Художник Аркадий Пластов

Пасхальный натюрморт.

Детство.

Пасхальный натюрморт русского художника Аркадия Пластова написан в 20-е гг. ХХ века и прежде назывался «Праздничным».

Художник родился на Симбирской земле, в деревне Прислониха, в 1893 году и был шестым ребенком в семье. Жили очень трудно, несмотря на то, что Пластовы, это большой и знатный род, в котором потомки были образованными людьми — священниками, иконописцами и архитекторами.

%d0%90%d1%80%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%b9 %d0%9f%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2. %d0%90%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b5%d1%82 1910 %d0%b5 %d0%b3%d0%b3. galleria mini%d0%90%d1%80%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%b9 %d0%9f%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2. %d0%a4%d0%b0%d1%88%d0%b8%d1%81%d1%82 %d0%bf%d1%80%d0%be%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%b5 %d0%bb. 1942. galleria mini%d0%9f%d0%b0%d1%81%d1%85%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9 %d0%bd%d0%b0%d1%82%d1%8e%d1%80%d0%bc%d0%be%d1%80%d1%82 1920 %d0%b5 %d0%b3%d0%b3. galleria mini%d0%9f%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b5%d1%82 %d0%b1%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%b0 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0 1910 %d0%b5.%d0%b3%d0%b3 . galleria mini%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b5%d1%82 %d0%b1%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%b0 %d0%92%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b0 1910 %d0%b5. galleria mini%d0%92%d0%b0%d0%bb%d1%8f %d0%a0%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d0%bd%d0%b0. 1958 %d0%b3. galleria mini%d0%94%d0%b5%d0%b2%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b0 %d0%b2 %d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b9 %d0%ba%d0%be%d1%84%d1%82%d0%b5. %d0%9d%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8f %d0%90%d1%84%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%8c%d0%b5%d0%b2%d0%b0 1940 %d0%b3 galleria mini%d0%9a%d0%be%d1%81%d1%87%d0%b5%d1%86 %d0%98%d0%b2%d0%b0%d0%bd %d0%a2%d0%be%d0%bd%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%bd. 1934 1936. %d0%b3%d0%b3 galleria mini%d0%9a%d1%83%d0%b7%d0%bd%d0%b5%d1%86 %d0%92%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%b9. 1932 1935. %d0%b3%d0%b3. galleria mini%d0%9a%d1%83%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b5%d0%b9 1937 %d0%b3%d0%be%d0%b4. galleria mini%d0%9c%d0%b8%d1%88%d0%ba%d0%b0 %d0%a1%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%bd 1941. %d0%b3. galleria mini%d0%9f%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2 .%d0%a2%d1%80%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%b8. galleria mini%d0%9f%d0%bb%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba %d0%98%d0%b2%d0%b0%d0%bd %d0%9b%d0%be%d0%b1%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2. 1947 %d0%b3. galleria mini%d0%9f%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b5%d1%82 %d1%81%d1%8b%d0%bd%d0%b0 %d0%9a%d0%be%d0%bb%d0%b8 %d1%81 %d0%ba%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%b9. 1935 1936 %d0%b3%d0%b3. galleria mini%d0%a0%d0%b5%d1%88%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba %d0%98%d0%b2%d0%b0%d0%bd %d0%9a%d1%83%d0%b7%d0%bd%d0%b5%d1%86%d0%be%d0%b2. 1948 1949 %d0%b3%d0%b3 . galleria mini%d0%a0%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba. 1952 %d0%b3. galleria mini%d0%92%d0%bd%d1%83%d0%ba %d0%9a%d0%be%d0%bb%d1%8f %d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%b5%d1%82. galleria mini%d0%a2%d0%b0%d1%8f %d0%a0%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d0%bd%d0%b0. 1960 %d0%b5 %d0%b3%d0%b3. galleria mini%d0%9f%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2 %d0%90%d1%80%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%b9 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87 galleria mini%d0%a6%d1%8b%d0%b3%d0%b0%d0%bd %d0%98%d0%b2%d0%b0%d0%bd 1950 %d0%b3. galleria mini%d0%a6%d1%8b%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%b0 %d0%a4%d0%b0%d1%8f 1950 %d0%b3. galleria mini

В бумагах, оставшихся у отца, Аркадий Александрович Пластов находил чертежи своего деда: «Церковь в селе таком-то. Сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в Прислонихе была построена в 1896 году и расписана дедом и отцом художника Аркадия Пластова.

Отец Александр Григорьевич Пластов, был большим любителем чтения, «водился с грамотными людьми», так что с детства младший сын Аркадий Пластов слушал разговоры отца «о планетах о Боге и о каких-то чудесах науки».

Мать художника, Ольга Ивановна, была дочерью сельского лекаря, из обрусевших немцев. В детстве художника, кроме родителей, была маленькая, сухонькая бабушка, «старушка Степановна», которая домовничала в избе, читала им сказки и былины про Егория Храброго и бел-горюч камень, Илью Муромца, Аленушку и которая воспитала у детей Пластовых любовь к православной вере.

Эти годы, проведенные в родной Прислонихе, позже Аркадий Пластов назовет «блаженством, которое никогда не повторится».

Творчество.

Богоявленскую церковь, стоявшую в Прислонихе с XIX века, и расписанную прадедом художника, иконописцем Гаврилой Пластовым, сначала превратят в амбар, а после и вовсе разрушат на глазах у Аркадия Пластова, в пятидесятые годы ХХ века.

Самыми сильным впечатлениям пятнадцатилетнего Аркадия Пластова, повлиявшим на его жизненный выбор, навсегда останется его работа в родном Прислонихинском храме во имя Богоявления Господня, вместе с отцом Александром Григорьевичем Пластовым.

Летом 1908 года, в деревню приехали «богомазы подновлять храм». Работами руководил отец, Пластов А.Г., работавший во главе художественной артели. И когда юный Аркадий Пластов забрался ввысь на леса, то «Саженные пророки и архангелы с крыльями обступили его кругом, Аркадий увидел знакомого Бога Савоафа и его глаза, «величиной с амбарные ворота», то уже ничего с собою поделать не мог».

Он хотел стать только художником-иконописцем и никем больше. Родители же видели в юноше будущего архиерея и мальчик после сельской школы, духовного училища, обучался в Симбирской семинарии.

Осенью 1908 года, внезапно умер отец — Александр Григорьевич Пластов и огромная семья Пластовых осталась без кормильца. Талантливому ученику Аркадию Пластову удалось закончить третий курс семинарии, где живописному мастерству его обучал художник Д.И.Архангельский, рассказавший о живописи, о Павле Михайловиче Третьякове, о русском искусстве и передвижниках.

Вскоре Губернская управа Симбирска постановила выдать талантливому юноше Аркадию Пластову стипендию в двадцать пять рублей ежемесячно, для дальнейшего обучения художественному ремеслу в Москве. Обучение проходило в «Училище ваяния и зодчества», на скульптурном, затем живописном факультетах.

Своими лучшими образцами для подражания Аркадий Пластов навсегда считал живопись художников Поленова, Васнецова, Репина, Сурикова и Нестерова.

Февральские дни переворота застали Аркадия Пластова на третьем курсе. Пришлось возвращаться в родную Прислониху, где он был одним из самых образованных людей. Десятки односельчан приходили к нему с жизненными вопросами.

Впоследствии художник вспоминал, в своей автобиографии, что к стыду своему, ему тогда казалось, что стоит «ликвидировать глупого и вредного царя и основное дело свое революция выполнит». Но жизнь оставалась невыносимой, в братоубийственной гражданской войне погибли и пропали без вести многие односельчане и родные братья Аркадия Пластова.

Художник стал для них своим защитником, соединив в одном лице «секретарство в Комбеде и в Помголе». К художнику больше не относились иронично, не смотрели на его занятие живописью, как на «озорство или чудачество», местные деревенские знали, «что у него талан и кому что дадено», только никак не могли понять, зачем он «сымает с их портреты, или списывает, какие-то кустики и избушки, цельный день при этом, жарясь на солнце».

В 1925 году Аркадий Пластов обвенчался с Натальей Алексеевной Пластовой, урожденной фон Вик, которой делал предложение шесть раз. Летом, как все крестьяне, он работал на сельхозработах, на зиму уезжая на заработки в Москву, которую по-прежнему любил: «плакатистом зимой в Москве, хлебопашцем, летом, в Прислонихе, пока не стал вольным живописцем».

Летом 1931 года в деревне случился большой пожар, выгорели 59 усадеб, у Пластовых остался один огород и корова. Сгорел и сундук со всеми творческими работами художника.

«Фашист пролетел».

Осенью 1942 года в Москве в Третьяковской галерее открылась выставка «Великая Отечественная война», на которой Пластов представил работы «Немец пролетел», «К партизанам», «Защита родного очага».

Картина «Фашист пролетел», висела в 1943 году в Тегеране во время проведения совещания глав трех великих держав, решавших вопрос об открытии Второго фронта. Эта картина Аркадия Пластова, одна из самых известных, любима всем по картинке из букваря.

Картина была написана осенью 1942 года, с названием «Немец пролетел», быстро, за пять дней, но отнявшая у художника Аркадия Пластова все его духовные силы. Художник работая, размышлял над «течением мирной безгрешной жизни, и тем свирепым и невыносимым по жестокости, что даже трудно было осмыслить»… Аркадию Пластову удалось передать в повседневном мирном крестьянском труде маленького пастушка и его внезапной смерти весь ужас войны.

«Господи Боже, какою ты славой и сиянием венчаешь сей избранный народ», писал в письме своей жене Аркадий Пластов 22 апреля 1945 года, когда узнал, что русские дерутся на улицах Берлина.

Соцреализм.

В 1946 году Аркадий Пластов за картины о мирном труде: «Жатва» и «Сенокос» получил Сталинскую премию первой степени. Им по праву стали гордится его родные односельчане. Любимой сенокосной работой «Лександрыч», как его звали односельчане, занимался в деревне с семнадцати лет, и односельчане с удовольствием позировали художнику во время косьбы, когда уставали их руки от работы.

Жизнью разрушить смерть — вот главные сюжеты его послевоенных картин. Художник стал известным, был избран академиком живописи в Академии художеств, стал народным художником России и СССР.

Ему была присуждена Государственная премия. «Кружка молока», «Мама», «Солнышко», «Весна», «Дворик художника», «Первый снег», «Мартовское солнце» и невероятное количество портретов любимых пастушков, подпасков, скотников, деревенских мальчишек и девчонок и своих односельчан: Репиных, Тоньшиных, Модановых, Шарымовых, Юдиных, Черняевых, Гундоровых, Юдашновых, Савиных, Кузьминых, Афанасьевых и других вошли в историю русской живописи.

Многие остались лишь на портретах, как писал сам художник, что почти все, кого писал в тридцатые годы, не вернулись с войны. В творчестве Аркадия Пластова всегда оставались картины, проникнутые чувством гармонии человека с миром, неистребимой божественной силы жизни. Так в 1952 году написан тихий «Родник».

Религиозная живопись.

На протяжении жизни Пластов постоянно возвращался к православной теме. Важная для художника, церковная живопись долгое время была сокрыта от посторонних глаз. Аркадий Александрович Пластов стал любимым зрителями русским художником.

Его картины обрели свое место в музеях нашей страны: Ульяновском областном худжественном музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях, Белоруссии, Украины, Армении, Молдавии, Таджикистана, Болгарии, Германии.

Дед и прадед художника были иконописцем, прадед архитектором, отец, Александр Григорьевич, учил сына Аркадия Пластова живописному и иконописному мастерству. «Служба на страстной», «Протодьякон», «Куличи», «У древней иконы», «Зимний праздник. Никола» и другие в советские годы были не востребованы в творчестве художника Аркадия Пластова.

В тридцатые годы закрытый, а в середине пятидесятых, варварски разрушенный на глазах у художника, храм в Прислонихе, построенный и расписанный его дедами и прадедами, продолжал жить в альбомах и картинах всегда.

Сам Аркадий Пластов запечатлел Богоявленский храм в картинах «Праздник Флора и Лавра», «Летний праздник в Прислонихе» 1920-х годов.

В 1960-70 гг. были написаны новые картины Аркадия Александровича Пластова на православные сюжеты: «Сергиев Посад. В трапезной»; «В Успенском соборе Московского Кремля»; «Свадьба в старой Прислонихе» (1968) и другие.

В настоящее время храм в деревне Прислониха во имя Богоявления Господня возрождён.

Умер художник в 1972 году, в зените своего дарования, написанный им за неделю до смерти «Последний этюд», поражает мощью и свежестью письма. Народный художник СССР, лауреат Сталинской и Государственной премий, был любим, признан и оценён своим народом. Творчество Аркадия Пластова светлая солнечная струя в многоликой советской живописи соцреализма.

 
 

Тэги: русские и советские живописцы, Художник Аркадий Пластов

 

Недавние записи в рубрике Живопись