «Оборона Севастополя», «Уход французов из Москвы», «Бал в дворянском собрании 1913 года» и другие.

Дмитрий Кардовский в 1900-1943 гг. состоял во многих художественных объединениях, выставляя свои картины, и работая как учредитель, куратор, организатор и педагог.

В 1906-1911 гг. Д. Кардовский участвовал Московском «Обществе имени Леонардо да Винчи» с лекциями и картинами художников: А.Бенуа, А.Гауша, Д.Бурлюка, В.Борисова-Мусатова, А.Келлера, П.Крымова, Д.Митрохина, И.Бродского, Н.Рериха, П.Петровичева, М.Добужинского, К.Сомова, Р.Фалька, К.Юона и других. На выставках общества зрителям представлялись репродукции знаменитых картин, в частности Рембранта. 4

В 1913-1918 Д.Кардовский состоял в «Архангельском кружке любителей изящных искусств», участвуя в северных выставках в 1913 и 1914 году совместно с Б.Кустодиевым,, К.Петров-Водкиным, М.Добужинским, И.Бродским, Е.Лансере и другими художниками. 5

В 1917 году Д.Кардовский принимал участие в кружке художников «Новая школа», в связи с образованием на его основе нового «Союза деятелей искусств» в Петрограде. В кружке работали Н.Купреянов. П.Лебедев, В.Суходольская, А.Павлов и др. 6

В 1917 году, в связи с образованием «Союза деятелей искусств» в Петрограде, было открыто общество «Свободная мастерская», куда вошли учащиеся «Новой школы» Д.Н.Кардовского, школы Е.Н.Званцевой и мастерской Я.В.Циоглинского. Общество вошло в «левый блок» Союза деятелей искусств. 7

«Цех живописцев святого Луки» созданный учениками Д.Н.Кардовского в 1918 году не нашел практических путей для реализации своей программы и вскоре после создания распался.

После неудачи с «цехом святого Луки» Д.Кардовский уезжает из голодного Петрограда в Переславль–Залесский, где в течение двух лет помогает местному музею в организации картинной галереи.

С 1920 года художник живёт в Москве, преподавая во Вхутемасе на станковом и театрально-декоративном факультетах художественного училища.

В 1923-1929 гг., Кардовский участвует в обществе художников «Жар-цвет», продолжателей объединения «Мир искусства» в Москве и организовавших там пять художественных выставок объединения «Жар-цвет». 8

В 1923-1925 гг. в Московском художественном обществе МХО, совместно с И.Граберём, А.Архиповым, С. Малютиным, С.Конёнковым, А.Васнецовым. 9

Способность тонко передавать оттенки характеров персонажей и историческое воссоздание обстановки произведений, привели художника в театр. С 1922 года по 1930 год, Д.Кардовский преподаёт в художественной студии К.М.Чемко на Тверской улице в Москве.

В 1929 году в Москве была организована персональная выставка художника Дмитрия Кардовского в связи с 25-летием его педагогической деятельности и демонстрирующая совместно с учителем работы 50 учеников профессора живописи Д.Н.Кардовского.

В 1930-1932 гг. участие Д.Н.Кардовского в выставках общества «Союза советских художников», — ССХ, основанного М.Грековым и Н.Котовым, К.Елисеевым, Г.Савицким. Союз был ликвидирован в острой критике за «скатывание в чужой лагерь, приспособленчестве и внутренней миграции». 10

Умер художник во время Великой Отечественной войны в 1943 году, до конца жизни продолжая рисовать. За семь лет до смерти его левая рука оказалась парализованной, и Д.Н.Кардовский прекратил свою публичную педагогическую деятельность в реорганизованной советской Академии художеств.

Последние творческие работы художника были исторические картины из жизни Петровской эпохи, созданные к роману Алексея Толстого «Пётр I» и роману Леонида Леонова «Соть». Незавершёнными остались отдельные листы станковых акварелей на тему восстания декабристов.

Графика художника Дмитрия Кардовского — это образец острой наблюдательности, мастерского воссоздания духа эпохи литературного произведения. Живописные картины художника Д.Кардовского – яркая оптимистическая песня русской жизни, наполненная любовью к ней.

1 Каталог выставки картин журнала «Мир искусства» IV выпуск, М., 1902.
2 Устав Нового общества художников. — СПб, 1904.
3 Радлов Н.Э. Цех святого Луки // Аполлон, 1917 № 8,9,10, с.61-79.
4 «Общество имени Леонардо да Винчи». Москва. 1906-(1911). Золотой век художественных объединений в России и СССР// Сост. Северюхин, О., Лекинд Д. — СПб, 1992, 400с., с. 168-169.
5 «Архангельский кружок любителей изящных искусств». Золотой век, с. 14.
6 РГИА ф. 794, оп.1, д.42. л.198-203.
7 РГИА, ф.794. оп.1, д. 42, л.192-196.
8 «Жар-цвет» Золотой век, с. 63.
9 «МХО» Золотой век, с.138.
10 «ССХ» Золотой век. с.287.
 
 

Тэги: оптимистическая песня жизни, Художник Дмитрий Кардовский

 

Недавние записи в рубрике Живопись