Жизнь и подвиги.
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года с именем Прохор. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ.
Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. Однажды Прохор упал с колокольни, но мать его нашла сына невредимым, считая помощь заступницы Богородицы.
Жили в бедности, мать благословила своего Прохора на монашеский подвиг большим медным крестом, который носил на своей груди старец Серафим Саровский до самой смерти.
После посещения Киевско-Печерской лавры, монах-старец Досифей благословил юношу уйти для молитвы в Саровскую обитель. Саровская обитель, вблизи города Сарова Нижегородской губернии, куда пришёл св. Серафим была со всех сторон окружена дремучим лесом.
Здесь вдали от людей, построил себе избушку Серафим и стал проводить свои дни в молитве приняв постриг с именем Серафим. Терпел холод, голод и другие трудности, проводя так долгие годы.
Слава о его святой жизни стала распространятся по округе и к нему стали приходить люди с просьбами о молитве и помощи. Все люди, о ком просил в своих молитвах святой Серафим из города Сарова, получали помощь и исцеление.
Слава стала распространятся о молитвеннике из Нижегородской епархии и по месту его обитания Серафима стали называть святым Саровским старцем. Смирение святого Серафима было столь велико, что к нему в дальнюю лесную пустыньку приходили даже дикие звери: медведи, лисы и волки.
Всегда светлый и радостный, святой старец принимал людей с лаской и любовью, называя каждого «радость моя». И все уходили от него утешенными, неся ему за это разные дары и разносолье. Стали появляться картины художников о жизни в лесу старца Серафима названного Саровским.
В своей келье батюшка Серафим молился иконе Богородицы под названием «Умиление». В настоящее время этот образ Богородицы стал главной святыней Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря.
Икона «Умиление», или как ее называл Преподобный Старец «Всех радостей радость» так была описана в 1903 году: «одна из немногих икон, где Богоматерь изображена без Младенца. Она сложила на груди руки и поникла головой. Сколько сосредоточенной скорби на этом лике. Скорбит ли она в предчувствии страдания Божественного Сына, молитвенно ли оплакивает грехи человечества?
Сколько тишины и великой тайны в этом образе, и невольно думаешь, глядя на это видение, в котором отразилось прежде всего христианское страдание: «Умились, Владычице, о нас, пришедших к Тебе!»
Перед этим образом в своей келье скончался коленопреклоненный Батюшка Серафим Саровский в 1833 году. После кончины старца Серафима, уже к его мощам в город Саров приезжали поклонится люди и получали исцеление от него.
Святой Серафим Саровский при жизни ходил в удобной и потертой от времени одежде. Его вещи поражали всех своей простотой и даже убожеством. Как то на вопрос богатого человека: «Зачем ты такое рубище носишь на себе?» – Батюшка Серафим отвечал: «Иосаф царевич данную ему пустынником мантию счел выше и дороже царской багряницы».
«Истинной монашеской мантией» Старец называл радушное перенесение клеветы, а монахом того, кто «как лапти будет всеми отбит и отрепан».
Канонизация.
В 1903 году при императоре Николае II в июле месяце Священным синодом Русской Православной Церкви было решено канонизировать известного всей России Саровского Подвижника и впервые открыть в Сарове его нетленные мощи для всеобщего поклонения, взволновало это необыкновенное событие всю страну.
Состоялись грандиозные торжества в городе Сарове и Серафимо-Дивеевском монастыре, где покоятся в настоящее время мощи старца Серафима Саровского. Прославление в лике святых Преподобного Серафима Саровского в 1903 году состоялось: «15-го июля в Императорском поезде в 7 час. 15мин вечера отбыли в Саровскую пустынь Их императорские величества Государь Император, Государыни Императрицы Александра Федоровна и Мария Федоровна и Их Высочества Великая княгиня Ольга Александровна с Августейшим супругом», — так освещали события «Прибавления к церковным ведомостям».
Сохранились в Государственном архиве РФ подлинные записи в дневниках — впечатления о событиях лета 1903 года, написанные рукой Николая II, императрицы Александры Федоровны, Великой княгини Ольги Александровны и Царских детей и членов Императорской фамилии.
Почитание.
После канонизации в 1903 году старца Серафима, по всей России появляется множество образов Святого. Возникают житийные иконы. Одна из лучших представленных на выставке в 2003 году в музее имени св. Андрея Рублёва в Москве.
Икона создана в мастерской Дивеевского монастыря. При всей условности иконописного языка, лик Преподобного Серафима здесь, как и на других дивеевских иконах, близок к портретному изображению. Своеобразными иконами в конце XIX- начале XX вв. становятся некоторые портреты Преподобного, на которых появляются нимб и надпись: «Святой, преподобный Серафим Саровский».
Традиции эти продолжались и в ХХ веке, на выставке в Москве были представлены работы кисти монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой) и художника Владимира Алексеевича Комаровского, поражающие глубиной проникновения образа, и легкости их написания.
В 2003 году 1-2 августа в городе Сарове и монастыре Дивеево прошли торжества по случаю столетия со дня канонизации святого преподобного старца Серафима Саровского. Патриарх Московский и всея Руси Алексий так сказал о святом Серафиме: «Только такой Святой, как Серафим Саровский, мог объединить весь мир за одним столом».
Присутствовали делегации из всех епархий страны и братских церквей Украины, Белоруссии, Греции, Сербии, Болгарии Японии и других дружественных стран. Святой Серафим Саровский один из любимых и почитаемых русских святых.
Тэги: великие подвижники, икона "Умиление", Серафим Саровский