Тициан «Святой Себастьян»

Картину Тициана «Святой Себастьян» по праву считают жемчужиной Эрмитажа. Кто изображён на этом полотне? Почему данное произведение так сильно влияет на зрителей?

Во времена раннего средневековья появилось сказание о Себастьяне, уроженце римского города под названием Нарбонна. Окончив обучение в Милане, в поисках счастья он отправился в Рим. Из-за своей честности и мужества юноша заинтересовал римского императора Диоклетиана. Завоевав его расположение, Себастьян был назначен на почётную должность начальника 1-й когорты императорской гвардии, но оказанного доверия он не оправдал. Себастьяна два раза приговаривали к смертной казни из-за его тайной приверженности к христианам. Первый раз его расстреливали стрелами, но он выжил благодаря помощи матери своего друга по имени Ирина. По причине того, что молодой человек не изменил своим убеждениям, его ещё раз подвергли казни. На этот раз Себастьяна забили камнями и сбросили тело в сточную канаву. Предание гласит, что мёртвое тело мученика вынула из канавы святая Лючия, которая похоронила его в катакомбах на Аппиевой дороге.

Тициан, шедевры ЭрмитажаОбраз стойкого христианина, римского воина был причислен церковью к лику святых и стал одним из любимых в искусстве Италии. Существовал его культ и в Венеции, поэтому не случайно все великие венецианские живописцы, начиная с Джованни Беллини, который был учителем Тициана и, заканчивая Тинторетто и Веронезе, не единожды обращались к образу святого Себастьяна.

Тициана эта тема привлекала практически на протяжении всей его долгой жизни. В ранний творческий период он дважды пишет Себастьяна в Ватиканской галерее и в церкви Санта Мария делла Салута.

Полотно Тициана «Святой Себастьян» находящееся в Государственном Эрмитаже является одним из последних его произведений. Несмотря на все мучения, привязанного к дереву Себастьяна, его величественная поза олицетворяет спокойствие, мужество и самообладание. Надвигающуюся смерть он принимает как неизбежное, встречая её с достоинством. Его страдальческое лицо, которое обращено к небу и его фигура освещены беспокойным и неровным светом.

Весь трагизм происходящего помогает полнее ощутить окружающее пространство. Языки пламени вздымаются от горящего костра, бросая отблески на тело святого. У его обнажённых ног клубится и медленно поднимается вверх дым. Облачное, тёмное небо сливается с землёй. Такое ощущение, что вместе с гибелью Себастьяна наступает трагический момент крушения мира. Но произведение Тициана выражает не отчаяние и безнадёжность, а веру в неукротимость человеческого духа и величие мученика. Герой полотна не является фанатиком, изнурённым молитвами и длительными постами, он замечательный молодой человек, который мужественно противостоял злу.

На творчество Тициана огромное влияние оказала античность. Он как никто другой из мастеров периода Возрождения тонко ощущал дух того времени. Основой художественной задумки «Святого Себастьяна», как и многих других произведений мастера, послужили образы античности.

Эрмитажное полотно строится на гармонии форм, равновесии и плавном течении линий. Цвет здесь служит основой для олицетворения художественной идеи. Живописный строй картины отличается богатой колористической гаммой и изысканной красотой.

Художник добился изумительного живописного эффекта. Окружающее пространство и фигура Себастьяна переданы желтовато-оранжевыми, красноватыми, зелёными, серыми и чёрными градациями цвета. Один из исследователей творчества итальянского живописца свидетельствует что «Святой Себастьян» является богатейшей симфонией красок, хоть в ней и доминируют в основном тёмные тона.

Карло Ридольфи – биограф венецианских живописцев утверждает, что данное полотно находилось в доме Тициана до его смерти, а через девять лет после этого, сын мастера продал этот дом вместе со всем имуществом и произведениями Кристофоро Барбариго. «Себастьян» находился во владении венецианского патриция Барбариго почти триста лет, аж до 1850 года, когда всё собрание было распродано. «Святой Себастьян» и другие работы Тициана попали в Эрмитаж.

 
 

Тэги: итальянская живопись, Тициан, шедевры Эрмитажа

 

Недавние записи в рубрике Живопись