Художественной мир открытки

До XIX века открыток, или почтовых карточек, в России не было.

Впервые открытки появились в Англии в XVII веке. Это произошло почти случайно, английский художник поздравил своего друга нарисованной картинкой традиционного семейного торжества, а на следующий год уже несколько одинаковых, художественных карточек, созданных им вручную, были разосланы под Рождество.

В 1843 году в Англии появились первые открытки, созданные типографским литографическим способом, их было отпечатано тысяча штук к Рождеству Христову и продавались они по шиллингу за штуку. В 1874 году решением Всемирного почтового Союза были приняты стандарты для размеров отсылаемых почтовых карточек. Ежегодно в мире их отсылали 11, 5 миллионов штук по данным на 1880 год.

Kn3 galleria mini%d0%91%d0%b5%d0%bc %d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80 galleria mini%d0%be%d0%b1.%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82.%d0%b5%d0%b2%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b8 galleria mini%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%b0%d1%8f %d0%95%d0%b2%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f galleria mini%d0%90.%d0%a4. %d0%b8%d0%bc%d0%bf. galleria mini%d0%be%d0%b0 %d1%81 %d1%80%d0%be%d0%b6%d0%b4%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%d0%bc galleria mini%d0%9e%d0%90 1902 %d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%ba%d0%b0 %d0%b1%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%be%d0%b2 galleria mini%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%ba%d0%b8%d1%88 %d0%ba%d0%b8%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%b8%d1%80%d1%8b galleria mini%d1%81%d1%83%d0%bb%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 %d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%9e%d0%bb%d1%8c%d0%b3%d0%b0 %d0%a2%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f%d0%bd%d0%b0 %d0%b8 %d0%90%d0%bb.%d0%a4%d0%b5%d0%b4. galleria mini%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%ba%d0%b8 %d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b0 galleria mini%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 %d0%bc.%d1%84. galleria mini%d0%a6%d0%b5%d1%81%d0%b0%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87 %d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%ba%d0%b0 %d1%86%d0%b0%d1%80.%d1%81%d0%b5%d0%bc%d1%8c%d1%8f galleria miniImg 2586 galleria miniImg 2587 galleria miniImg 2588 galleria mini

Серия первых русских почтовых карточек начиналась с открытки: «Сердце сердцу весть подаёт». Эти слова явно отражали основную функцию открытых писем, появившихся в России в 1872 году. Только тогда на карточке не было рисунка, на одной стороне была наклеена марка, и кроме адреса, на ней не дозволялось ничего писать. На другой стороне почтовой карточки можно было написать текст письма. Вверху почтовой открытки было опубликовано предупреждение: «Почтовое Управление за содержание письма не отвечает».

Первая в России серия художественных почтовых открыток, отпечатанных типографским способом, была издана к Рождеству Христову 1898 года и состояла она из десяти карточек. Это были открытки по акварельным рисункам известных Петербургских художников, которые начало издавать «Община святой Евгении», или «Петербургский комитет попечения о сёстрах милосердия Красного Креста». Был основан комитет под попечением принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Община носила имя «святой преподобной Евгении», древнеримской мученицы, — покровительницы общины.

Руководила «Общиной святой Евгении»,- Евгения Максимилиановна Ольденбургская. Светлейшая княжна — Рома́новская, герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская — член Российского Императорского дома с титулом «Императорское высочество». В С-Петербурге на попечении семьи Ольденбургских в 1903-1917 гг. были госпиталь, детский приют, носившие имя Петра Александровича Ольденбургского1 и Училище правоведения.

Одним из самых важных художественных объединений в России было «Императорское общество поощрения художеств» (ОПХ). Общество возникло в 1820 году при императоре Николае I, с 1882 года именовалось «Императорским». В ОПХ входили меценаты из числа высокопоставленных государственных чиновников и аристократов. Действительными членами Императорского ОПХ были граф С.Ю.Витте, барон Г.О.Гинцбург, издатель Р.Р.Голике, меценат П.М.Третьяков, барон А.Л.Штиглиц, историки искусства и художественные критики П.П.Гнедич, Н.П.Кондаков, Д.А.Ровинский, В.В.Стасов и другие.2

С 1840 Комитет ОПХ составляли члены Императорской фамилии герцог М.Лейхтенбергский(1840-1851), его супруга, Великая княгиня Мария Николаевна(1851-1875), их дочь Е.М.Ольденбургская(1878-1914). При ОПХ была создана «С-Петербургская Рисовальная школа для вольноприходящих». В 1900-х в Рисовальной школе при ОПХ и её отделениях обучалось до 2000 человек.

В 1870 году ОПХ получило дом от Государственной казны на ул. Большой Морской № 38 в С-Петербурге. В этом здании «Императорского общества поощрения художеств» с 1870 по 1917 гг. устраивались художественные выставки членов ОПХ, а также «Общества русских акварелистов», «Первого Дамского художественного кружка», «С-Петербургского общества художников», «Товарищества передвижных художественных выставок» и других художественных объединений. Но экспонирование картин на выставках было элитарным и малодоступным, тогда в России появятся мир художественной открытки.

Для благотворительных целей, на содержание больниц, Богоугодных заведений, для помощи сиротам, пожилым медицинским сестрам, престарелым людям, гувернанткам, учителям необходимы были деньги. «Петербургский комитет попечения о сёстрах милосердия Красного Креста», или «Община святой Евгении» приступила к выпуску художественных открыток. При «Общине святой Евгении» был создан издательский отдел, занимающийся выпуском почтовых карточек по самым разным тематикам. Сразу был заявлен высочайший художественный уровень изданий.

В России, первые иллюстрированные открытки были изданы в 1894 году. Для их изготовления использовались свободные от изображения бланки открытых писем, изданные Главным управлением почт и телеграфов. Это были художественные открытки, воспроизводящие уже известные картины художников и новые, специально созданные и безвозмездно переданные в издательский отдел «Общины святой Евгении». Практически одновременно, использую новые возможности и технологии второй половины XIX века, видовые, тематические, репродукционные и портретные открытки стали издавать другие издательства. Это стало возможным в России после упразднения государственной монополии на выпуск бланков открытых писем, которое последовало 16 декабря 1894 года: «Распоряжение Министра Внутренних дел Почтовой части». В России появились все предпосылки для наступления «золотого века» открытки.

Первые в мире открытки появились в 1869 году в Австрии, а в 1874 году в Швейцарском Берне был учреждён Всемирный почтовый союз, куда вошла Россия. В Париже, в 1878 году был установлены размеры почтовых открыток, принятые в качестве стандарта 90х140 мм3. Хотя на самих первых российских открытках не писали «С Рождеством Христовым!», но по замыслу художников, по сюжетам созданных рисунков, это были первые русские Рождественские открытки. В издательстве «Петербургского комитета попечения о сёстрах милосердия Красного Креста», издавались тематические художественные открытки-карточки и серии открыток к православным праздникам. Каждый праздник имел набор определённых символов, характерных композиций и сюжетов, которые нашли отражение в оформлении почтовых карточек.

К Рождеству Христову на русских почтовых открытках рисовались: Вифлеемская звезда, волхвы, несущие подарки новорождённому Христу, ясли с младенцем-Христом, горожане, идущие в церковь, крылатые ангелы и серафимы, ёлка с игрушками, остролист или пальмовая ветвь, колокол и т.д. Русские художники вносили национальный колорит в рождественские открытки, изображая купола храмов, русские тройки, колядующих детей и жителей, деревенские пейзажи и чаще других символическое новогоднее дерево – ёлку.

На немецких открытках этого же периода можно было встретить весёлых трубочистов, маленьких гномов, розовых свинок, симпатичных такс, композиции со свечами и подковами. На французских открытках XIX, начала XX века – томных барышень и шампанское вино, звезды и календари.

На английских художественных открытках, первоначально изображался младенец Иисус Христос в яслях, или летящий ангел со звездой в руке. Затем стали использовать мотивы традиционных для Британии обычаев: малиновка, ветви вечной зелени, плющ, омела, веточки вереска.

На скандинавских открытках часто встречаются добрые и весёлые гномы, играющие в снежки. Если на европейских открытках часто изображали счастливые семьи, целующиеся пары и детишек с подарками, то в России – чаще всего изображали зимние пейзажи и евангельские сюжеты. Открытки в России не уступали по мастерству, фантазии художника и качеству полиграфии зарубежным.

«Община святой Евгении», основанная принцессой Ольденбургской, в начале XX века продавала тиражи открыток, и все средства от продажи шли на благотворительные нужды, содержание госпиталей и приютов. Сначала открытки издавались небольшими тиражами по несколько сот единиц, затем количество напечатанных почтовых карточек стало превышать тысячные тиражи. Все они благополучно раскупались.

Сестра императора Николая II, великая княгиня Ольга Александровна с 1908 года была куратором (попечителем) «Общины святой Евгении» и невесткой Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Она вместе с другими художниками — Самокишем, Султановым, Билибиным, Нестеровым, братьями Виктором и Аполинарием Васнецовыми создавала сюжеты новых открыток для тиражей общины. Особенной популярностью пользовались открытки издаваемые «Общиной святой Евгении» к Пасхе и Рождеству.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова отличалась добротой и щедростью по отношению богоугодным заведениям и благотворительным организациям. Под её покровительством или попечением их находилось белее трёхсот. Е.М.Ольденбургская в 1901 году в С-Петербурге стала «Почётным членом» в двух обществах, основанными Великой княгиней Ольгой Александровной. В «Обществе вспоможения калекам, обучающимся мастерству и ремёслам» и «Почетным членом» «Благотворительного общества призрения интеллигентных тружениц», созданным Ольгой Александровной «для оказания помощи престарелым гувернанткам и учительницам, служившим в частных и общественных учреждениях, не могущих по старости или болезни своим трудом заработать средства к жизни».4

Ольга Александровна была официальной Попечительницей благотворительных обществ и организаций, основанных, Воронеже: «Воронежского Института Благородных девиц»; «Воронежского Общества о прислуге»; «Ольгина института благородных девиц в Воронеже»; «Коврово-ткацких мастерских в Рамони»5; «Воронежской ремесленной богодельни».6 В 1901 году Великая княгиня Ольга Александровна стала Попечителем «Воронежского кружка любителей рисования». «Попечителем» и благотворителем «Кружка любителей рисования» 1892-1900 гг. была свекровь О.А.Романовой – Е. М. Ольденбургская.

Цель кружка, впоследствии ставшего знаменитой «Школой любителей рисования» в Воронеже, была научить рисовать всех желающих, малообеспеченных и бедных, не имеющих этого средств. В соответствии с Уставом школы, утверждённом совместно с уставом кружка, занятия в школе рисования проводились бесплатно. Если в первый год основания (1892) «Кружок любителей рисования» посещало 35 человек7, то после активной деятельности Великой княгини Ольги Александровны Романовой, в 1904 году число обучающихся рисованию в Воронежской школе достигло 350 человек.

В 1901 году в Воронежской школе под попечительством Великой княгини Ольги Александровны открылся класс технического рисования под руководством В.И.Москалёва. Помимо Л.Г.Соловьёва, который заведовал школой, до 1907 года в ней преподавали воронежские художники М.И.Пономарёв, А.Я.Одинцов, М.А.Кондрашин, А.Д.Пискунов, П.А.Баранов.

После 1907 года школу возглавил А.А.Бучкури, окончивший Императорскую Академию художеств по классу И.Е.Репина. Школа рисования под попечительством Великой княгини Ольги Александровны стала престижным учебным заведением в Воронеже. Постоянные субсидии, получаемые школой от Земского собрания, Городского Управления и Коммерческого банка Воронежа позволяли стабильно поддерживать её работу. Кроме того благодаря Высочайшему покровительству «Школа любителей рисования» в Воронеже получала ежегодные субсидии Императорской Академии художеств первоначально, с 1893 года 500 рублей ежегодно, с 1900 года по 1200 рублей.

Почетными членами Кружка рисования в Воронеже были избраны знаменитые академики: И.К.Айвазовский, В.Е. и К.Е Маковские, Г.Г.Мясоедов, В.Д.Поленов, И.М.Прянишников, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, М.А.Ярошенко, а также вице-президент Императорской Академии художеств И.И.Толстой. С 1919 года на базе Воронежской школы рисования будут созданы Художественные мастерские, впоследствии с 1923 года — Воронежский художественный техникум.8

О.А.Романова в 1900-е годы создавала открытки для «Императорского общества поощрения художеств», «Общины святой Евгении» и «Общества возрождения художественной Руси». О.А.Романову часто просили «продать билетики лотереи» на выставках в ее дворце в С-Петербурге или «помочь юному скрипачу, которому нечем кончить обучение в консерватории». При «Общине святой Евгении» был создан издательский отдел, занимающийся выпуском почтовых карточек по самым разным тематикам. Это были художественные открытки, воспроизводящие уже известные шедевры живописи и новые, специально созданные и безвозмездно переданные в издательский отдел «Общины святой Евгении».

4 августа 1905 года императрица Александра Федоровна пишет в своем письме дочери Великой княгине Ольге Николаевне из Пскова: «тетя Ольга нарисовала очень красивую открытку Сарова и собирается ее напечатать». 9 Община продавала тиражи открыток, и все средства от продажи шли на благотворительные нужды. Сначала открытки издавались небольшими тиражами по несколько сот единиц, затем количество напечатанных почтовых карточек стало превышать тысячные тиражи. Все они благополучно раскупались.

С «Общиной святой преподобной Евгении» летом 1914 года Великая княгиня Ольга Александровна отправится на фронт первой мировой войны. На средства О.А.Романовой будут функционировать «Дворянский военно-санитарный поезд № 163 и военно-санитарный поезд № 87 имени Великой княгини Ольги Александровны»; «3-й Сибирский и 28 Сибирский санитарный военный поезд» и «Первый Евгеньевский госпиталь» в котором Великая княгиня Ольга Александровна будет руководителем, попечителем и медсестрой до конца войны. Госпиталь перемещался по мере продвижения линии фронта в городах Ровно-Львов-Проскурово-Киев. «Община святой Евгении» будет продолжать выпуск открыток на нужды госпиталей с военной и православной тематикой. В силу дешевизны и красочности художественные открытки станут особенно популярны в России начала XX века.

1 РГИА ф.552, оп. 2. д.14. О госпитале принца П.А.Ольденбургского 1903-1917 гг.

Ф.552 оп.2.д.12. О начислении стипендий им.Вел..кн.Ольги Александровны воспитанникам приюта принца П.А.Ольденбургского 07.02.1902-20.09.1914гг.

2 Собко Н. Краткий исторический очерк Императорского общества поощрения художеств 1820-1890. СПб,1890 г.

3 Хроника мировой культуры.- М., 2001.- 752 с.,с.411.

4 РГИА ф.552,оп.1,д.394. Переписка с благотворительными обществами и учебными заведениями о принятии под покровительство Е.И.В.Ольги Александровны 26 июня 1901-14 февраля 1917гг.

5 РГИА ф.552, оп.1, д. 74.

6 РГИА ф. 552, оп.1, д.398. 10 декабря 1901-1 февраля 1911 гг.Воронежская ремесленная богодельня.

7 РГИА ф.1284,оп.223,1892, д.61.

8 РГИА ф.789.оп.12. Воронежский кружок любителей рисования 1892-1918 гг. «Отчеты Комитета Воронежского кружка любителей рисования за 1893, 1894…-1914 гг».

9 Переписка с детьми императрицы Александры Федоровны. Царские дети.- М., 2003.- 448 с., ил., стр. 405.

 
 

Тэги: династия Романовых, Почтовые карточки, художественная открытка

 

Недавние записи в рубрике Живопись