Выставка художника Михаила Нестерова в Государственной Третьяковской галерее

«Этот господин…не то купец, не то фокусник, не то учёный, не то монах».

Становление художника

Михаил Нестеров родился в крепкой купеческой семье в провинциальной Уфе 31 мая 1862 года. Отец художника — Василий Иванович Нестеров, мать, Мария Михайловна Нестерова, в девичестве Ростовцева из купеческого рода в Ельце. Мать сильно любила своего младшего, десятого ребёнка Мишу Нестерова, который так был слаб до двух лет, что «родные не чаяли, что он жив останется». Из двенадцати рождённых детей семьи Нестеровых в живых остался лишь Михаил и сестра Александра.

В патриархальном доме Нестеровых почитали историю и литературу, ставили домашние спектакли, обязательно по воскресеньям ходили в храм. Мать не могла оторвать Мишу от лубочных картинок в детских книжках: «Еруслан Лазаревич», «Райская птица Сирин», «Платов-атаман», «Барон Мюнхгаузен», «Фома-дровосек», «Ведьма, или страшные ночи за Днепром».

Мальчик с детства хорошо рисовал, но зажиточные родители не придавали этому значения. Отец мечтал о техническом образовании для своего сына, поскольку по его словам: «мальчик увлекался лишь рисованием, да шалостями». После окончания Уфимской гимназии Василий Иванович Нестеров увёз сына в Москву в реальное училище К.П. Воскресенского.

В училище Михаил Нестеров стал ещё больше рисовать, и был почти безразличен к другим предметам, кроме рисунка, который преподавал А. Драбов. На третьем году обучения в «реальном училище», Нестеров попал на Московскую Передвижную выставку, где демонстрировались картины А. Куинджи, К. Трутовского, других художников. Талантливому юноше посоветовали поступать в художественное училище, посвятив жизнь искусству.

%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%88%d0%b0 %d0%93%d0%a2%d0%93 galleria mini%d0%91%d0%bb%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5 galleria mini%d0%91%d1%83%d0%bb%d0%b3%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2 %d0%b8 %d0%a4%d0%bb%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%9f.%d0%90. galleria mini%d0%92.%d0%98.%d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2 %d0%be%d1%82%d0%b5%d1%86 %d1%85 %d0%ba%d0%b0. galleria mini%d0%92.%d0%9c.%d0%92%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%b5%d1%86%d0%be%d0%b2 1925 %d0%b3 galleria mini%d0%92%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%bf%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b3 %d0%b8 %d0%b4%d1%80. galleria mini%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d1%81%d0%b0%d0%b6 %d0%93%d0%a2%d0%93 23.04.2013 galleria mini%d0%92%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%be%d1%82%d1%80%d0%be%d0%ba%d1%83 %d0%92%d0%b0%d1%80%d1%84%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%bc%d0%b5%d1%8e galleria mini%d0%93%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%8c %d0%92%d1%81%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c galleria mini%d0%94%d1%83%d1%88%d0%b0 %d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b0 galleria mini%d0%b6%d0%b5%d0%bd.%d0%bf %d1%82 galleria mini%d0%97%d0%b0 %d0%92%d0%be%d0%bb%d0%b3%d0%be%d0%b9 galleria mini%d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2 %d0%9c%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bb %d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 1882 %d0%b3. galleria mini%d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0 %d0%95.%d0%9c.%d0%b4%d0%be%d1%87%d1%8c %d1%85 %d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%bf %d1%82 %d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%b0 %d1%85%d1%83%d0%b4%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0 %d0%a7%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0 galleria mini%d0%bf %d1%82 %d0%9b%d0%b8%d0%b7%d1%8b %d0%a2%d0%b0%d0%bb%d1%8c galleria mini%d0%bf %d1%82 %d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8 %d1%85 %d0%ba%d0%b0 %d0%9c.%d0%9c.%d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9 galleria mini%d0%9f %d1%82 %d1%81%d0%ba%d1%83%d0%bb%d1%8c%d0%bf%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0 %d0%92.%d0%95.%d0%9c%d1%83%d1%85%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b9 galleria mini%d0%bf %d1%82 %d1%84%d0%b8%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%be%d1%84%d0%b0 %d0%98%d0%bb%d1%8c%d0%b8%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%bf %d1%82 %d1%85%d1%83%d0%b4%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0 %d0%9f.%d0%94.%d0%9a%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%bf %d1%82 %d0%af%d1%80%d0%be%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%be %d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%b0 %d1%85 %d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%9f%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6 galleria mini%d1%81%d0%b2 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80 %d0%9d%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d1%81%d0%b2.%d0%92%d0%b0%d1%80%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%b0 galleria mini%d0%a3%d1%84%d0%b0 %d0%be%d1%82%d1%87%d0%b8%d0%b9 %d0%b4%d0%be%d0%bc 1884 galleria mini%d0%a7%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8f %d0%b2 %d0%90%d0%b1%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b5 galleria mini%d1%8d%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b7 %d0%91%d0%be%d0%b6%d0%b8%d0%b5%d0%b9 %d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8 %d0%9c%d0%b0%d1%80%d1%84%d0%be %d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b8 %d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9 %d0%be%d0%b1%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b8 galleria mini%d1%8d%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b7%d1%8b %d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8b%d1%85 %d1%80%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b5%d0%b9 %d0%b2 %d0%90%d0%b1%d0%b0 %d1%81%d1%82%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b5 galleria mini%d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d1%8d%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b7%d1%8b galleria mini%d0%9b%d0%b8%d1%81%d0%b8%d1%87%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%93%d0%a2%d0%93 %d0%92 %d0%bf%d0%be%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%85 %d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b5%d0%b9 %d0%a0%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8 2013 %d0%b3. %d0%9c%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%b0 galleria mini%d0%93%d0%a2%d0%93 %d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82 galleria mini%d0%93%d0%a2%d0%93 %d0%bf %d1%82%d1%8b %d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0 %d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%9b%d0%b8%d1%81%d0%b8%d1%87%d0%ba%d0%b0 %d0%9c%d0%be%d0%bb%d1%87%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6 galleria mini%d0%9c.%d0%92.%d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2 %d0%98%d1%82%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%8f%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6%d0%b8 galleria mini%d0%9c%d0%be%d0%bb%d1%87%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5 galleria mini%d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2 %d0%b8%d1%81%d1%82.%d1%81%d1%8e%d0%b6%d0%b5%d1%82 galleria mini%d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2 %d0%9c.%d0%92. %d0%90%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 galleria mini

«Украинская ночь» А.И. Куинджи произвела на Михаила Нестерова такое сильное впечатление, что ни о чём другом юноша уже не думал. В 1877 году он поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества. Преподавателями Нестерова в Училище ваяния были лучшие художники: Е. Сорокин, А. Саврасов, И. Прянишников, В. Перов. Одним из любимых, был Алексей Кондратьевич Саврасов, гений русского пейзажа, который был также учителем у И. Левитана. Но Левитан был только пейзажистом, Михаил Нестеров – мастер эпических повествований из жизни русских святых в стиле русского модерна.

Ранних жанровых работ Михаила Нестерова почти нет: «Дилетант» и «Знаток» — однофигурные композиции; блестяще исполненные художником «типажи» из жизни купеческой России. Большой след в создании драматических образов в живописи Нестерова оставил его учитель В.Г. Перов, рано ушедший из жизни художника. Написанная в 1884 году картина «Домик в Уфе», отчий дом художника — лирический пейзаж в «духе Саврасова» родной, провинциальной России.

Однако историк искусства Сергей Глаголь, современник Михаила Нестерова, вспоминая о становлении Нестерова, как художника, сказал, что: «не помнит ни одной его жанровой картины, но не может забыть его элегических «Нестеровских» эскизов на исторические темы <…> в этих эскизах всегда было что-то, обращавшее на себя внимание преподавателей и товарищей, да и вообще всех, кто их видел»1

В 1885-1886 гг. за учебные картины на исторические темы: «Избрание Михаила Фёдоровича на царство» и «До государя челобитчики» М. Нестеров получил большую серебряную медаль и звание классного художника. Это были добротно скомпонованные картины исторического «жанра». Сам же Нестеров-мастер, впоследствии, считал главным эмоциональным содержанием своей исторической картины «таинственную величавость», которая придёт к мастеру позже, в пору зрелости.

В 1885 году, студентом, Михаил Нестеров вступил в брак с Марией Ивановной Мартыновской, без благословения родителей. Это был счастливый период в жизни художника. После окончания Училища ваяния и зодчества, будучи уже женатым человеком, как живописец, Михаил Нестеров работал много и везде, в том числе, как иллюстратор книг и журналов, иллюстрируя классиков, Пушкина, детские книги библиотеки А.Д Ступина, как: «Красный сарафанчик» (1887), «Пустынницу» (1888), «Детей-Крестоносцев» (1889).

В 1886 году, последовало рождение дочери Ольги, но горячо любимая супруга Мария Ивановна умерла. Жизнь потеряла для художника всякий смысл и одинокие женские образы, как его «Царевна»; с глазами, как у потерянной любимой супруги, наполнят творчество художника Михаила Нестерова. Так родились картины: «Два лада», «Христова невеста», «Великий постриг», «Тихая жизнь», «За приворотным зельем», «Думы», «На горах», «Алёнушка», «За Волгой» и другие произведения художника. «Перед этой задумчивой девушкой можно было подолгу стоять и часами думать над той же тайной души и жизни, о которой думает она»,2  напишет Сергей Глаголь.

Успех: «Пустынник».

В 1888-1889 гг. Михаил Нестеров написал картину «Пустынник»: седовласый сгорбленный монах тихо бредёт вдоль озера в окружении сказочного осеннего пейзажа. Летом и осенью художник молился и жил близ Троице-Сергиевой лавры, частенько наблюдал за фигурами безмолвных монахов. Так в лавре художник встретил своего старца, впоследствии изображённого на картине «Пустынник».

На XVII выставке «Товарищества передвижных выставок», вместе с Нестеровским демонстрировался «Пустынник» художника Г.Г. Мясоедова. Увидев картину М. Нестерова, Г. Мясоедов хотел своего «Пустынника» «поправить», но затем, вовсе снял свою работу с выставки. Пустынник был приобретён в галерею П.М. Третьякова и «в дом русского искусства, вместе с ней вошёл яркий, оригинальный талант».3

После «Пустынника» М.В. Нестеровым были написаны новые картины на сюжеты монастырской жизни: «Под благовест» и «Молчание», позднее «Лисичка». Художник долго обдумывал предложение отправить «своих монахов» на художественную выставку в Мюнхен, понимая, что он там картина с религиозным сюжетом может стать только «закулиской диковинкой и лишней пряностью», понимая, что важнее, чтобы «его поняли на Родине, хотя бы и три-четыре человека». М. Нестеров говорил позже, что «понять мои вещи может только русский». В 1899 картины «Чудо» и «Под благовест» примут участие в художественной выставке в Мюнхене.

«Видение отроку Варфоломею».

В 1889 году Нестеров на вырученные от продажи «Пустынника» деньги, совершил первое заграничное путешествие: в Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден, посетив в Париже Всемирную художественную выставку. После знакомства в Италии с подлинными произведениями Беато Анжелико, Филиппо Липпи и Сандро Ботичелии у художника возникло желание создать произведение, наполненное столь же одухотворённой красотой и нежностью на сюжет из жизни русского святого Сергия Радонежского.

Возникло знаменитое полотно художника: «Видение отроку Варфоломею» (1889), о встрече отрока Сергия — в миру Варфоломея, с монахом-схимником, среди волшебного, зачарованного леса. Картина произвела неожиданный фурор, на передвижной художественной выставке, и зрители узнали о рождении нового русского художника Михаила Нестерова, на которого в течение всего творчества «за Нестеровский стиль» будут нападать критики, любить зрители. Несмотря на сплетни и «отзывы», Павел Михайлович Третьяков тут же приобрёл картину в свою знаменитую галерею.

Восприятие жития отрока Сергия-Варфоломея на картине Нестерова в её простоте и естественности роднит её с картиной знаменитого французского художника Жюльен Бастьен-Лепажа «Жанна Д’Арк слушает небесные силы», представленной в Париже в 1889 году. Нестеров восхищался простотой и естественностью, с которой переданы мистические события из далёкого прошлого Франции, словно они разыгрались только вчера.

Михаил Нестеров, три недели живя в Париже, снова и снова возвращался во «французский отдел» выставки 1889 года, усаживаясь напротив, если было свободное место; к «дивной пастушке из Домреми»,- «Жанне Д’Арк» Бастьен-Лепажа пожалев, что он не мог её купить, «что он не Ротшильд», поскольку героиня на этом полотне: «Как будто самим богом отмечена на что-то высокое». Художник Жюль Бастьен-Лепаж, доживший только до 37 лет, оставил неизгладимый след в творчестве Нестерова. Простоватые по сюжету, картины Ж. Бастьен-Лепажа наполнены мистическим, внутренним видением, что будет присуще всем художественно-эпическим полотнам Михаила Нестерова.

Та же непосредственность восприятия истории в современности присутствует на картине о невинно убиенном царевиче Дмитрие: «Димитрий, царевич убиенный». Картина словно наполнена звенящей тишиной в воздухе, помогающей восприятию того непоправимого злодейства, случившегося в русской истории.

После «Отрока Варфоломея» 1892-1897 гг. был создан триптих картин о жизни русского святого Сергия Радонежского: «Юность преподобного Сергия», «Сергий Радонежский», «Труды преподобного Сергия». Уже старцем Сергий Радонежский изображен в «Нестеровской» зиме: лилово-голубоватый снег на земле и на крышах; обильный густой, пухлый, скрипучий и приветливый в ясное морозное утро.

Впервые у художника появляются цвета сине-сиреневой гаммы, характерной для стиля русского модерна, популярного у символистов. И если последняя картина «Сергиева цикла» была написана рукой зрелого мастера, то «Видение отроку Варфоломею» — это Нестеровское откровение юности, обретение художником своего пути, восторг творчества. В старости М.В. Нестеров, доживший до 80 лет, повторял: «жить буду не я, жить будет «Отрок Варфоломей».

Символизм в творчестве художника.

Сам Нестеров несколько посмеивался над теми, кто считал, что призванием художника был только «нестеровский» пейзаж, поскольку главным своим призванием считал изображение внутреннего мира человека. Приятели-художники и критики по-разному относились к картинам Нестерова, в частности А.Н. Бенуа их откровенно не любил, считая «каверзными» образы изображенных монахов: «горбатого» да «тощего», но восхищаясь «чудным по настроению пейзажем».

В своём письме к Е.Е. Лансере А.Н. Бенуа описывал новую картину Михаила Нестерова: «Нестеров выставил картину, озаглавленную «Под благовест». Два монаха, один старик, горбатый, неаппетитный и злой, и другой, длинный, тощий, с белокурыми волосами – несколько подловатой наружности, гуляют, читая в псалтырях, по дороге, вблизи монастыря. Дорога усажена березами и ёлочками. Солнце видно скрылось, но кресты горят еще тусклым огнём.

Пейзаж в рыжеватом полумраке. Справа – холодная река. – Пейзаж чуден по настроению и трактован, несмотря на известный примитивизм весьма не пошло, с большим тактом; в нём масса музыки, – тихой блаженной, умиротворённой. – Тем резче и непонятнее эти два каверзника монаха, почти до карикатурности подчёркнутые! Что он хотел эти сказать, я лишь догадываюсь, хотя я не уверен. Скорее он не хотел этого сказать, а оно сказалось само собой.

– Вещь эта несколько отталкивает своим внутренним разладом – но всё же кланяемся и низко – мастеру, ибо мастер большой! Притом же этот разлад не по немощи, а намеренный, или, во всяком случае, глубоко психологически мотивированный! Тут виднеется какая-то драма, происходящая в душе художника, — драма быть, весьма тяжёлая; во всяком случае, почтенная! – Нет мощи, положительно нет».4

Сам художник Михаил Васильевич Нестеров, православного вероисповедания с твёрдыми консервативными взглядами на жизнь как мог, защищался: «Что за вздор, когда говорили, что он (монах) какой-то тип блаженного, поющего псалмы, и т.д. – Этот господин…не то купец, не то фокусник, не то учёный, не то монах, — менее всего монах».5

Церковные росписи.

Кроме живописи, главным в жизни художника М.В. Нестерова было церковное творчество. Нестеров непревзойдённый мастер фресковой живописи. Более двадцати лет своей жизни художник провёл, расписывая храмы. По приглашению историка искусств А.В. Прахова он вместе с В.М. Васнецовым и В.Д. Замирайло и В.П. Костенко создавал стенные росписи знаменитого собора во имя святого князя Владимира в Киеве (1890-1895).

Уникальными остаются поныне храмовые росписи церкви во имя святого князя Александра Невского в Абастумани, в Грузии, где художник М.В. Нестеров трудился один (1899-1904). Храм в Абастумани поражал своим светящимся колористическим решением. Когда после росписи храма были сняты леса, храм святого Александра Невского напоминал «стройную, элегантную игрушку из слоновой кости и золотой инкрустации»6

Русский поэт Афанасий Фет сказал о церковных росписях М. Нестерова, что над каждым созданным им святым «царит весны таинственная сила». Поражают таинственностью обликов и росписи Нестерова в храме Покрова пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Замоскворечье (1908-1911) и росписи храма Воскресения Христова «в имении Оржевской». О Марфо-Мариинской обители в Москве говорили, что художник «остался Нестеровым», не войдя в стиль древней архитектуры Пскова-Новгорода XII-XV вв., в котором Щусев создал Марфо-Мариинский монастырь.

Жизнь не давала возможности отдыха, художник постоянно находился в работе и творческом поиске. Уставая от грандиозной, но физически трудной и выматывающей работы по росписи храмов, Михаил Нестеров отдыхал, создавая живописные полусказочные мистические сюжеты в своей мастерской. Так родились «За Волгой», «Свирель», «Два лада». В 1900е гг. после посещения Соловецкого монастыря начал работу над огромным эпическим повествованием «Святая Русь». В 1900 г. М.В. Нестеров с картинами «Чудо» и «Под благовест» участвует во Всемирной выставке в Париже.

В 1904 году М.В. Нестеров вторично женится, на Е.В. Васильевой. В 1907 году состоялась его большая персональная выставка, где было выставлено более 85 произведений. Выставка проходила в Петербурге и Москве с одинаково грандиозным успехом. Зрители любят художника Михаила Нестерова, восторженным отзывам нет числа.

В 1908 году М.В. Нестеров совершает новое заграничное путешествие в Италию. В 1909 году вновь участвует в художественной выставке в Мюнхене, в 1911 в художественной выставке в Риме. В 1910 становится действительным членом императорской Академии художеств. После такого казалось грандиозного успеха, Михаил Васильевич едет в Сумы Харьковской губернии и в 1913-1914 гг. расписывает там местный собор.

Сумский собор был построен по проекту архитектора А.В. Щусева, фресок в храме не было, белые стены внутреннего убранства были украшены орнаментами по рисункам Щусева, а церковные образы созданы Нестеровым. В результате тандема: Щусев-Нестеров после окончания работ в Сумском соборе, М.В.Нестеров писал: «хвалили нас и славили». Художник говорил об образах собора святой Троицы в Сумах, как о большой удаче, сам считая эти образа «лучшим, что он сделал в церковной живописи».7

«В поисках своей России…».

Историки искусства назвали Михаила Васильевича Нестерова «Мастером, связавшим две эпохи, так, как его имя прочно вошло в истории русского искусства наравне с именами Васнецова, Серова, Левитана, Шишкина».8

Творчество художника велико и многолико. Это наглядно показывает выставка «В поисках своей России» открытая в апреле-августе 2013 года, в год 150-летнего юбилея великого мастера станковой живописи М.В. Нестерова в залах Государственной Третьяковской галереи. На выставке представлены картины, портреты, эскизы, рисунки, наброски, художника М.В. Нестерова из 24 Государственных музеев и нескольких частных собраний. Поражает огромное количество почитателей таланта великого русского художника, на выставке в залах Государственной Третьяковской галереи…Зрители по-прежнему любят Нестерова.

Умер художник в 1942 году. В советские годы, уже зрелым мастером-живописцем Михаилом Васильевичем Нестеровым были созданы знаменитые реалистические портреты сильных, талантливых людей: художника Виктора Михайловича Васнецова, скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, хирурга Ивана Павлова, архитектор А.В. Щусева, полярного героя Отто Юльевича Шмидта, живописца Павла Дмитриевича Корина, оперной певицы Ксении Георгиевны Держинской и других деятелей, представленные на выставке. Эти портреты М.В. Нестерова поражают своей энергией, силой каждого созданного образа и любовью автора к своим персонажам.

Без своих корней, без родного Прикамья, где прошло суровое детство художника М.В. Нестерова в окружении купеческой России, без ярких, сильных и самобытных людей с их патриархальным воспитанием и православными обрядами не было бы маститого живописца Михаила Нестерова. Он так и любил их всю свою жизнь, этих людей: «господинов… не то купцов, не то фокусников, не то учёных, не то монахов…менее всего монахов!»

1 Михаил Васильевич Нестеров. Шарандак Н.П.- Л.,1975, с. 8

2 Сергей Глаголь. М.В.Нестеров. Жизнь и творчество. — М., 1909, 122 с.,6 вкл. илл., с.25.

3 Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М.,1983. с.180.

4 Письмо А.Н.Бенуа к Е.Е.Лансере. Цит. по книге: М.В.Нестеров Воспоминания.-М.,1989, с.231-232.

5 М.В.Нестеров. Воспоминания.- М.,1989, с. 232.

6 Дурылин С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. М.,1976.-464 с..илл., с.202.

7 Дурылин С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. М.,1976, с.216.

8 Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М.1983.

 
 

Тэги: Выставка Михаила Нестерова

 

Недавние записи в рубрике Выставки