Великий зодчий эпохи Возрождения - Браманте

Сведения о месте и дате рождения Браманте весьма разноречивы. Одни исследователи полагают, что великий зодчий Возрождения родился в Ферминьяно близ города Урбино в Центральной Италии, другие считают его родиной Монте-Аздруальдо, тоже расположенное близ Урбино, наконец, третьи — называют само Урбино.

Великий зодчий БрамантеПринято считать, что Браманте родился примерно в 1444 году. Насчет его имени тоже нет единодушия среди искусствоведов. Одни называют его Донато д’Анджело Ладзари, другие — Донато ди Паскуччо, третьи — Донато Браманте да Урбино. Наиболее общепринятым можно считать третий, сокращенный вариант — Донато Браманте, или еще короче — Браманте. Это звучное имя принадлежит одному из величайших зодчих и основоположников архитектуры итальянского Возрождения.

Признание и слава пришли к нему не сразу. Многие современники, съедаемые злобой и завистью, относились к нему с высокомерием и называли неучем, вероятно, потому, что Браманте получил всего лишь начальное образование, а возможно и потому, что был он простолюдином и в юности служил подсобным работником у каменщика. Тогда-то, пожалуй, он впервые и соприкоснулся с архитектурой.

Поскольку у Донато с ранней поры обнаружилось художественное дарование, отец решил сделать из него художника. По мнению биографов, учителями Донато могли быть великие художники того времени, эпохи Возрождения — Андреа Мантенья и Пьеро Франческа. Браманте немало преуспел в области живописи, однако его истинным призванием стала архитектура, которую он изучал, работая в 1467-1479 годах под руководством Лучано Лаураны, главного придворного архитектора герцога Урбино. Здесь он мог познакомиться и с другим известным архитектором того времени — Франческо ди Джорджо.

В конце восьмидесятых годов XV века Браманте перебрался из Урбино в столицу Ломбардии Милан. При дворе известного Лодовико Сфорца, герцога, с прозвищем Моро, находилось в то время много выдающихся ученых, поэтов и художников, которым он покровительствовал. Среди них был и гений, известный всем — Леонардо да Винчи.

В здешних кругах господствовала атмосфера величайшего преклонения перед искусством, особая дань восхищения воздавалась искусству античного мира. Это не могло не наложить своего отпечатка на творчество Браманте. Свидетельством тому служат дворцы, общественные здания, церкви и жилые дома, которых немало построил этот зодчий в Милане и его окрестностях за двадцать, проведенных здесь, лет.

Великий зодчий Браманте

Церковь Сант Амброджо в Милане, двор

Самым важным свершением этого периода было, начатое в 1492 году, строительство хора и купола средокрестия в церкви с именем Санта-Мария, поражающих богатством своей архитектуры. В трапезной монастыря, при этой же церкви, имеется и знаменитая «Тайная вечеря» известного Леонардо да Винчи.

В результате неудачной войны, которую вел Лодовико Моро с Францией, двор миланского герцога пришел в упадок. Браманте вынужден был искать работу в другом месте. В 1499 году он переехал в Рим и, вскоре, стал придворным архитектором деспотичного и воинственного папы Юлия II, стремившегося увековечить свое имя, привлекая ко двору многих известных художников. С момента появления Браманте при дворе папы римского, началась новая эра в архитектуре Возрождения. Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем.

 

Собственно говоря, это был не новый стиль, а, скорее, развернутое видоизменение, появившегося несколько десятков лет до этого, стиля Возрождения в архитектуре. Созданный в начале XV века архитектором Брунеллески стиль, характеризовался не столь внушительным масштабом, симметричным характером построек, простотой и сдержанностью архитектурных форм.

Стены сооружавшихся в те времена зданий были плоскими, лишенными выступов, карнизов и художественного декора. Созданный Браманте стиль зрелого или, так называемого, Высокого Возрождения отличался большой монументальностью строений, сложной конфигурацией массива зданий, увенчанных, как правило, большими куполами.

Стены были богато украшены разнообразными архитектурными деталями: колоннами, пилястрами, карнизами. Игра светотени оживляла их, подчеркивая всю пластичность архитектуры. Зодчество зрелого Ренессанса в значительно большей степени, чем раннее Возрождение, перекликалось с античными образцами, которые с таким рвением изучал Браманте.

Великий зодчий Браманте

Темпьетто в Риме

В 1502 году Браманте построил во дворце монастыря Сан-Пьетро небольшую часовню. Это было первое, созданное им, произведение зрелого Возрождения. Часовня, известная под названием Темпьетто, сооружена по образу древнеримских храмов. Она восхищает своей легкостью и изяществом. Круглое здание окружено колоннадой и увенчано высоким куполом. Часовня напоминает изящную резную шкатулку.

Папа Римский по имени Юлий II отличался большим честолюбием и хотел увековечить свое имя огромными, монументальными, богато украшенными зданиями, которыми будут восхищаться люди долгие века. Вот почему, ему пришелся по вкусу проект Браманте, поражавший своим грандиозным размахом.

Придворный архитектор предлагал снести, пришедший в упадок и недостойный «вечного города», старый собор имени святого Петра и возвести на его месте грандиозный и великолепный храм, какого еще не видел мир. Папа благосклонно отнесся к проекту, решив, что новый собор станет его мавзолеем.

Браманте задумал собор, как центрическое сооружение, в плане в виде квадрата, с вписанным в него равноконечным крестом с огромным сферическим куполом над средокрестием, с малыми четырьмя куполами и по углам с башнями.

Архитектура собора была решена в присущей Браманте манере: она отличалась большой пластичностью, изобиловала колоннадами, галереями, лоджиями и карнизами. По случаю закладки собора в 1506 году была отчеканена медаль с его изображением.

Проект Браманте не был осуществлен. Если бы собор был построен так, как его задумал великий архитектор, то с ним не могло бы сравниться ни одно творение античной архитектуры. Однако за восемь лет были возведены лишь четыре могучих подпор с соединительными арками, на которых должен был возвышаться купол, а также часть восточного крыла крестовой части и одна часовня.

Проект Браманте после его смерти многократно изменялся. Собор, который на протяжении ста лет поочередно строили Рафаэль Санцио, Микеланджело Буонаротти и еще несколько зодчих не столь блистательного таланта, имеет мало общего с первоначальным проектом великого Браманте.

Великий зодчий Браманте

Двор церкви Санта-Мария долла Паче в Риме

Браманте строил в Риме и за его пределами. Вскоре, после прибытия в этот город, он построил церковь с именем Санта-Мария, потом Темпьетто, о котором уже шла речь, а в 1504 году — аркадный дворик в монастыре Санта-Мария. Позднее, наряду с сооружением собора святого Павла, по его проекту строились два дворца в Риме, хор в церкви с именем Санта-Мария c приставкой дель Пополо и папская резиденция в Ватикане.

С огромным размахом вел Браманте строительство в Ватикане. Он решил объединить несколько, стоявших уже здесь, зданий и ряд новых, сооруженных по его проекту, в единый архитектурный комплекс. Этот дворцовый, парковый ансамбль с многочисленными двориками, аркадами, лоджиями, садами, фонтанами и даже… цирком, был развитием древнеримских композиций.

К работам в Ватикане Браманте привлек небывалое, по тем временам, количество рабочих — до трех тысяч человек. Однако из грандиозных замыслов архитектора, находившегося уже в преклонном возрасте, лишь часть была претворена в жизнь: великолепный аркадный двор Сан-Дамазо, лоджии, позднее расписанные Рафаэлем, дворцовый ансамбль Бельведер и цирк, в котором при преемниках Юлия II устраивались турниры и зрелища.

Великий архитектор и Папа Римский, отличавшийся деспотическим нравом, превосходно ладили друг с другом, Юлий благоволил к Браманте. Стремясь, как можно прочнее связать его с Ватиканом, он дал ему довольно необычную должность, поручив ставить печати на всех документах, высылаемых из Ватикана. Это неутомительное дело приносило Браманте 800 дукатов в год.

Когда воинственный Папа Римский отправился в поход против маленького герцогства Мирандола, то взял с собой и своего архитектора, поручив ему возведение укреплений. Броманте, очевидно, неплохо разбирался в военном строительстве, если потом он занялся сооружением крепости в Чивитавеккии. Это строительство завершил позднее Микеланджело.

Браманте оказал огромное положительное влияние на развитие архитектуры. Его творчество было одной из вершин зодчества Возрождения. Из его мастерской вышло много талантливых учеников, на его творениях выросли многие архитекторы, ставшие потом славными.

У Браманте были большие заслуги и в области строительной техники. Он впервые, со времен античности, в своих постройках заливал своды бетоном, усовершенствовал и обогатил технику лепных работ. Его перу принадлежат трактаты о гражданском и военном зодчестве, а также несколько небольших работ по архитектуре. Писал Браманте и стихи. Все его работы были собраны и изданы в XVIII веке.

Донато Браманте скончался в Риме, в марте (или апреле) 1514 года.

 
 

Тэги: зодчий Браманте, эпоха возрождения

 

Недавние записи в рубрике Архитектура