Великий князь Константин Константинович Романов

Научи меня, Боже, любить
Всем умом тебя,
Всем помышлением,
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым
сердца биеньем…
К.Р.

Константин Константинович, Великий князь (1858-1915), внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III и двоюродный дядя императора Николая II. Генерал от инфантерии, генерал-адъютант, русский поэт, переводчик, драматург и композитор.

Родился в Стрельне 10 августа 1858 года, был сыном Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны. Получил в детстве разностороннее домашнее образование.

По традиции своей семьи, его отец был руководителем Морского ведомства, Константин Константинович стал морским офицером, служил во флоте, участвовал в морских походах. С 19 лет принимал участие в Русско-турецкой войне.

Кавалер ордена святого Георгия 4 степени (1877), служил в Лейб гвардии Измайловском полку. После сражения под Плевной вернулся в Петербург и в 1884 г. принял роту гвардейского Измайловского полка, где под его покровительством был создан музыкально-литературный кружок.

С 1884 года женат на принцессе Саксен-Альтенбургской, Великой княгине Елизавете Маврикиевне (1865-1927) в браке с которой имел восьмерых детей.

%d0%92%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%8c %d0%9a.%d0%9a. %d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 galleria mini%d0%92%d0%b5%d0%bb. %d0%ba%d0%bd. %d0%9a.%d0%9a.%d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 galleria mini%d0%9a%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd %d0%9a%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87 %d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 %d0%b2%d0%b5%d0%bb %d0%ba%d0%bd. galleria mini%d0%9a%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd %d0%9a%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87 galleria mini%d0%9a%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd %d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 galleria mini%d0%9a. %d0%a0. %d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%8c galleria mini%d0%9a.%d0%9a %d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 galleria mini%d0%9a.%d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 galleria mini%d0%9a.%d0%a0. %d0%bf%d0%be%d1%8d%d1%82 %d0%b8 %d0%b4%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b3 galleria mini%d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 %d0%9a.%d0%9a. %d0%b2%d0%b5%d0%bb %d0%ba%d0%bd galleria mini%d0%bf%d0%be%d1%8d%d1%82 %d0%9a%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd %d0%9a%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87 galleria mini%d0%bf%d0%be%d1%8d%d1%82 %d0%9a.%d0%a0. galleria mini%d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 %d0%9a.%d0%9a. %d0%92%d0%b5%d0%bb %d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%8c galleria mini%d0%a1 %d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%8c%d0%bc%d0%b8 %d0%9a%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%b9 %d0%b8 %d0%a2%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d0%b9 galleria mini%d0%a1%d0%b5%d0%bc%d1%8c%d1%8f %d0%9a.%d0%9a.%d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0 galleria mini

В 1891 г. назначен командиром лейб-гвардии Преображенского полка, которым командовал по 1900 год. С 1907 г. – генерал от инфантерии. С 1910 г. – генерал-инспектор военно-учебных заведений.

В 1889 году в возрасте 31 года Великий князь Константин Константинович назначен Президентом академии наук, в 1889 году, через три года, — председателем Императорского археологического общества.

К столетнему юбилею поэта А.С.Пушкина в 1899 году, по инициативе Великого князя Константина Константиновича в России основан Фонд Пушкина, ныне Институт русской литературы, или Пушкинский Дом, главным направлением которого является издание трудов русских поэтов и писателей.

Академик Кони, друг и коллега К.К.Романова писал: «Беседы наши часто касались нравственных начал… причем мнения и замечания моего юного «совопросника» обнаруживали не раз исключительную тонкость понимания бережного отношения к человеческому достоинству и нравственной ответственности перед Высшим Судьей.

Нас соединяла любовь к Пушкину, к которому он относился восторженно, проницательно, трудолюбиво. В Пушкине для него олицетворялось всё, чем сильна, своеобразна, дорога и по праву может быть горда Россия. И когда эта Россия позвала князя Олега на брань, он отдал ей все силы и помышления».

Великий князь Константин Константинович «К.Р.» был четвёртым ребенком в семье своих родителей. Его братья и сёстры, — все дети Великого князя Константина Николаевича: Николай, Ольга, Вера, Константин, Дмитрий и Вячеслав жили в Константиновском дворце в Стрельне. Занятия искусствами по традиции, входили в повседневную жизнь семьи Великого князя Константина Константиновича. Детям читали лекции известнейшие историки С.М. Соловьев, для собеседований приглашался писатель Ф.М. Достоевский.

Отец, Великий князь Константин Николаевич, был покровителем Русского музыкального общества с 1873 года, затем с 1897 года, эту должность занимал его сын «К.Р.» — Великий князь Константин Константинович.

После смерти отца, Великого князя Константина Николаевича, его второй сын, Константин Константинович «К.Р.», унаследовал Мраморный дворец в С-Петербурге и Павловский дворец в Павловске. Третий сын, Дмитрий Константинович, унаследовал дворец в Стрельне.

В Мраморном дворце семьи традиционно со времён отца Великого князя К.Н. Романова, устраивали «музыкальные утренники» «matinee» для выдающихся музыкантов и композиторов, вечерние спектакли, концерты с участием М.А.Балакирева. Н.А.Римского-Корсакова, А.Г.Рубинштейна, Иоганна Штрауса.

В 1886 году вышёл первый литературный сборник стихов Константина Константиновича Романова, озаглавленного «К.Р.». Великий князь известен поэтом, драматургом, переводчиком. В числе самых значительных его переводов – трагедия Шекспира «Гамлет». Создавая театральные постановки, как режиссёр, К.К.Романов играл в собственных пьесах на сценах дворцовых театров в своём Мраморном дворце, в Эрмитажном театре Зимнего дворца, в Павловске и Царском Селе.

За годы руководства с 1897 -1909 гг. Императорским русским Музыкальным обществом по инициативе Константина Константиновича были открыты общедоступные музыкальные классы в городах империи: Киеве, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове, Омске, Тифлисе, и других. В большинстве случаев эти классы со временем преобразовались в училища и консерватории. 1

Константин Константинович был незаурядным музыкантом, талантливым пианистом. Профессионально владея фортепиано, в 1887 году Великий князь К.К.Романов усиленно репетировал и исполнил в 1887 году ре-минорный фортепианный концерт Моцарта. Это исполнение в присутствии императора Александра III, императрицы Марии Фёдоровны, известных музыкантов при публике было высоко одобрено, о чём сохранилась запись в дневнике «К.Р.».

Константин Константинович написал музыку, «романсы для голоса с фортепиано»: «О ma charmante», слова В.Гюго; «Не верь мне друг», «О, не пытайся», «Горними тихо летела душа небесами» на слова А.К.Толстого; «Он уже снился мне», «Далеко на самом море» на слова А.Н.Майкова.

Эти лучшие произведения автора Августейшей фамилии составили музыкальный сборник, который Константин Константинович вынужден был анонимно издать в Германии: «Шесть романсов. Гамбург: Изд. Д.Ф.Ратера, 1880 г.» Такой уникальный сборник сохранился в музее Петра Ильича Чайковского в городе Клин с дарственной надписью от Великого князя Константина Константиновича: «Петру Ильичу Чайковскому в память весны 1880 года. 2 ноября 1880».

Ясные по настроению и певучие, мелодичные стихотворения «К.Р.» привлекали к себе особое внимание композитов и более семидесяти его стихотворений положены на музыку. Впервые исполнила романсы сочинения Великого князя Константина Константиновича известная оперная артистка Е.А.Лавровская.

Романсы на стихи К.К.Романова писали композиторы С.В.Рахманинов, А. Гречанинов, М.М.Ипполитов-Иванов, П.Г.Чесноков, Р.М.Глиэр, В.С.Калинников, А.К. Глазунов, А.Г.Рубинштейн. Дружеские отношения были у Великого князя Константина Константиновича с композитором Петром Ильичом Чайковским, сохранилась их переписка, включающая 31 письмо Чайковского и 28 писем Великого князя «К.Р.». 2

В 1899 г. по случаю предстоящего 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина Российская Академия наук объявила конкурс на сочинение кантаты под названием «Душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел». На него было представлено около 40 анонимных произведений. Наиболее совершенным академики признали стихотворение, автором которого, как оказалось по вскрытии конверта, приложенного к рукописи, был «К.Р.».

Положенная на музыку А. Глазуновым кантата была исполнена на торжественном чрезвычайном заседании Академии наук в честь юбилея. 8 января 1900 г. состоялись первые выборы «пушкинских академиков», в их число вошли Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.С. Соловьев, В.Г. Короленко и К.К. Романов.

Работая как переводчик, К.К.Романов в совершенстве перевёл трагедию В.Шекспира «Гамлет». Этот уникальный перевод был создан после рассказа императора Александра III своему кузену К.К.Романову по возвращению из Дании, где Александр III посетил Датский замок Эльсинор, в котором происходит действие трагедии Шекспира.

Прочитав, по возвращению в Россию, на русском языке пьесу, царь «не почувствовал колорита эпохи». Тогда двоюродный брат Константин взялся за новый, четырнадцатый по счёту, «совершенный перевод пьесы Шекспира, близкий к первоисточнику». В качестве первоисточника было выбрано американское издание Фернеса 1877 года пьесы Шекспира.

Запись в Дневнике «К.Р.» гласила: «Ночью мне не спалось, вставал и переводил «Гамлета». Очень трудно, но в этом и заключается прелесть работы». 3 Перевод «Гамлета» будет опубликован спустя три года после его окончания, в 1901 году. Сам Великий князь, переводчик и поэт считал этот труд своим главным литературным трудом, отдав ему несколько лет жизни. Двухтомное приложение с обширными комментариями дополняло перевод Шекспира.

К переводам К.К.Романов подходил как исследователь. Своим переводом Константин Константинович Романов хотел «Передать по мере сил бессмертное творение Шекспира». Пьеса в новом переводе была сыграна в Мраморном дворце, её увидели император Николай II, его мать, вдовствующая Мария Фёдоровна, затем пьеса в переводе «К.Р» была рекомендована к постановке в Эрмитажном театре.

Константин Константинович Романов известен как автор сложной драматической пьесы «Царь Иудейский». Сам Великий князь сыграл роль Иосифа Ариамафейского в этой драме. По воспоминаниям его современника: «к своим научным изысканиям К.К. Романов относился чрезвычайно строго. В этих поисках его отличали азарт и придирчивость».

Помимо военной службы, музыкальной и литературной деятельности, Великий князь Константин Константинович известен своей благотворительностью. В Осташеве, Московской губернии (под Волоколамском) К.К.Романов он построил начальную школу, помогал в строительстве больницы на 75 мест. От села Осташево до село Рюховское провел шоссейную дорогу. В селе Бражниково организовал детские ясли и обеспечивал их продовольствием. Старожилы вспоминали о Великом князе «К.Р.», его семье с уважением и теплотой, единодушно утверждая: «Очень добрые были люди».

В Осташеве был похоронен четвертый сын К.К. Романова, князь императорской крови Олег. В звании корнета в 1914 г. вместе с четырьмя братьями ушел добровольцем на фронт и погиб в бою. Князь Олег любил Осташево, здесь незадолго до смерти в своем дневнике он написал: «Мне надо работать, передо мной громадное поле, на котором многое можно сделать, и я хочу сделать… Боже, как мне хочется трудиться на благо России».

Среди прочих проститься с князем прибыла в Осташево Великая княгиня Елизавета Феодоровна.

Согласно желанию Олега, над его могилой была выстроена церквушка во имя преподобного князя Олега и Серафима Саровского.

Храм не был освящен. 5 июня 1915 г. скончался последний владелец села Осташево, Великий князь Константин Константинович Романов.

Его сыновья Игорь, Константин и Иоанн были живыми сброшены большевиками в шахту в Алапаевске в 1918 г. Над могилой князя Олега много раз замышлялось мародерство, пытались добраться до гроба князя: ходили слухи, что в гробу были драгоценности. Чтобы прекратить глумление, местные власти в 1969 г. ночью перезахоронили тело князя на деревенском кладбище за рекой Рузой. Церковь-усыпальница была полуразрушена.

1 Алексеева Т.А. Русское музыкальное общество и его августейшие покровители // Последние Романовы и императорские резиденции в конце XIX-начале ХХ века. Материалы научной конференции 19-20 ноября 2009 г. – СПб, 2009 — 304 с., 38 л. илл., с. 16.

2 К.Р. Избранная переписка. – СПб, 1999, с. 31-86.

3 Запись в Дневнике К.Р. 20 августа 1893 года. Андреев В.Е. Роль трагедии «Гамлет» в творчестве великого князя Константина Константиновича (поэта К.Р)// Последние Романовы и императорские резиденции в конце XIX-начале ХХ века. Материалы научной конференции 19-20 ноября 2009 г. – СПб, 2009 — 304 с., 38 л. илл., с. 25.

 
 

Тэги: 400 лет дому Романовых, Константин Константинович Романов

 

Недавние записи в рубрике Романовы