Святитель всея Руси Патриарх Тихон

«Нет в России города без славы, — местной, повсеместной, мировой» — писал поэт Александр Прокофьев. Город Торопец обрел такую славу, благодаря своему великому земляку — святителю Тихону. Вечный огонь на поклонной горе нашей благодарной памяти ярче и долговечнее олимпийских факелов!.. Как отрадно, что ровное и неугасимое пламя этого огня вот уже много лет уверенно поддерживается на родине святителя, на Торопецких Свято-Тихоновских конференциях!

Святитель Тихон, Патриарх  Московский и всея России (1917–1925) возглавил Церковь в страшную эпоху гонений на веру после безбожной революции. В те годы, по слову самого святителя,  «затмились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного; ослабла и сама вера, неистовствует безбожный дух мира сего»…

Жизнь и судьба святителя Тихона помогают уяснить сокровенный смысл тютчевских строк: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые! Его призвали Всеблагие/ как собеседника…», -  на духовную трапезу, пир мысли, как свидетеля исторических событий, страстотерпца и мученика… Патриарх Тихон был таким свидетелем и  исповедником, обличителем и пророком.

Святитель ТихонЛичность святителя Тихона, отличали редкая скромность и кротость, смирение, доброта и любовь. Выпускник Петербургской духовной академии, он достойно проявил себя на   преподавательском и  административном, миссионерском и пастырском поприще. Возглавляя Православную Церковь в Америке в сане архиепископа, святитель Тихон много потрудился в деле распространения Православия на этом континенте, в строительстве храмов и благоустройстве своей огромной епархии, в благотворительной помощи  переселенцам из России. Он был по достоинству избран почетным гражданином Соединенных Штатов Америки.

Обозначим кратким пунктиром главные вехи его жизни и его достославного жития.

Святитель Тихон окончил Торопецкое духовное училище, затем Псковскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию. Семинаристы шутливо называли Василия Белавина «Архиереем», а сокурсники по Академии, будто предвидя его будущее служение,  прозвали его «Патриархом».

Святитель Тихон

У стен Введенского монастыря 1918 год

Три с половиной года Василий Белавин преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной семинарии. Затем принял иноческий постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, и был рукоположен  в сан иеромонаха. Вскоре был назначен инспектором Холмской семинарии (ныне г. Хелм в Польше), а еще через год стал ее ректором   в сане архимандрита.

В октябре 1897 года, на 33-ем году жизни  в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.

Лишь  год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе на Алеутскую и Североамериканскую кафедру, провожали его со слезами, — такую любовь он снискал у населения.

Святитель Тихон

В Петрограде 1920 год

В 1907 г. святитель Тихон был назначен на древнюю Ярославскую кафедру, где добросердечный архиерей снискал глубокую любовь верующих и был избран почетным гражданином Ярославля.

В декабре 1913 года священноначалие Русской Церкви назначило его архиепископом Виленским и Литовским.

В июле 1917 г. Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал архиепископа Виленского Тихона на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. Митрополит Московский и Коломенский  Тихон  сразу же после избрания приступил к подготовке Поместного Собора.

Святитель Тихон

На Княжеском Соборе

В августе 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Патриархом по жребию был избран митрополит  Тихон. Ему вручили посох святителя Петра, митрополита Московского, и белый клобук Патриарха Никона. Эти регалии, принадлежавшие столь разным по характеру своей деятельности Предстоятелям, предвосхитили некоторым образом и противоречия в деятельности самого святителя Тихона.

С самого начала своего первосвятительского служения святитель Тихон был обречён стать искупительной жертвой за грехи русского народа, положить душу свою за други своя.

Об отношении к Патриарху Тихону со стороны советской власти красноречиво свидетельствуют пропагандистские клише, пущенные в ход ещё при его жизни: «Тихон – от начала и до конца ставленник контрреволюции, её поборник и застрельщик. Тихон — это символ черносотенства и знамя самой непроходимой реакции, это волк в овечьей шкуре» и т. д.

Святитель Тихон

Президиум Поместного Собора 1917-18 г

Здесь будет уместно вспомнить, что когда святитель Тихон узнал об убийстве царской семьи, он тотчас же на заседании Поместного Собора отслужил заупокойную литургию, во время которой бесстрашно обличил виновников преступления. Полгода ранее, в своём историческом «Послании об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной» от 19 января 1918 г., Патриарх Тихон обвинил гонителей истины Христовой, явных и тайных её врагов, в разрастании братоубийственной брани.

Патриарх заклеймил их позором как извергов рода человеческого, призвал опомниться от безумства: «Опомнитесь, безумцы! Прекратите ваши кровавые расправы, ведь то, что творите вы, — не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной».

Послание Патриарха Тихона было оглашено  по всей России. У большинства верующих, судя по воспоминаниям тех лет, послание вызвало глубокое нравственное облегчение и удовлетворение.

Святитель Тихон

1923 год Публикация о деле Патриарха Тихона

Анафема — это сакральный акт, который отъемлет благословение Церкви на жизнь плоти, ради спасения души, фиксирует факт того, что человек отпал от Церкви, является её врагом. Святитель Тихон умер, не сняв этой анафемы. Он не рассчитывал запугать загробным возмездием большевиков-атеистов, он просто исполнил свой долг Предстоятеля Церкви – возвестить  миллионам православных христиан, что большевики — слуги дьявола.

Гражданская война в России приобрела черты, типичные для религиозных войн европейского средневековья. Она породила кровавые эксцессы, причём с обеих сторон. Красный террор провоцировал белый, и наоборот. Для России было это одинаково страшно и губительно. У Марины Цветаевой есть замечательные стихи: «Белым был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белым стал: Смерть убелила».

Вот почему Церковь была призвана встать над схваткой. Святитель Тихон оказался на высоте этого призвания. Когда к нему пришли руководители белого движения и попросили благословить белую армию, т. е. участие в братоубийственной гражданской войне, патриарх Тихон им отказал.

Святитель Тихон

Другим путем пошли т.н. обновленцы, противопоставившие себя Тихоновской Церкви. Они были действительно «пятой колонной» внутри российского Православия. И Патриарх Тихон вынужден был заявить: «я не могу отдать Церковь в аренду государству».

Под предлогом помощи голодающим в Поволжье была предпринята безбожной властью попытка разгрома Церкви. Патриарх Тихон благословил жертвовать церковные ценности, но выступил против посягательств на святыни.

16 марта 1922 г. Ленин написал секретное письмо членам Политбюро, в котором призвал обвинить Церковь в утаивании церковных ценностей и с «беспощадной энергией» расправиться с нею.  Патриарх Тихон по приказу Ленина был арестован и с мая 1922 г. по июнь 1923 г. находился в заточении.

Святитель Тихон

Бог весть, какому нажиму и какой «психотронной обработке» подвергся в заточении Патриарх! В июне 1919 г. и в декабре 1923 г. были предприняты попытки его убийства, при втором покушении мученически погиб верный его келейник Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком.

В  послании от 1 июля 1923 г., после освобождения из-под ареста под давлением мировой общественности, святитель Тихон написал: «Получив ныне возможность возобновить свою прерванную деятельность служения Святой Православной Церкви и сознавая свою провинность перед советской властью, выразившуюся в ряде наших пассивных и активных действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного Суда, т. е. в сопротивлению изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, анафематствовании Советской власти, воззвании против Брестского мира и т. д., Мы по долгу христианина и архипастыря в сем каемся и скорбим […] Российская Православная Церковь аполитична и не желает быть ни белой, ни красной. Она должна быть и будет Единою Соборною Апостольскою Церковью, и всякие попытки с чьей бы то ни было стороны ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены».

Поистине замечательные слова. Но, как говорил митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев), сравнивая Церковь с пасхальным яичком: «Она сверху красная, а внутри белая». А по существу, она, конечно, не красная и не белая, она обладает всем спектром, всеми цветами радуги.  На мой взгляд, святитель был прав и тогда, когда предал безбожную власть анафеме, и тогда, когда заявил, что отныне он не враг Советской власти.

Святитель Тихон

Изъятие церковных ценностей

Надо признать, что к тому времени произошла метаморфоза власти, она превратилась в созидающую силу. И анафема сыграла в этом свою положительную роль.  Шла на подъём новая экономическая политика (т.н. «НЭП»), ситуация в стране коренным образом изменилась. Вместо хаоса и разрухи налаживалась нормальная хозяйственная жизнь. Народ вздохнул с облегчением. А глас народа, как известно, Божий глас, и Патриарх его услышал.

Можно спорить о том, предал ли Патриарх Тихон анафеме Советскую власть как таковую, не как власть узурпаторов-большевиков, а как символ социализма и коммунизма. Но нет никаких сомнений в том, что советская власть люто ненавидела Патриарха Тихона. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются неясными, возможно, Патриарх был отравлен.

Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 г. он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Святитель Тихон

Патриарх Тихон соединил в себе всё то лучшее, что дало православие — бесстрашный для себя, он не боялся ради других, ради общего блага навлечь на себя упрёк в недостаточной твёрдости. Глубоко укоренённый в православном предании, до мозга костей русский, Патриарх Тихон был поразительно свободен от груза историко-национальных предрассудков. Прославление Патриарха Тихона обязывает Московскую Патриархию быть подлинно тихоновской, т е. бесстрашной перед лицом властей предержащих и твёрдо следующей обетованиям Господа.

Ровно 24 года назад,  9 октября 1989 г.  на Архиерейском Соборе РПЦ совершилось прославление в сонме святителей Патриарха Тихона. Но уже через 3 года, во время обретения мощей святителя Тихона, которое   состоялось 22 февраля 1992 г., Патриарх Алексий II назвал Патриарха Тихона священномучеником. Да, он был святителем и священномучеником, исповедником и апостолом, праведником и страстотерпцем, Христа ради блаженным…  Почти все подвиги святости соединились в личности патриарха Тихона.

Прославление святителя Тихона совершилось 9 октября, в день памяти Апостола любви Иоанна Богослова, и в этом очевиден Промысл Божий.«Дети, любите друг друга! — назидает  Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно». Так же призывно, как заповедь любви Божией, звучат последние слова Патриарха Тихона: «Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Святитель ТихонКак актуально звучат эти слова святителя ныне, особенно на днях, когда мы вспоминали трагические дни противостояния законодательной и исполнительной власти России в октябре 1993 года, едва не приведшие к новой гражданской войне!..
Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!..

Валентин Арсентьевич Никитин,
д-р философии, акад. РАЕН, член Союза писателей России

 
 

Тэги: Патриарх Тихон, Святитель Тихон

 

Недавние записи в рубрике История