«…В ожидании чуда»: драгоценные подарки от Фаберже

Драгоценные игрушки в виде пасхального яйца традиционно дарили на православную Пасху. Воскресение Христово – это любимый, почитаемый православный праздник, — на рубеже XIX-XX веков приобрел огромное значение в русской художественной культуре. Самыми известными подарками к Пасхе являлись ювелирные пасхальные яйца от ювелиров фирмы Фаберже. Имя Фаберже ассоциируется больше всего блестящим искусством «пасхального сюрприза» — подарочного изделия со скрытым секретом.

Появление новых для России материалов, а именно эмали, фарфора, стекла, сплавов металлов и виртуозных техник их обработки способствовало развитию искусства изготовления русских ювелирных пасхальных яиц – драгоценных игрушек. Это были эксклюзивные единичные экземпляры, каждый из которых, создавался по индивидуальному заказу императоров Александра III и Николая II в 1885-1917 гг. для своих супруг-императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны.

Внутри каждого яйца от Faberge находится сюрприз: золотые крейсеры, яхты, поезда, дворцы, фоторамки с портретами любимых, монументы Государя-императора, Иисуса Христа, ангелов, фигурки соловьёв, курочек, музыкальных шкатулок, часов. Механизмы приводились в движение путем нажатия скрытой от глаз кнопки.

1885 %d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%be%d0%b5 %d0%b8%d0%bc%d0%bf. %d1%8f%d0%b9%d1%86%d0%be %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b0 galleria mini1898 %d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%8b%d1%88%d0%b8 galleria mini%d0%91%d1%83%d1%82%d0%be%d0%bd %d1%80%d0%be%d0%b7%d1%8b 1895 galleria miniC%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5 1899 1903 galleria mini%d0%92%d0%b5%d1%81%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d1%86%d0%b2%d0%b5%d1%82%d1%8b 1890 galleria mini%d0%92%d0%be%d1%81%d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%a5%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%be 1899 galleria mini%d0%9a%d1%83%d1%80%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b0 1898 galleria mini%d0%9a%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5 1897 galleria mini1911 %d0%bf%d1%8f%d1%82%d0%bd%d0%b0%d0%b4%d1%86%d0%b0%d1%82%d0%b0%d1%8f %d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%89%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d1%86%d0%b0%d1%80%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f galleria mini%d0%9b%d0%b0%d0%b2%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b5 %d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%be 1911 galleria mini%d0%9b%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%8b%d1%88%d0%b8 1898 galleria mini%d0%9f%d0%b5%d1%82%d1%83%d1%88%d0%be%d0%ba 1900 galleria mini%d0%a0%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d1%81%d0%b0%d0%bd%d1%81 1894 galleria mini%d0%a8%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%ba%d0%bb%d0%b5%d1%80 1904 galleria mini%d1%8f%d0%b9%d1%86%d0%be %d1%87%d0%b0%d1%81%d1%8b %d0%b3%d0%b5%d1%80%d1%86%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%bd%d0%b8 %d0%9c%d0%b0%d1%80%d0%bb%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%be 1902 galleria mini%d0%9f%d1%8f%d1%82%d0%bd%d0%b0%d0%b4%d1%86%d0%b0%d1%82%d0%b0%d1%8f %d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%89%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d1%86%d0%b0%d1%80%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f 1911 galleria mini%d0%9e%d1%80%d0%b4%d0%b5%d0%bd %d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%93%d0%b5%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b8%d1%8f 1916 galleria mini%d0%bf%d1%8f%d1%82%d0%bd%d0%b0%d0%b4%d1%86%d0%b0%d1%82%d0%b0%d1%8f %d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%b2%d1%89%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d1%86%d0%b0%d1%80%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f galleria mini%d0%bf%d0%b0%d1%81%d1%85%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d1%83%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f galleria mini%d1%8f%d0%b9%d1%86%d0%be %d0%9a%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5 galleria mini2004%d0%b3. 22 %d0%bc%d0%b0%d1%8f %d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d1%81%d0%b0%d0%b6 %d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%bb%d1%8c galleria miniFaberge %d1%84%d0%be%d0%bd%d0%b4 %d0%a1%d0%b2%d1%8f%d0%b7%d1%8c %d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd. 2004 %d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b8 %d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%bb%d1%8f galleria miniFaberge %d1%84%d0%be%d0%bd%d0%b4 %d0%a1%d0%b2%d1%8f%d0%b7%d1%8c %d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd galleria mini%d0%a2.%d0%9d. %d0%9c%d1%83%d0%bd%d1%82%d1%8f%d0%bd %d1%85%d1%80. %d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%86%d0%b8%d0%b8 %d0%a4%d0%b0%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b5 %d0%b2 %d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d1%8f%d1%85 %d0%9c%d0%be%d1%81%d0%ba. %d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%bb%d1%8f galleria mini%d0%92 %d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9 1842 %d0%b3%d0%be%d0%b4 galleria mini%d0%9f%d0%b5%d1%82%d0%b5%d1%80 %d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%bb %d0%a4%d0%b0%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b5 1872 %d0%b3%d0%be%d0%b4 galleria mini%d0%a1%d1%87%d1%91%d1%82 %d0%b7%d0%b0 %d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%be%d0%b5 %d1%8f%d0%b9%d1%86%d0%be galleria mini%d0%9c%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bc %d0%a4%d0%be%d1%80%d0%b1%d1%81 galleria mini

…Так в ожидании чуда, в любимых руках дорогого человека фигурки начинали двигаться, петь, размахивать крыльями, деревья распускались, поезд отправлялся в путь, циферблаты часов вращались, крышечки медальонов приподнимались, открывая очаровательные детские портреты, музыкальная шкатулка проигрывала знакомые мелодии.

Начало деятельности фирмы Фаберже относится к 1842 году, купец второй гильдии Густав Петрович Фаберже (1814-1894) — владелец скромной ювелирной мастерской, открыл в Санкт-Петербурге магазин золотых и бриллиантовых вещей. Заслуженную славу фирма получила при сыне Густава: Петере-Карле Густавовиче, который в 1872 году возглавил дело. Под его руководством фирма стала самым крупным предприятием в России.

Фирма Фаберже имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Предприятие имело семейный характер: работали вместе брат Карла Густвовича Фаберже, — Агафон Густавович и четыре сына Карла Фаберже — Евгений и Агафон, руководившие Петербургским отделением фирмы, Александр — Московским и Николай, работавший в Лондоне.

К сотрудничеству были привлечены лучшие мастера и ювелиры: Эрик Коллин, Михаил Перхин, Франц Бирмаум, Хенрик Вигстрем, Николай Петров, Исаак Раппопорт, Михаил Иванов, Пётр Кремлёв, Вильгельм Реймер, Фёдор Грюнберг-Залканс, Андрей Гурьянов, Василий Соловьёв, Август Хольминг и другие, некоторые мастера трудились в своих помещениях и были связаны с Фаберже системой контрактов.

Через Лондонский филиал фирмы под руководством Чарльза Бэйнбриджа и его брата, продукция Фаберже распространялась по всему свету. «Начало правильно организованной торговли относится ко времени Всемирной выставки в Париже 1900 года. До этого времени многие наши изделия вывозились за границу, но случайными путями, в виде подарков, покупок, совершённых в Росии через комиссионеров. <…> Успех наших изделий на Парижской выставке давал основание надеяться на сбыт в более широком масштабе, а так как клиентура намечалась главным образом в Лондоне, то решено было открыть отделение там».1

«Фирма Карла Фаберже приобрела известность, как в России, так и за границей высоким качеством произведений и безупречным ведением всех торговых операций». С 1885 года Карлу Фаберже было «разрешено именоваться Поставщиком Императорского Двора», а в 1890 году пожаловано потомственное почетное гражданство и звание «Оценщик Кабинета Его Императорского Величества».

Предполагается, что идея создания знаменитых пасхальных украшений с сюрпризом принадлежала младшему брату Карла Фаберже — Агафону, необычайно одаренному художнику, обладавшему к тому же исключительными конструкторскими способностями. Карлу Фаберже удалось покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов.

Его успех — в сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности исполнения этих драгоценных игрушек. Роскошь оправ была неимоверная, в работах золото подвергалось самым изысканным способам обработки: чеканке, гравировке, пропиловке ажуров, эмалировке и закрепке бриллиантами и цветными металлами. Мастерам фирмы часто удавалось достичь сложной цветовой гаммы только благодаря цветному золоту, без привлечения других отделочных материалов, благодаря технике цветного золота «кватра колор». Успех имели миниатюрные скульптуры, внутри сюрприза-подарка. Применение находили уральские, алтайские яшмы, нефриты, порфиры.

Благодаря необыкновенному успеху яиц по заказу императора Александра III для супруги-императрицы, К. Г. Фаберже получил постоянный заказ императорского двора и стал выполнять пасхальные яйца одно за другим. Первый чудный «сюрприз» от царя назывался «Курочка» и был создан в 1885 году. «Ваше Величество будет довольно», — такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.

На изготовление одного яйца уходило не меньше года: «начатые вскоре после Пасхи, они бывали лишь с трудом готовы на Страстную следующего года. Передавались они главою фирмы, Карлом Фаберже, лично Императору в пятницу на Страстной неделе». «Рисунки таких яиц не представлялись на утверждение. Работа была не из лёгких, если принять во внимание что сюжетами были события из жизни императорского дома», вспоминал главный мастер фирмы Фаберже Франц Бирбаум.

В 1891 году ювелиром Михаилом Перхиным выполнено яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Яйцо выполнено по заказу Александра III для Марии Федоровны и было посвящено путешествию на Восток царских сыновей, Великих князей Николая и Георгия. Сочетая зеленый цвет камня с золотом, искрящимся прозрачными каплями бриллиантов, мастер удачно оттенил и красоту самоцвета, и блеск благородного металла.

Внутри этого драгоценного, выложенного бархатом футляра на голубой аквамариновой пластине застыла великолепная, из золота и платины, модель крейсера. В сложной оснастке корабля можно разглядеть миниатюрный капитанский мостик, крохотный руль, тончайшие полотнища парусов. Не менее интересно использование цветного золота.

Всего с 1885 по 1917 год его фирмой было изготовлено 56 «пасхальных сюрпризов» по заказам членов императорской семьи. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи.

Пасхальные сюрпризы явились вершиной творческого вдохновения ювелиров Фаберже, они вобрали все технические и художественные достижения своего времени в большей степени, чем какие-либо другие изделия, и позволяют выявить тот немалый вклад, который внесли мастера в развитие мирового ювелирного искусства. В необычайной тщательности и чистоте отделки произведений они до сего дня остались непревзойденными.

В 1900 году на выставке в Париже посетители с любопытством рассматривали новую механическую игрушку Михаила Перхина. Она явилась своеобразным откликом на важное для Русского государства событие — строительство Транссибирской магистрали. На серебряной поверхности яйца выгравирована карта России с изображением новой дороги от Петербурга до Владивостока и надписью: «Великий Сибирский железный путь».

Особый интерес вызвал сюрприз — модель сибирского поезда. Заведенный золотым ключиком, платиновый паровозик с рубиновым фонарем и алмазными фарами отправлялся в далекий путь, увлекая за собой пять золотых вагончиков с оконцами-хрусталиками и миниатюрными надписями: «Для дам», «Для некурящих» и др.

Фаберже сам проявлял особый интерес к механическим управляемым игрушкам, создавая их снова и снова. Одним из самых грандиозных пасхальных подарков-сюрпризов от Фаберже явилось яйцо «Московский Кремль».

В 1903 году император Николай II и императрица Александра Федоровна провели страстную и пасхальную недели в златоглавой Москве. Этому историческому визиту Карл Фаберже и посвятил пасхальное яйцо «Московский Кремль». Это фантазийная вариация модели Московского Кремля из его стен, башен и храмов.

Яйцо-собор высоко вознесено над подставкой, его золотой купол, похожий на купола Успенского собора, как бы парит над эмалевыми кровлями башен. Подставка из красного золота напоминает Спасскую и Водовзводную башни, причудливо соединенные между собой стенами и решетками. На Спасской башне помещены гербы Российской империи и Москвы, а в киотах над воротами — эмалевые иконы Богоматерь Казанская и Христос Вседержитель.

В яйцо «Московский Кремль» встроен механизм, заведя который, мы слышим волшебную мелодию херувимской песни, полюбившуюся Царю в Кремле. Яйцо это не успели изготовить даже к Пасхе следующего, 1904 года, оно было завершено лишь в 1906 году, в связи с трагическими событиями Русско-японской войны и смертью мастера Михаила Перхина, начинавшего эту работу.

Завершил пасхальное яйцо «Московский Кремль» ювелир Франц Бирбаум. За пасхальный подарок «Московский Кремль из разноцветного золота и эмали, с белым яйцом, изображающим Успенский собор, с музыкой, на постаменте из белого оникса», мастерская Карла Фаберже выставила счет в 11,8 тысяч рублей.

Фаберже всегда относился к проекту подарков с максимальной серьезностью, часто планируя работу на годы вперед. «Сюрприз, скрытый в подарке царя, сохранялся в большом секрете, даже от самого императора», — писал в воспоминаниях мастер Франц Бирбаум.

Самым знаменитым «сюрпризом» является коронационная карета из Императорского пасхального яйца «Коронационное», подаренного императором Николаем II супруге, императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Это миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма, сделанный из золота и эмали — точная копия кареты, использовавшейся при коронации Николая II и его жены 1896 г.

«Занавески» выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

После начала войны 1914 года мастерские Фаберже работали на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров. Подарки для императриц стали значительно скромнее. Для матери Государя Николая II было создано пасхальное яйцо 1916 года с изображением ордена Святого Георгия и миниатюрными портретами Николая II и внука Алексея Николаевича.

«Георгиевское» — единственное яйцо, которое вдовствующая Мария Фёдоровна сумела увезти из России, покидая страну на английском крейсере «Мальборо». Получив его в подарок, она написала Николаю II: «Целую тебя трижды и благодарю всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе».

Русская императорская династия и ее королевские и княжеские родственники в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене, Ганновере получали яйца Фаберже в подарок из России, высоко ценили эти драгоценные пасхальные подарки и передавали их следующим поколениям. После первой мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам.

Ежегодно кроме индивидуальных заказов, фирма Карла Фаберже выпускала в большом количестве посуду, столовое серебро и современную галантерею. Ювелирные украшения Фаберже стоили от нескольких рублей до десятков тысяч. Кроме эксклюзивных заказов к каждой Пасхе Императорский фарфоровый завод делал пасхальные яйца по заказу членов Императорской фамилии «на раздачу» при христосовании для людей всех сословий.

Эти пасхальные яйца были декоративно-красивы. Обычно они подвешивались в красный угол, под иконы. Их выпускали сотнями и затем тысячами штук: 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, к Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году — 15365 штук.

Дизайну и техническому совершенству этих изделий, предназначенных для официальных подарков Государя, уделялось особое внимание. Большая часть их была предназначена для христосования с низшими чинами в действующей армии и посылок на фронт. На таких яйцах изображался вензель императора, государственный герб, а также орден святого Георгия Победоносца (Георгиевский крест), отчего такое яйцо становилось знаком отличия и приобретало наградной характер.

В дневнике за 1902 год Николай II писал: «После чаю разбирал фарфоровые яйца к предстоящему христосованию». В воскресенье, в день Пасхи Господней он до обедни похристосовался с 267 чел., а затем началось христосование со всеми придворными и закончилось певчими — всего 730 человек. Гулял после этого, — отметил в дневнике император, щеки порядочно горели».

В 1916 году ювелиром Хенриком Вигстремом по заказу императора Николая II для императрицы Александры Фёдоровны было создано т.н. стальное «Военное яйцо» из стали, золота, нефрита с отдельным портретом-миниатюрой военных будней на мольберте под золотой императорской короной. «Стальное яйцо, поставлено на 4 стальных снаряда и постаменте из нефрита. Наверху яйца – императорская корона. Внутри – миниатюрная живопись, изображающая посещение императором боевого фронта. Миниатюра работы В. Зуева».2

Два других яйца периода Первой мировой войны (1915 г.), с названием «Красный Крест» были подарены Николаем II матери – вдовствующей Марии Фёдоровне и супруге – императрице Александре Фёдоровне. «Сюрпризом» в них были в первом случае портреты на раскладной фоторамке старших дочерей и сестры Николая II в форменном военном платье, во втором: портреты-миниатюры в форме сестёр милосердия дочерей императора Великих княжён Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны в связи с их тезоименитством.

В 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть «абсолютно бесполезных» для советского государства уникальных пасхальных яиц. С большим трудом удалось отстоять в яйцо «Клевер» и «Память Азова». В настоящее время в Оружейной палате Московского Кремля хранятся десять императорских пасхальных подарков от Фаберже.

Крупнейшую частную коллекцию работ Фаберже на протяжении полувека собирал Малкольм Форбс — императорских яйца и почти 200 ювелирных украшений от Фаберже. Именно эту коллекцию у М.Форбса сумел в феврале 2004 года выкупил российский фонд «Связь времён» во главе с российским предпринимателем Виктором Вексельбергом. В музеях Московского Кремля 22 мая — 25 июля 2004 года состоялась презентация выставки «Фаберже утраченный и обретённый». Из собрания фонда «Связь времён», который «ставит своей задачей сохранение и возвращение на родину памятников отечественной истории и культуры».3

В музеях Кремля в 2004 году было представлено 15 императорских пасхальных яиц с сюрпризом. Все они представлены зрителям на иллюстрациях. Другие пасхальные императорские сюрпризы находятся в фондах музеев Московского кремля в Москве.

Яйцо — символ новой жизни. В России Пасха почиталась Великим праздником во все времена, и российские императоры свято соблюдали традицию дарения пасхальных яиц своим подданным. Именно такими чудными и неожиданными подарками были ювелирные игрушки от Фаберже. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навсегда оставшегося в истории мирового искусства.

1 История фирмы Фаберже. По воспоминаниям главного мастера фирмы Франца П. Бирбаума. – СПб, 1993, 102 с., илл. — Заграничная торговля с. 25-27.

2 История фирмы Фаберже, с.40.

3 Фаберже утраченный и обретённый. Из собрания фонда «Связь времён» 22 мая-25 июля 2004 г. Мироваренная палата Патриаршего дворца музеев Московского кремля. Пресс-релиз, с.2.

 
 

Тэги: Культурные традиции, русский ювелир Фаберже

 

Недавние записи в рубрике История