«…То ли райска птица ЖАР» - часы «Павлин» в Эрмитаже


Среди парадных залов Малого Эрмитажа, одним из самых торжественных, красивых и посещаемых в музее, является Павильонный зал, созданный по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в середине XIX века и являющийся лучшим творением архитектора. Пол зала украшен мозаикой на сюжеты античной мифологии.

Зал двухсветный, с верхней галереей в мавританском стиле и архитектурным воплощением пространства в стиле периода высокого Возрождения Италии. Обилие позолоты, сияние больших хрустальных люстр, мраморных фонтанов, беломраморных колонн придают архитектуре Павильонного зала малого Эрмитажа особый шик.

Из окон Павильонного зала, виден удивительный, восхищающий зрителей Висячий Сад, с французскими цветниками и мраморной садовой скульптурой. Оказавшись в Павильонном зале, посетители любуются архитектурой интерьера и садовым совершенством за окном, но ровно напротив волшебного сада, в зале, видят огромную золотую райскую птицу в стеклянной витрине, среди золотого сада с хрустальными листьями. Это декоративные часы «Павлин» в Эрмитаже.

%d0%92%d0%b8%d0%b4 %d0%bd%d0%b0 %d0%b2%d0%b8%d1%81%d1%8f%d1%87%d0%b8%d0%b9 %d1%81%d0%b0%d0%b4 %d0%b8%d0%b7 %d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%b7%d0%b0%d0%bb%d0%b0 %d0%93%d0%ad galleria mini%d0%92%d0%b8%d1%81%d1%8f%d1%87%d0%b8%d0%b9 %d1%81%d0%b0%d0%b4 %d0%b2 %d0%ad%d1%80%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%b6%d0%b5 %d1%83 %d0%bf%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%93%d0%ad %d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd galleria mini%d0%93%d0%ad %d1%87%d0%b0%d1%81%d1%8b %d1%81%d1%8e%d1%80%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b7 galleria mini%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0 %d0%bf%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%95%d0%ba%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0 ii %d0%b8 %d0%9f%d0%be%d1%82%d1%91%d0%bc%d0%ba%d0%b8%d0%bd %d0%a2%d0%b0%d0%b2%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d0%97%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b8 %d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d0%b2 %d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%83 %d0%b2 19 %d1%87%d0%b0%d1%81 %d0%93%d0%ad galleria mini%d0%9a%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%ba%d0%b0 %d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%9a.%d0%90.%d0%a3%d1%85%d1%82%d0%be%d0%bc%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a7%d0%b0%d1%81%d1%8b %d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd %d0%b2 %d0%92%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9 %d0%b3%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b5 %d0%ad%d1%80%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%b6%d0%b0 . %d0%b0%d0%ba%d0%b2.1860 %d0%b3. galleria mini%d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd %d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82 %d0%b7%d0%b0%d0%b2 %d0%bb%d0%b0%d0%b1 %d1%80%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2 %d1%87%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b2 %d0%ad%d1%80%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%b6%d0%b0 galleria mini%d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd galleria mini%d0%a1%d0%be%d0%b2%d0%b0 %d0%b8%d0%b7 %d1%87%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b2 %d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd galleria mini%d0%a3 %d0%bf%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d0%b2 %d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%83 %d0%b2 %d0%93%d0%ad galleria mini%d0%a5%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%82 %d0%9f%d0%90%d0%92%d0%9b%d0%98%d0%9d%d0%90 galleria mini%d0%a5%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%82 %d0%bf%d1%82%d0%b8%d1%86%d1%8b galleria mini%d1%85%d1%83%d0%b4.%d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%be. %d0%9f%d0%be%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 %d0%93.%d0%90.%d0%9f%d0%be%d1%82%d1%91%d0%bc%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d0%a2%d0%b0%d0%b2%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%93%d0%9c%d0%97 %d0%a6%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd%d0%be galleria mini%d1%86%d0%b8%d1%84%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%bb%d0%b0%d1%82 %d1%87%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b2 %d0%9f%d0%90%d0%92%d0%9b%d0%98%d0%9d galleria mini

В XVIII веке, во времена правления императрицы Екатерины II, в Россию были завезены многие уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Первые механические часы с музыкой: органной, колокольной или струнной, равно как и с движущимися фигурами, появились в Европе в XVII веке. В Лондоне в XVIII веке функционировала мастерская ювелирных дел мастера Джеймса Кокса (1723-ок.1791). В эпоху барокко, в Европе, в моду вошли диковинные игрушки-обманки с заводным механизмом, или «подарки с секретом», на производстве которых специализировался английский изобретатель.

В 1788 году, посредничеством Григория Александровича Потёмкина, который ещё в 1764 году с дипломатической миссией проживал в Швеции, для дворцового Эрмитажа Екатерины II, (сама царица проживала в Зимнем дворце) были заказаны декоративные часы «Павлин».

Сильного и могущественного своего фаворита Григория Потёмкина императрица Екатерина II называла «мой павлинчик», «мой дражайший супруг», «мой золотой фазанчик». Григорий Потёмкин в течение своей жизни, так и не утратил своего влияния на императрицу. Узнав через английскую герцогиню Кингстон, том, что в Лондоне есть «механический павлин», он решил приобрести его для императрицы Екатерины II.

Князь (с 1776 года), Г.А. Потёмкин входил в круг доверенных лиц, приведших императрицу к власти в 1762 году, когда Гвардейские полки свергли императора Петра II и воцарили его супругу, — Екатерину Алексеевну. Спустя десятилетия — 4 декабря 1773 года Екатерина II направила Г.А. Потёмкину собственноручное письмо, расцененное им, как вызов в Петербург.

Начались тайные свидания и венчание в церкви Самсония на Выборгской стороне в Петербурге. Екатерине II исполнилось 44 года, а Потёмкину 33 года.

«По врождённой ли склонности к неге, или из притворного высокомерия, которое он считал уместным обнаруживать, это могущественный и прихотливый любимец Екатерины, изредка показывался в фельдмаршальском мундире, покрытым орденами и брильянтами, весь в шитье и галунах, расчесанный и напудренный, чаще всего ходил в халате на меху, с открытой шеей, в широких туфлях, с распущенными и нечёсаными волосами; обыкновенно он лежал, развалясь на огромном диване, окруженный множеством офицеров и значительнейшими сановниками империи; редко приглашал кого-нибудь садиться и почти всегда усердно играл в шахматы, а потому не считал себя обязанным обращать внимание на русских, или иностранцев, которые посещали его». 1

Императрица подарила ему Аничков дворец, Потёмкин славился на всю Европу, как лучший организатор дворцовых развлечений, как дипломат, он продумывал приёмы до мельчайших подробностей. Он был щедрым и богатым, любил музыку, поэзию, искусства, был набожным. «Он покровительствовал искусству и организовывал музыкальные вечера, ставшие знаменитыми, он держал в военном лагере оркестр из двухсот музыкантов и много раз пытался пригласить Моцарта в Россию, но этому плану помешала безвременная кончина композитора». 2

В 1789 году Потёмкин построил свой Таврический дворец, поскольку после присоединения к России в 1787 году Тавриды (Крыма), под Российскую державу, князь Григорий Александрович Потёмкин получил почётный титул князя Таврического.

Князем Потёмкиным, часы «Павлин» были приобретены в Англии в личное пользование, в разобранном виде, с часовым механизмом и разобранными золочёными элементами декора трёх золочёных птиц Совы-Павлина-Петуха, символизирующих Ночь-День-Утро. Все птицы были выполнены ювелиром Джейском Коксом «в натуральную величину» и своим присутствием украшали золочёное дерево, с листьями в виде хрустальных подвесок.

Сами часы, о которых вернее сказать «механический сюрприз», состоят из нескольких сложных составляющих элементов декора. Среди обилия золочёных персонажей: птиц, ящериц, стрекоз и белок, не сразу можно заметить часовой механизм, расположенный на холме, в отдельно стоящем грибе с красной шляпкой. Гриб украшает танцующая под музыку стрекоза.

В хрустальных дубовых листьях золотого декора прячется белка, грызущая золочёный желудь, лягушка, листья, тыквы… При запуске сюрприза «Павлин», поворачивается серебряная клетка с Совой, птица оживает вращая головой и ударяя своей цепкой правой лапкой, затем важный Павлин под музыку медленно раскланивается зрителям, и вращаясь, распускает свой золотой хвост, поворачиваясь в окружении Совы и Петуха. В завершение театрального действа, под новую мелодию оживает Петух, просыпаясь, бодро встряхивая головой и бойко кукарекая.

Вся эта сказочная феерия происходит под таинственную музыку XVIII века: слышны звуки курантов, молоточков в виде цветков, извлекающих нежные тоны, звонких колокольчиков на клетке Совы, отбивающих четверти и часы, и звуки стеклянной гармоники. Одновременно во время работы механического «Павлина», слышны сразу несколько мелодий, отдельно для каждого персонажа сказочной феерии. Задействованы четыре механизма: для Совы, Петуха. Павлина и для собственно часов (под шляпкой гриба).

«Золотым веком часового дела, особенно в том, что касается часового корпуса и его отделки, был несомненно, XVIII век. Барокко, рококо, неоклассицизм, и достигающий стилевой зрелости ампир, декораторы, бывшие художественными индивидуальностями большого прядка, включали в создаваемые ими мебельные гарнитуры также и часы в качестве интересного оживляющего дополнения». 3

Английские часы XVIII века, это так называемые напольные «Часы для прихожей», изготавливаемые с XVII века в Германии, Англии, Голландии и Скандинавии. Высоким образцом английских часов для прихожей, является Эрмитажный экспонат. Отличительной чертой декора таких английских часов, было золочёный ландшафт, любовь к привозному китайскому лаку, оживлённые строения, птицы, фигуры и обилие интарсии в виде цветов, как в часовом сюрпризе «Павлин» ювелира Джеймса Кокса.

Само собой разумеется, что сложный часовой механизм, не может на протяжении столетий, сохранить свою неприкосновенность. Князь Григорий Потёмкин дал поручение лучшему русскому механику, конструктору и изобретателю И.П. Кулибину (1735-1818), — собрать часы и привести в действие уникальный часовой механизм.

С 1769 года Иван Петрович Кулибин заведовал мастерскими Академии наук в Петербурге. Кулибин создал в России ряд оригинальных приборов и механизмов: модель однопролётного моста через Неву с пролетом в 298 метров (1776 г.); фонарь с отражателем из мелких зеркал, — прототип прожектора (1779); первый лифт; повозку-самокатку с роликовыми подшипниками; водоходное машинное судно для замены труда бурлаков (1782); механические ноги-протезы (1791); семафорный оптический телеграф (1794); и знаменитые «планетные карманные часы». 4

При работе над «Павлином» по заказу князя Потёмкина, обнаружилась нехватка отдельных деталей механизма и отделки часов, которые пришлось механику Кулибину изготавливать заново. Таким образом, в Эрмитажных часах «Павлин», нельзя однозначно говорить об авторстве английского производителя Кокса.

Механический сюрприз «Павлин», заново воссоздан русским мастером Иваном Кулибиным. В 1791 году работа над часовым механизмом и золочёным декором оперения уникальных часов «Павлин» была завершена.

28 апреля 1791 года Потёмкин дал бал в честь взятия Измаила русскими войсками, в своём Таврическом дворце, в Петербурге, на котором присутствовала императрица и три тысячи гостей. В разных залах Таврического дворца играли оркестры, пел хор, были представлены французские комедии и балет. Но больше всего приглашённых гостей восхищал заводной диковинный «Павлин» в золочёной стеклянной клетке.

Вскоре после этой праздничной феерии, в июле 1791 года состоялся отъезд князя Потёмкина на юг, в армию. В августе начались переговоры с турками в Галаце и у князя Потёмкина возобновились приступы малярии и через месяц фельдмаршал Потёмкин умер.

Для императрицы он был не просто генерал-губернатором и наместником на юге России, другом, учеником и «почти идолом». Екатерина II от известия о кончине Потёмкина, трижды теряла сознание, долго и безутешно рыдала. При русском дворе был объявлен траур.

Князя Г.А.Потёмкина Екатерина II пережила на целых пять лет. Часы «Павлин» с другим имуществом князя Потёмкина-Таврического оставались в его Таврическом дворце.

После смерти императрицы Екатерины II, в 1797 году при императоре Павле I, уникальные часы «Павлин», с механизмом работы английского мастера Джеймса Кокса, были перенесены из Таврического дворца, в здание Зимнего дворца в Петербурге, восстановлены и подготовлены к работе мастером Иваном Кулибиным.
В 1860 году Художник Константин Андреевич Ухтомский запечатлел их в своей акварели «Часы Павлин в восточной галерее Эрмитажа».

В 2011 году, за работу по воссозданию и содержанию в должном виде уникального механического «Павлина», в Государственном Эрмитаже коллектив сотрудников лаборатории научной реставрации часов и музыкальных инструментов Гос. Эрмитажа: Михаил Гурьев, Валентин Молотков и Олег Зинатулин получил Государственную премию России в области литературы и искусства.

В 90-е годы руководил лабораторией научной реставрации часов Государственного Эрмитажа Юрий Петрович Платонов, который воссоздал Башенные часы-куранты на «Часовой башне» Гатчинского дворца, (после открытия в 1985 году восстановленного Гатчинского дворца-музея); и 1990-е восстановил для ленинградцев и петербуржцев сломанные часы «Павлин».

«За 17 лет (в 2011 г.) самым сложным нашим проектом были, наверно, часы «Павлин», — вспоминает руководитель лаборатории Михаил Гурьев. — Их начали реставрировать еще при нашем предыдущем заведующем Юрии Петровиче Платонове. Очень жаль, что в час признания наших заслуг его уже нет рядом с нами. Ведь он был талантливым и увлеченным человеком, одним из основателей лаборатории, а мы просто несем знамя, которое он поднял.

В коллективе мастеров задерживаются только очень преданные делу люди. Тут есть и механики, и историки, и искусствоведы, и всех их объединяет одно — любовь к часам.

Конечно, в нашей работе необходимо отличное зрение, чуткие руки, хорошее пространственное воображение, терпение, — продолжает Гурьев, — но главное — это все-таки любовь к делу. Потому что очень быстро приходит понимание, что, как говорится, от трудов праведных не наживешь палат каменных. Можно больше зарабатывать в других областях, но, реставрируя  эти механизмы, мы в них вдыхаем новую жизнь — это огромное удовольствие».v 5

Каждую среду, в 19 часов сотрудник научной лаборатории часов Государственного Эрмитажа заходит в стеклянную витрину уникального экспоната, в присутствии посетителей музея и зрителей механической птицы «Павлин», заводит ключом его надежный механизм. Перманентно, в Государственном Эрмитаже, вновь и вновь начинается сказочная феерия…

Поэт Гаврила Романович Державин, увидавший это механическое, заводное чудо, в XVIII веке, так написал о «Павлине»:

«Тенисты круги, волны новы
Струиста злата и сребра:
Наклонит — изумруды блещут!
Повернет — яхонты горят!

Не то ли славный царь пернатый?
Не то ли райска птица Жар,
Которой столь убор богатый
Приводит в удивленье тварь?»

1 Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II. Россия XVIII века глазами иностранцев. Страницы истории Отечества. – Л.,1989.- 544 с..илл. с. 424.

2 Сюзанна Масси. Земля Жар-птицы.СПб, 2000, 511 с., илл, с.159.

3 Большая иллюстрированная энциклопедия древностей: Шестое издание — Прага, 1988.- 496 с.,илл, с. 322-323.

4 Кулибин И.П. Ленинград. Энциклопедический справочник. М.-Л.: Государственное научное издательство Большая Советская энциклопедия, 1957. — 807 с., илл., с.567.

5 Госпремия за оживление Павлина в Эрмитаже.: http://forum.watch.ru/showthread.php?t=75855

 
 

Тэги: выставка в Эрмитаже, часы Павлин в Эрмитаже

 

Недавние записи в рубрике Выставки