Венчания на царство и коронации в Московском Кремле

В Музеях Московского Кремля с 27 сентября 2013 года по 22 января 2014 года представлены раритеты отечественной истории русских императоров: выставка «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле». Экспозиция приурочена к 400-летию правления династии Романовых в России (1613-2013гг.),

Участники выставки: Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль, Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Павловск», С-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный архив РФ, Государственный архив древних актов, Государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный исторический архив, Центральный Государственный архив кинофотодокументов, Научная библиотека РФ, Российская Государственная библиотека, Российская национальная библиотека.

1 galleria mini2 galleria mini3 galleria mini6 galleria mini7 galleria mini8 galleria mini9 galleria mini10 galleria mini11 galleria mini12 galleria mini13 galleria mini14 galleria mini15 galleria mini16 galleria mini17 galleria mini18 galleria mini19 galleria mini20 galleria mini21 galleria mini22 galleria mini23 galleria mini%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%88 %d0%a4%d1%91%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%b0 %d0%9c%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b9%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87%d0%b0 galleria mini%d0%9f%d0%bb%d0%b0%d1%82%d0%bd%d0%be %d0%9f%d0%b5%d1%82%d1%80%d0%b0 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87%d0%b0 galleria mini%d1%82%d1%80%d0%be%d0%bd %d0%91%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%81%d0%b0 galleria mini%d0%b1%d0%b0%d1%80%d0%bc%d1%8b galleria mini%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b0%d0%b2%d0%b0 galleria mini%d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%82 %d0%b2 %d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%87%d0%b5%d0%b3%d0%b5 galleria mini%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b5 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d1%8b %d0%a4%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8b galleria mini%d0%bc%d1%83%d0%bd%d0%b4%d0%b8%d1%80 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0 1 galleria mini%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%84%d0%be%d0%bd %d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b4%d0%b0%d1%85%d0%b8%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%82 %d0%be%d1%80%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b0 %d0%90%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b5%d1%8f %d0%9f%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be galleria mini%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bd%d0%b0 %d0%90%d0%bd%d0%bd%d1%8b %d0%98%d0%be%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8b galleria mini%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%bc%d1%8f galleria mini%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b5%d0%bb%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%ba%d1%83%d0%b1%d0%be%d0%ba galleria mini%d0%bf%d0%be%d1%82%d0%b8%d1%80 galleria mini%d1%81%d0%b0%d0%ba%d0%ba%d0%be%d1%81 %d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%be%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b0 galleria mini%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d1%8f %d0%9c%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b8 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8b galleria mini%d0%b4%d0%b0%d0%bb%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b8%d0%ba %d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b4%d0%b0 galleria mini

По словам директора Музеев Московского Кремля, Гагариной Елены Юрьевны, за многовековую традицию церемоний венчания на царство в Оружейной палате Московского Кремля собрано большое количество художественных ценностей, что многие из них, «бесценные раритеты и исторические реликвии», даже не исследованы в научных трудах российских историков и искусствоведов. Директор Музеев Кремля Е.Ю.Гагарина сказала: «Выставка представляет церемониал вошествия на престол российских государей, как яркое и значимое событие в истории отечественной культуры, с которым связаны имена лучших художников и мастеров».

Выставка представлена в виде трёх исторических экспозиций, расположенных в колокольне Василия Великого, Патриаршем дворце и Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля.

За два столетия существования Российской империи после царствования Петра I было совершено 11 коронаций. Большинство нововведений в коронацию имело западноевропейские корни, и они прочно уживались с традиционно православными — Московскими обычаями венчания на царство. По случаю венчания на царство Ивана IV на Руси был составлен православный «Чин венчания на царство». Официальный документ, определявший порядок наделения властью правителя страны.

Отчёт имперского времени в истории России начинается 22 октября 1721 года, когда по случаю заключения Ништадского мира, в Северной войне со шведами, царю Петру Алексеевичу, «от общих всех верноподданных лица был поднесён титул императора». На выставке, в экспозиции Патриаршего дворца, представлен элегантный европейский костюм Петра I, — «Голубой гродетур», парадный костюм: кафтан, камзол, штаны и пояс с портупеей.

«Голубой гродетур» Петра I сшит в Берлине для коронации супруги императора Петра I, Екатерины Алексеевны. Экспонат из Государственного Эрмитажа. (Пруссия, ок. 1724 г.), шёлковый репс, холст, шерсть, серебряная канитель. На левой полочке кафтана «Голубого гродетура» Петра I, закреплена вышитая серебром большая звезда ордена святого апостола Андрея Первозванного. Из ранних раритетов, принадлежавших царю Петру I, представлен «наперсный крест царя Петра Алексеевича», создан мастерами западной Европы к венчанию на царство Петра Алексеевича, в 1682 году.

25 июля 1682 года состоялось торжественное венчание на царство Ивана и Петра Алексеевичей одновременно. Так сложилась историческая ситуация в России, в борьбе между кланами Милославских и Нарышкиных. Для второго претендента на трон, десятилетнего – царя Петра Алексеевича (Петра I) была сделана вторая царская Шапка – новый венец. На Иване была старинная Шапка Мономаха. Иван был сыном первой жены царя Алексея Михайловича – Марии Ильиничны Милославской, Петр – второй жены, Наталии Кирилловны Нарышкиной.

Древняя Шапка Мономаха, представленная на выставке в Кремле, фигурирует в 1330 году, как полученная в дар от Византийского императора Константина Мономаха Киевским князем Владимиром Мономахом, «сродником» Московских князей. Участвовала в венчании на царство русских царей в течении 200 лет 1482-1682. Шапка была подарена Ивану Даниловичу Калите (Ивану III) властителем Золотой Орды ханом Узбеком.

Кроме того, на выставке «Венчание на царство и коронации в Московском Кремле», представлена «Шапка Казанская. Москва 1553 год»: (золото серебро сапфиры рубины, турмалины, бирюза, жемчуг, соболиный мех, чеканка, литьё, резьба, чернь). Выполнена в 1552 году, когда к России было присоединено Казанское ханство. Шапка Казанская – важный государственный символ. Венец был сделан по заказу царя Ивана Васильевича Грозного в память о походе на Казань. После этого события, Иван IV стал именоваться «царь Казанский».

С 1724 года, после коронации Екатерины I, — Алексеевны, супруги Петра I, в коронационную церемонию облачения императриц, была введена императорская мантия, эффектный атрибут, пришедший в Россию как элемент западноевропейского искусства. На выставке в Кремле представлены две императорских мантии: императрицы Марии Александровны, супруги Александра II и императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III. В Мироваренной палате Патриаршего дворца Кремля, представлена: «Коронационная мантия императрицы Марии Александровны 1856 г. С-Петербург»: фабрика И.П.Лихачева, шёлковая, золочёная из глазета, отороченная мехом горностая.

Коронационная мантия надевалась поверх парадного коронационного костюма императора или императрицы. У императоров коронационным костюмом всегда был военный мундир, у императрицы – серебряное платье со шлейфом.

На выставке представлено «Коронационное платье императрицы Марии Фёдоровны. Россия 1881 г. фирма Сапожникова, это парчовое платье с шелковой серебряной вышивкой. Работа над вышивкой обошлась в 4000 рублей. В коронационный костюм императрицы входили белые лайковые перчатки и туфли серебряного глазета на фигурном каблуке, с бантом.

На выставке представлены в безупречном состоянии коронационные военные мундиры императоров Павла I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.

При каждом венчании нового императора на царство, создавалась специальная комиссия, которая отвечала за отбор костюмов, облачений, регалий, ювелирных украшений и всех предметов декоративного убранства церемонии коронации. Все эти драгоценные, помпезные и роскошные царские регалии после окончания коронации хранились в Оружейной палате Московского Кремля, а с XIX века все они также там экспонировались.

Священные коронации русских царей всегда проводились в Москве, в огромном и величественном Успенском соборе Кремля, даже после того, как столица Государства Российского была переведена в С-Петербург. На торжественную церемонию венчания на царство до XIX века императоры приезжали в каретах, экипажах, санях; после XIX века по железной дороге «царским поездом». Город к этому времени украшался, строились триумфальные арки, павильоны, обелиски, трибуны, мостились дороги.

Кроме самой церемонии венчания на царство: чинной и торжественной церковной службы в Успенском соборе, в коронационные дни праздненств в Москве проходили обязательные смотры войск, балы, спектакли, обеды в Кремле, Дворянском собрании, иностранных миссиях; поездка императора на поклонение в Троице-Сергиеву лавру и весёлые народные гуляния в Москве.

Праздничный день венчания Государя на царство был ознаменован благовестом и торжественными молебнами о здравии нового императора и его семьи в храмах города. Торжественный въезд венчающегося на царство императора был торжественен, как в Римской империи: император — верхом на коне, в военной форме, императрица в золочёной карете. Торжества начинались от Петровского путевого дворца, в котором делали свою первую остановку в Москве все государи, и обычно проживала царская свита в дни коронационных торжеств.

В день коронации, процессия останавливалась при въёзде на Красную площадь у Воскресенских ворот. Царь кланялся Иверской иконе Божией матери, здесь царя торжественно, с церковными почестями встречало всё духовенство.

Далее через Спасские ворота Московского Кремля церковная процессия следовала в Успенский собор Кремля, где начиналась многочасовое торжественное богослужение «Венчания на царство». Коронующиеся император, и супруга-императрица, вставали под созданный помпезный царский балдахин со словами:
«С нами БОГ».

Этот расшитый «плафон от подвесного коронационного балдахина», создан балдахин для коронации Николая II в Успенском соборе в Кремля. Плафон для коронации был выполнен монахинями Новодевичьего, Вознесенского и Алексеевского монастырей Кремля, как и все вышивки для церемонии коронации.

По протоколу коронации, в Кремле, после богослужения в Успенском соборе, Государь посещал усыпальницу русских царей — Архангельский собор, для поклонения святым иконам и поминовения своих предков, там покоящихся. Посещение праотеческих гробниц с XVI века стало обязательной частью коронационных торжеств в Московском Кремле. После Архангельского, вся процессия шествовала в Благовещенский собор Московского Кремля, – в царский домовый храм русских государей.

В Архангельском соборе Кремля, среди прочих, до 1894 года находилось оплечное изображение царя Фёдора Иоановича (1630 г., дерево, левкас, темпера). Парсуна с изображением царя Фёдора Иоановича находилась у самой гробницы царя Фёдора Иоанновича, в 1894 году была передана в Исторический музей в Москве, и ныне представлена на выставке в экспозиции колокольни Василия Великого Кремля. При исследовании парсуны искусствоведы пришли к выводу, что с портрета был удалён нимб с головы жестокого царя Фёдора Иоановича.

На выставке представлен шитый «Покров на раку святого царевича Димитрия», которым накрывали его гробницу в Архангельском соборе Кремля во время торжественной службы поминовения невинно убиенного царевича Димитрия Углицкого и всея России чудотворца. Царевич Димитрий, сын Ивана Грозного, родившийся незадолго до смерти отца, в 1582 году в 1584 году, после вступления на престол царя Фёдора Иоанновича был отправлен в Углич. В 1591 году согласно официальной версии начала XVII века погиб насильственной смертью. В 1606 году при царе Василии Шуйском, и патриархе Гермогене, царевич Димитрий был канонизирован как страстотерпец. Его останки были перенесены в Москву, в Архангельский собор Кремля, где он покоится.

Накануне коронации, в Оружейной палате Московского Кремля происходило торжественное освящение Государственного знамени. На выставке представлено Государственное знамя императора Николая II, представляющее из себя шелковый стяг прямоугольной формы, в центе которого символ Российской империи – двуглавый орёл чёрного цвета, на золотом фоне флага. Над головой орла императорская корона. На знамени расположены гербы Российских городов, орнамент в виде дубовых листьев и герб Московского государства, в виде святого Георгия Победоносца, пронзающего дьявола своим копьём.

Флаг имеет навершие в виде двуглавого орла на державе. В течение веков форма наверший флагов менялась, в зависимости от назначения знамени, они были более помпезными и драгоценными или лаконично-строгими, в виде острой пики, их можно увидеть на выставке. Одним из самых декоративных предметов выставки с драгоценным золотым двуглавым орлом, является: «Мешок для раздачи коронационных жетонов»: XIX в., бархат, золотой галун, шнур, литьё, золочение, 74х47 см.

Императорскими регалиями церемонии венчания на царство были: царский скипетр, держава, шапка Мономаха, императорская корона, царская мантия. Все эти вековые реликвии императорского Дома Романовых торжественно, при большом стечении народа, переносились из Оружейной палаты Кремля в Тронный зал Кремлёвского дворца и возлагались на стол, ограждённый массивной серебряной цепью. Многочисленные герольды в традиционных костюмах накануне коронации объявляли на площадях Москвы о грядущей церемонии коронации нового монарха. Это была западноевропейская традиция, прижившаяся на Руси.

С 1730 года к драгоценным коронационным регалиям Российского императорского Дома был причислен Орден святого апостола Андрея Первозванного, с массивной золотой цепью, и драгоценным, брильянтовым знаком (брошью) главного Российского ордена. С 1742 года, после воцарения дочери Петра I — Елизаветы Петровны, к царским регалиям были присоединены Государственное знамя (двуглавый орёл на золотом фоне), меч и царская печать.

С 1797 года, со дня коронации императора Павла и до последней коронации императора Николая II, к регалиям Российского императорского Дома прибавились аналогичные императорским, регалии для супруги-императрицы, коронующейся вместе с супругом-императором. Регалиями императрицы были: малая императорская корона, Орден святого апостола Андрея Первозванного с малой золотой цепью в виде брильянтового знака главного ордена, мантия императрицы.

В 1797 году император Павел I ввел Акт о престолонаследии. На выставке представлены «Ларец для хранения Акта о престолонаследии. С-Петербург, 1727. Мастер Венфельд Бух; (серебро, муар, литьё чеканка) из Государственного архива РФ. На крышке ларца Герб России. Ларец хранился на престоле Успенского собора Московского Кремля с актом о Престолонаследии.

Учреждение императорской фамилии – Акт подписанный императором Павлом I в день его коронации упорядочивал состав и иерархию императорской фамилии. Регулировал отношения в Императорском Доме, включая пункты о гербах, титулах имениях браках, наследстве, устанавливал размеры содержания наследников — Великих князей. Согласно этому документу императорская фамилия получала статус одного из институтов государственной власти. Вместе с Актом о престолонаследии он гарантировал стабильность власти.

Выставка уникальна и насыщена важными историческими реликвиями, в Музеях Московского Кремля «Венчание на царство и коронации русских царей» экспонируется по 22 января 2014 года.

 
 

Тэги: венчания на царство и коронации, выставка в Московском Кремле

 

Недавние записи в рубрике Выставки