«Верещагин больше чем талант, это гений…»

Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году в деревне Пертовка под Череповцом Новгородской губернии. Семья была многодетной и до восьми лет мальчик счастливо жил в отцовской усадьбе предводителя местного дворянства. Василий был окружён заботой и любовью близких ему людей, слушая народные сказания и фантазии.
Василию Верещагину рано пришлось расстаться с домом, восьми лет отроду мальчик был определён в Александровский «малолетний» кадетский корпус в Царском Селе, спустя три года переведён в Морской кадетский корпус в С-Петербурге. Шестнадцатилетним юношей Василий Верещагин «вольноприходящим» начал посещать С-Петербургскую рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, а летом Верещагин-кадет Морского корпуса участвовал в походах на фрегатах «Камчатка», «Светлана» и «Генерал-Адмирал».

В 1860 году В.В.Верещагин окончил Морской кадетский корпус с лучшими баллами по своему курсу в чине гардемарина флота. Василий Верещагин вопреки воле родителей вышел в отставку, приняв решение стать живописцем и поступить в императорскую Академию художеств. Родители были против отставки, талантливому ученику живописи Василию Верещагину была выделена денежная субсидия академии. В 1862 году Верещагин получает серебряную медаль за графический эскиз «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Уллисом» и исполняет рисунки к книге В.А.Золотова «История России в картинках».

%d0%92%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%b9 %d0%92%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%89%d0%b0%d0%b3%d0%b8%d0%bd galleria miniImg 0179 galleria miniImg 0181 galleria mini%d0%9f%d0%b0%d1%80%d0%bb%d0%b0%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%91%d1%80%d1%8b.  %d0%a1%d0%b4%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%b9%d1%81%d1%8f     %d0%a3%d0%b1%d0%b8%d1%80%d0%b0%d0%b9%d1%81%d1%8f %d0%ba %d1%87%d1%91%d1%80%d1%82%d1%83  galleria mini%d0%9d%d0%b0%d0%bf%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d1%8e%d1%82 %d0%b2%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bf%d0%bb%d0%be%d1%85 galleria mini%d0%9f%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b4 %d0%b0%d1%82%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b9. %d0%9f%d0%be%d0%b4 %d0%9f%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b9 galleria mini%d0%a2%d0%be%d1%80%d0%b6%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d1%83%d1%8e%d1%82 galleria miniVereshagin6 galleria miniVereshagin8 galleria miniVereshagin9 galleria miniVereshagin12 galleria miniVereshagin22 galleria miniVereshagin23 galleria miniVereshagin24 galleria miniVereshagin18 galleria miniVereshagin19 galleria miniVereshagin20 galleria mini

В 1864 году, формально расставшись с академией, В.В.Верещагин поступил в «Ecole des Beaux-arts» Парижскую школу изящных искусств, формально числясь в пейзажном классе Российской академии художеств. Тяга к путешествиям была неистребима в художнике. «Пробывши зиму в Париже, где несмотря на советы Жерома, настойчиво отказался копировать старые пожелтевшие и почерневшие полотна Лувра, я снова поехал а Кавказ…Я вырвался из Парижа словно из темницы и принялся рисовать на свободе с каким-то остервенением»,1 писал В.Верещагин.

В 1865 году художник вновь совершил путешествие на Кавказ, посетив города Грузии и Армении. Поездка была осуществлена по приглашению живописца-мариниста, профессора императорской Академии художеств Л.Ф. Лагорио. В 1866 году состоялась выставка картин Василия Верещагина в Парижском Салоне. Отправляясь в новую поездку на Кавказ и в Туркестан, художник В.В.Верещагин с исторической точностью постоянно и ежедневно рисует этюды и картины. Художник отличался невероятной трудоспособностью. Живет в Ташкенте, ведет этнографические исследования в Сыр-Дарьинской и Семиреченской областях.

В 1867 году В.В.Верещагин определен на службу в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал-губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала К.П.Кауфмана. Когда бухарский эмир возобновил военные действия против России, Верещагин участвует в переговорах, затем в обороне Самаркандской крепости в августе 1868 года. Василий Верещагин был награждён за «отвагу и мужество» в бою за Самарканд Георгиевским крестом 4 степени, которым не расставаясь, гордился всю жизнь.

Война стала страшной трагедией его жизни, разрушив основные жизненные принципы и принося массу жутких, мучительных воспоминаний. Всё это передано в его картинах. В это время художником были сделаны многочисленные живописные эскизы для знаменитой «Туркенстанской серии» 1871-1874. Первая картина «Туркенстанской» серии была выполнена в Париже и Мюнхене и показана с огромным успехом на первой персональной выставке художника Василия Верещагина устроенной в «Хрустальном дворце» Лондона весной 1873 года. «Начиная с «Туркенстанской» серии картин, оценивающей события войны с точки зрения жизненных интересов народа, в лице Верещагина вошёл в мировое искусство новый, крупный художник».2

После этого успеха, а уже тогда были написаны знаменитые картины: «Апофеоз войны» (1871), «Смертельно раненый» (1873), Совет императорской Академии Художеств в Петербурге в 1874 году присудил В.В.Верещагину звание профессора, от которого Василий Верещагин отказался. Война и приносимые страдания – постоянные сюжеты картин Василия Верещагина. Насилие и его моральная оправданность эти нравственные проблемы решал художник в своём творчестве всю жизнь, он не стремился стать почетным членом Академии художеств, он также отказался позже от наградной «золотой шпаги» за храбрость.

В 1874-1876 гг. вместе с супругой Елизаветой Кондратьевной Верещагиной (Элизабет Марии Фишер) художник совершил путешествие в Гималаи, Индию и Королевство Непал, создав новую «Индийскую» серию картин. О его творчестве знали на родине в России, выставляться в Академии художеств В.В.Верещагин не стал, в 1872 году в Мюнхене его посетил П.М.Третьяков и художник вступил в Товарищество передвижных художественных выставок.

Весной 1874 года, в здании Министерства Внутренних дел в Петербурге проходила первая в России персональная выставка картин на которой представлены картины уже знаменитой «Туркенстанской» серии: 13 картин, 81 этюд, 133 рисунка; в сентябре 1874 года выставка демонстрировалась в Москве. В 1875-76 гг. совместно с супругою Верещагин пишет «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных», опубликованных в двух частях на немецком и русском языках.

В 1876 году Василий Васильевич Верещагин строит и создаёт свою персональную мастерскую в Париже в Мэзон-Лафитт на аллее Клебера, где счастливо и плодотворно работал всю жизнь после поездок на войну и путешествий, привозя в мастерскую огромное количество артефактов. Это были этнографические коллекции, в которые входили многие редкости, оружие, снаряжение, костюмы, необходимые для этюдов.

В 1877 г началась русско-турецкая война, художник отправляется на Балканы, в действующую армию, где Василий Верещагин служил Отечеству своим творчеством. 16 апреля выезжает из Парижа в главный штаб русской армии в Кишинёв, где получает назначение следовать с отрядом Д.И.Скобелева по Румынии. В.В.Верещагин принимает участие в боевой операции на Дунае на миноносце «Шутка» где тяжело был ранен в бою. Лето 1877 года В.В.Верещагин провёл в госпитале Бухареста, а в августе вновь возвратился в действующую российскую армию.

Во время третьего штурма крепости «Плевна» находится в отряде генерала М.Д.Скобелева. В этом бою был тяжело ранен брат художника Александр Васильевич Верещагин и убит родной брат художника Сергей Васильевич Верещагин. В.В.Верещагин едет в Шипкинский гарнизон и участвует в боях по взятию Андриаполя и ведении переговоров с турецкими парламентариями. В перерывах между боями ведёт дневник и рисует в альбомы, в 1894 году в России выходят «Воспоминания художника Верещагина. «На войне в Азии и Европе»»3.

Верещагин пережил страшные бедствия и ужасы войны, воспоминания о которых как кошмар преследовали его многие годы: «Я …начал подыматься к скале напрямик, по тем самым местам, по которым Сулейман-Паша вёл свою бешеную атаку на Шипку. Скоро стали попадаться тела турок, оставшиеся еще от этих штурмов… Местами тела лежали в два ряда, один на другом, и нога просто уходила в жидкие массы… Запах был невыносимым, меня тошнило».4 .

Художник видел следы неописуемых зверств турок, сплошь вырезавших болгарское население и подвергавших раненых солдат изощрённым пыткам. В конце 1878 года художник возвращается в свою Парижскую мастерскую для работы над Балканской серией картин, но в 1879 вновь посещает Шипку, Шейново для дополнительного сбора материала, написав картины: «Перед атакой. Под Плевной», «Атака», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной».(1881).

Почти верная победа русских войск обернулась тяжёлым поражением. Художник «открыто негодовал, сталкиваясь с бездушным отношением некоторых генералов к солдатам, их нуждам и невыносимым страданиям. <…> «Мы скоро добрались до места расположения палаток командовавшего войсками на Шипке генерала Радецкого со штабом и застали его превосходительство за любимейшим времяпровождением — за картами [игральными] с само утра бравый генерал уже садился за зелёный стол и, едва отрываясь для принятия пищи и необходимых распоряжений, не поднимался до самого вечера, до ночи…Его проживание в 5 верстах от места действия и редкие из-за карт посещения батарей, землянок и траншей… были причиною того, что целая дивизия вымерла на Шипке»»5.

Во время третьего штурма Плевны погибло тринадцать тысяч русских и три тысячи румын, тогда как за всю русско-турецкую войну наша армия потеряла убитыми и ранеными около двухсот тысяч человек».6 Верещагиным были написаны картины «Побеждённые. Панихида», «Победители» (1878-1879).

После трагических событий русско-турецкой войны на Балканах и изнуряющей работы над Балканской серией картин, две грандиозных выставки художника Верещагина с успехом прошли в Лондоне затем Париже в 1879 году. В 1880 году эти знаменитые картины Василия Васильевича Верещагина были выставлены в Николаевском зале Зимнего дворца для императора Александра II и наследника престола Великого князя Александра Александровича.

Несмотря на непростые отношения с царским двором, Верещагин стал знаменитым живописцем. Его патетические полотна с успехом выставлялись в 1880-1883 гг. в Вене, Париже, Берлине, Гамбурге, Дрездене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Будапеште. В выставочных залах было не протолкнуться от зрителей. 78 этюдов «Индийской» серии были приобретены П.М.Третьяковым. Состоялась персональная выставка в Вене.

Успех русского художника В.В.Верещагина был грандиозным. Но, слишком дорогой ценой давался успех, художника терзали муки душевных страданий, причинённых войной. Другим художник быть не мог. В 1883-1884 гг. вместе с супругой Василий Верещагин посетил Сирию и Палестину. Его не оставляли духовные поиски. В этот период он работает над картинами на евангельские сюжеты и пишет трилогию «Казни». В 1884-1885 «Святое семейство» и «Воскресение Христово». В серии «Казни» вышли картины: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», (расстрел из пушек восстания сипаев в Индии), «Казнь заговорщиков в России» (повешение террористов). Это огромные эпически-повествовательные полотна точно и тщательно созданные исторически.

После Сирии и Палестины выходит в свет книга «Воспоминания художника В.В.Верещагина. На дальнем Востоке и Палестине» и «Палестинские очерки». С 1885 по 1887 годы прошли персональные выставки художника в Вене, Будапеште, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Праге, Бреславле, Лейпциге, Кёнигсберге, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене, Лондоне, Ливерпуле, — где экспонировались картины художника на евангельские сюжеты «Воскресение Христово» и «Святое семейство», историческая трилогия «Казни» и картины и этюды Палестинской и Индийской серий.7

Критики ругали и хвалили его, но никто из зрителей не оставался равнодушным к его живописи, все уходили озадаченными и потрясёнными с выставок Верещагина. Художник Михаил Васильевич Нестеров назвал Верещагина после личной встречи: «Художник-герой», который смотрит на мир «зорко, глазом если не орла, то коршуна» <…> «Что он думает, что чувствует этот почти легендарный человек? Он непроницаем…»

После обрушившийся на художника славы, в 1887 году Василий Васильевич Верещагин приступил к серии картин посвящённой Отечественной войне 1812 года. Началась работа над историческим материалом и погружением в эпоху царствования императора Александра I. Серия отражает эпизоды вторжения в Россию Французской армии во главе с Наполеоном Бонапартом и борьбу с нею русского народа. В серии В.В.Верещагин сумел выразить освободительный характер Отечественной войны 1812 года. «Имея надобность ознакомится для моих картин, с личностью и образом Наполеона, в 1812 году, я выписал из свидетельств очевидцев и современников то, что показалось мне наиболее характерным», писал Василий Верещагин.

Художник прошёл не одну войну и лично знал их горе и ужасы. Его замысел состоял из серии картин эпического повествования о величайшей из войн. «Война, наблюдаемая вблизи, когда находишься в самом её кипении, ужасна, и кто сам видел ужасы разрушения и сцены страдания, тому едва ли придёт на мысль находить победу столь возвышенной и красивой, потому что зрелища крови, стоны раненых и хрипы умирающих должны наполнить сердце глубокой скорбью».

В 1887-1888 гг. Верещагин работая над новой исторической эпопей картин возвращается в Россию, он не смог работать вне родины, посещает Ярославль, Кострому, Макарьев, где пишет этюды интерьеров церквей. «Иконостас церкви Иоанна богослова на Ишне близ Ростова Ярославского».Одновременно разрабатывая типажи народных героев Отечественной войны, задумывает серию портретов так называемых «Не замечательных русских людей». Работы много, постоянные живописные этюды и зарисовки. Но слава художника Верещагина уже жила отдельно от его повседневного творчества.

В 1888 году вновь состоялась выставка художника в Париже, а в 1889-1892 гг. выставки Василия Верещагина в городах США: Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Сан Луисе. Выставки имели колоссальный успех у публики, но оказались убыточны для их организаторов, пытавшихся обмануть художника. «В США к Верещагину явились два представителя мафии и потребовали денег за обеспечение публичного успеха открывающейся экспозиции. В противном случае они грозили обструкцией и провалом выставки.

Возмущённый художник дал шантажистам должный ответ и отпор».8 Закончилось рукопашным боем. На выставке в Нью-Йорке В.В.Верещагин встретил русскую пианистку Лидию Васильевну Андреевскую, на которой женился после возвращения в Россию и развода с Е.К.Верещагиной.

В июле 1891 года Верещагины поселяются в Москве, построив новый дом за Серпуховской заставой. Работая над своими картинами, Верещагин пишет с натуры Бородинское поле, зимнюю русскую природу, посещает северные города России, работает в Соловецком монастыре и живёт в Вологде. Впечатления художника изданы в 1895 году в книге «На Северной Двине. По деревянным церквям».

В этом же году издана книга художника «Детство и отрочество художника В.В.Верещагина» и каталог новой живописной серии В.В.Верещагина о войне 1812 года: «Пожар Москвы. – Казаки.- Великая армия. – Маршалы. – Наполеон I». В 1895 году были написаны первые десять картин эпической серии «Отечественной войны 1812 года» и состоялась презентация картин в Историческом музее в Москве.

  1. «Старый партизан. (1812) В штыки! Ура!»;

  2. «Старый партизан. (1812) Взят с оружием в руках!»;

  3. «Старый партизан. (1812).Не замай! Дай подойти!»;

  4. «Наполеон I в России. (1812) На этапе – дурные вести из Франции»;

  5. «Наполеон I в России. (1812). В Городне – пробиваться или отступать?»;

  6. «Наполеон I в России. (1812). В Успенском соборе»;

  7. «Наполеон I в России. (1812).Маршал Даву в Чудовом монастыре»;

  8. «Наполеон I в России. (1812). Зарево Замоскворечья»;

  9. «Наполеон I в России. (1812).Расстрел поджигателей»;

  10. «Наполеон I в России. (1812). На большой дороге – отступление, бегство…».

Зрители восторженно принимали картины Верещагина, начались переговоры о приобретении их в коллекцию Русского музея императора Александра III: «Подумайте, что только музей Петербургский считает возможным обойтись без моих работ — это Музей современного русского искусства!», писал Василий Васильевич Верещагин.

Продолжая работу над этой масштабной исторической серией о войне 1812 года, (всего картин написано двадцать). В 1896-1898 гг. Василий Верещагин участвует в персональных выставках в городах Российской империи: С-Петербурге, Харькове, Киеве, Одессе, затем в городах Европы: Париже, Берлине, Праге, Вене, Будапеште, Копенгагене, Лейпциге, Лондоне.

Из Вены в октябре 1897 года Верещагин пишет: «Посылаю <…> несколько сведений о моих выставках; может быть, интересных для публики. В Берлине у меня было до 80 000 ч[еловек] народа. В Париже не считано, …но толпа была так велика, что в известные часы не было возможности войти в залы. Нигде так не хвалили картины, как в Париже [картины о войне с армией Наполеона]. В отзыве газеты «Figaro» писали: «Редко с такой краткостью и силой показывалась шаткость славы и завлекательное безобразие войны».ix

В Дрездене — небывалая цифра посетителей, до 20 000 в один месяц. <…> Теперь готовлю выставку в Вене, где будет представлено несколько новых картин».10 Картины художника имели грандиозный успех за границей.

Известный французский художественный критик Ж.Кларети писал, что Верещагин, — «личность, выходящая из ряду вон. Я не знаю между живописцами второй такой даровитой натуры». «Картины о 1812 годе – это поистине величественная, монументальная, полная патриотического пафоса эпопея о русском народе, его мужестве, национальной гордости, преданности Родине, ненависти к захватчикам. Во всём мировом изобразительном искусстве события Отечественной войны 1812 года не получили освещения, столь правдивого по документальной обоснованности, глубокого по содержанию, широкого по охвату и эмоционально страстного, как в картинах Верещагина».11

Были написаны новые картины серии: «Наполеон I на Бородинских высотах» (1897), «Конец бородинского боя» (1899-1900). В.В.Верещагин не согласился продавать в Европе свою серию картин о войне 1812 года, считая её достоянием России и продолжая переговоры с царской семьёй о приобретении всей серии целиком в Русский музей императора Александра III. Написанные для дворцовых зал и музеев, по своему огромному формату и героическому содержанию картины серии «Отечественной войны 1812 года» не предлагались частным меценатам. Верещагин не соглашался продавать их «в розницу» никому.

Отдельные лица при царском дворе считали «образ» Наполеона Бонапарта приниженным и неверно «обмундированым» на картинах Верещагина, но критик В.В.Стасов о картине «Наполеон. На большой дороге – отступление, бегство…», писал: «какая потрясающая трагедия, какое великолепное создание великого художественного гения <…> какой карающий мстительный перст судьбы!».12

В октябре 1898 года состоялась выставка картин Верещагина о войне 1812 года в зала Строгановского училища в Москве. Успех был грандиозным, несмотря на мелкие нападки «всяких символистов» в прессе. Сначала одну картину героической «серии 1812 года», затем семь картин предполагалось купить по указанию Николая II в Русский музей, но император Николай II из личных средств выкупил всю серию картин Верещагина целиком и принёс её в дар Историческому музею в Москве для создаваемого музея Отечественной войны 1812 года.

Этот музей открыт в наши дни, 6 сентября 2012 года в здании Арсенала (бывшем музее Ленина) в Москве к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Вся серия картин В.В.Верещагина экспонируется на первом этаже этого музея.

В 1900 г. работа над героической серией 1812 г. была закончена. В 1901 году В.В.Верещагин совершает поездку на Филиппины, по следам событий испано-американской войны 1898 года. В Маниле посещает места сражений, делая дневниковые записи и зарисовки. По возвращении в Москву работает над серией картин об этой войне. За эти потрясающе-правдивые картины В.В.Верещагин был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира. Едет в США, живет в Чикаго. Совершает две поездки на Кубу. В Вашингтоне работает над картиной «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот».

13 сентября 1902 года, в Нью-Йорке состоялась успешная распродажа картин Василия Верещагина об испано-американской войне. В это же время, в конце 1901-начале 1902 года, вся героическая серия картин Верещагина об «Отечественной войне 1812 года» демонстрировалась в США. В продолжение серии, художником были задуманы новые картины: «Занятие Смоленска», «Совет в Филях», «В Тарутине», «Кутузов, обносящий образ Смоленской Богоматери накануне Бородинского боя» и другие. К сожалению, заказ не состоялся. Василий Васильевич Верещагин едет в Японию.

Посещая Токио и Никко в августе 1903 года В.В.Верещагин создаёт около 20 этюдов. В 1904 году, после объявления войны с Японией, шестидесятидвухлетний художник Верещагин уезжает на Дальний Восток в действующую армию. 31 марта 1904 года флагманский броненосец «Петропавловск» на котором находились адмирал С.О.Макаров и живописец В.В.Верещагин был подорван в Порт-Артуре японской миной и затонул. Дома в Москве у В.В.Верещагина оставались супруга и трое малолетних детей.

Японский писатель Накадзато Кайдзан говорил: «Так же, как и Толстой, который ведет пропаганду мира силой слова, Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете. Огромный талант Верещагина особенно сильно проявился в такого рода картинах, где он пытается внушить людям необходимость мира. Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем еще раз не почувствовать к этой стране уважения и почтения»13

15 ноября-12 декабря 1904 года в Петербурге состоялась посмертная персональная выставка художника-патриота Василия Верещагина, на которой выставлялось около 400 произведений, принадлежащих семье художника. Основная часть картин и этнографических коллекций, собираемых Верещагиным всю жизнь, была куплена правительством Николая II и передана в Петербурге Русскому музею императора Александра III. Лучшие картины находится в Государственном русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее. В городе Череповце, (тогда Николаеве), на родине художника сразу после гибели художника-патриота был создан и существует хороший мемориальный музей, там же поставлен монументальный скульптурный памятник художнику.

«Ещё при жизни Верещагина в английской, французской, немецкой, американской прессе к его имени многократно прилагались эпитеты «гениальны», «великий». Его называли крупнейшим художником-мыслителем XIX века, «пороком-философом», выдающимся реформатором живописи. В одной из немецких газет 1886 года говорилось, что искусство Верещагина заключает в себе чрезвычайно важную черту передовой русской культуры – страстную ненависть к общественному злу, стремление к правде, склонность к обличению язв и пороков современной цивилизации».14 Венгерский композитор Ференц Лист говорил о русском художнике-патриоте Василии Верещагине: «Верещагин больше чем талант: это гений, он всегда поражает нас неожиданностью».

1 Перевезенцева Н.А. Верещагин В.В. 1812 год в в картинах В.В.Верещагина. Дар императора Николая II Музею 1812 года. /ГИМ.- М.,2010, 49 с..илл, с.5.
2 Лебедев А.К. Солодовников А.В. Василий Васильевич Верещагин. /Русские живописцы XIX века. Л.Художник РСФСР, 1987 – 180 с.,илл., с.36.
3 На войне в Азии и Европе. Воспоминания художника В.В.Верещагина. М.1894 .
4 На войне. Воспоминания о русско-турецкой войне 1877 г. художника Верещагина. М, 1902 г., с. 58. Цит по книге: Лебедев А.К. Солодовников А.В. Василий Васильевич Верещагин. Л.Художник РСФСР, 1987 – 180 с.,илл., с.53.
5 См. указ соч., Лебедев А.К., Солодовников А.В. с.54.
6 На войне. Воспоминания о русско-турецкой войне 1877 г. художника Верещагина. М, 1902 г., С.257. Цит по ук. соч. Лебедева А.К. Солодовникова А.В., Верещагин с.61.
7 Основные даты жизни и творчества В.В.Верещагина. Цит по каталогу ГИМ: 1812 год в в картинах В.В.Верещагина. Дар императора Николая II Музею 1812 года.- М.,2010, 49 с..илл, с.8-11.
8 Лебедев А.К. Солодовников А.В. Василий Васильевич Верещагин. /Русские живописцы XIX века. Л.Художник РСФСР, 1987 – 180 с.,илл., с.88.
9 «Figaro» за 1897 г. Цит по кн.: Перевезенцева Н.А. Верещагин В.В. 1812 год в в картинах В.В.Верещагина. Дар императора Николая II Музею 1812 года. Выставка ГИМ 11 марта-10 мая 2010 г. рук. проекта Т.Г.Игумнова.- М.,2010, 49 с..илл, с.6.
10 Неизвестный Верещагин. Ч. II. Зигзаги Славы.- ж-л НиТ № 2(69) 2012 /Аксентьев С./ www: nt-magazine.ru
11 См. указ соч. Лебедев А.К. Солодовников А.В. с.74.
12 Стасов В.В. Выставка Верещагина – Новости и биржевая газета, 9 декабря 1904 г.
13 Накадзато Кайдзан о В.В.Верещагине. Цит по кн.: В.В.Верещагин. Воспоминания сына художника.- Л.,1982, с.102.
14 Лебедев А.К. Солодовников А.В. Василий Васильевич Верещагин. /Русские живописцы XIX века. Л.Художник РСФСР, 1987 – 180 с.,илл., с.89.
 
 

Тэги: Василий Верещагин, русские художники, художник-патриот

 

Недавние записи в рубрике Живопись