Свод законов Хаммурапи

И вот пришло время действовать. Набравшаяся сил вавилонская держава двинулась на покорение Месопотамии. В следующие несколько лет войска Хаммурапи одно за другим завоёвывали государства Междуречья. Первым делом Вавилония разбила коалицию, во главе которой стояли Элам и Эшнунна, а затем в 1763 г. до н. э., в союзе с Мари и Эшнунной покорила Ларсу.

Всего два года продержался союз Хаммурапи и правителя Мари, царя Зимрилима: в 1761 г. до н. э. вавилоняне разбили войска последнего и заняли Ассирию. Окончательно Мари было покорено несколькими годами позже, а знаменитый дворец царя Зимрилима разрушен — и до сегодняшнего дня в развалинах города Мари можно увидеть разорение, учинённое захватчиками.

Свод законов Хаммурапи

Так практически вся Месопотамия оказалась под властью Хаммурапи. Столицей нового государства остался Вавилон, который вскоре стал культурным и хозяйственным центром всего региона. Однако самым знаменитым достижением Хаммурапи, которым он уготовил себе место в истории, стал свод законов.

Несмотря на то, что кодекс этот был несомненно очень важен, после смерти его создателя роль документа начала постепенно уменьшаться, а после угасания Первой вавилонской династии он был забыт. Только в 1901 г. в Сузах была найдена каменная стела, содержащая 282 закона, которые в соответствии с информацией, расположенной в верхней части столба, бог справедливости Шамаш продиктовал Хаммурапи.

Свод законов Хаммурапи

Кодекс Хаммурапи разделили на части, касающиеся семьи, работы в поле, торговли, различных мошенничеств, краж, телесных увечий и убийств. Этот кодекс был в основном списком наказаний, которые должен был понести каждый, кто нарушит нормы общественной жизни. Каждому проступку соответствовало наказание. В законах Хаммурапи употребил принцип «око за око, зуб за зуб», который означал, что за определённый проступок последует аналогичная расплата. Однако существовали и отступления от этого принципа.

Вавилонское общество было разделено на классы людей полноправных свободных (владельцы земли, земледельцы, купцы, чиновники и жрецы), неполноправных свободных («мушкену-мов») и рабов. Так как жизнь и здоровье рабов ценилось значительно ниже жизни свободных людей, это отразилось и в кодексе Хаммурапи. Право возмездия применялось исключительно между свободными людьми, но если свободный человек убивал или ранил раба, то был обязан лишь уплатить соответствующий штраф.

Свод законов Хаммурапи

Наказания ожидавшие раба, напавшего на свободного человека, были куда суровее тех, которые несли в случае аналогичного преступления полноправные свободные члены общества. В некоторых частях кодекс Хаммурапи был очень современным и даже опережал знаменитое римское право — во всяком случае, в том, что касалось вавилонских женщин, которые имели правовой статус, могли свидетельствовать в суде и выполнять общественные функции.

Предоставление подданным перечня прав было одним из множества действий, предпринятых Хаммурапи. Он отдавал себе отчёт в том, что конгломерат завоёванных земель, составляющих Вавилонское царство, вскоре может распасться, и решил создать сильное централизованное государство, возглавляемое им самим, а впоследствии — его преемниками.

Свод законов Хаммурапи

Царь решал государственные дела с помощью целой армии чиновников — те, например, определяли налоги, устанавливали размер заработков и уровень цен. Как правило, правитель единолично принимал решения и отдавал приказы о постройке и ремонте каналов, храмов, дворцов и военных укреплений. Внешняя политика так же была в ведении царя: он принимал решение о мире или войне, руководил армией, а так же принимал послов других государств.

 
 

Тэги: история Ближнего востока, Свод законов Хаммурапи

 

Недавние записи в рубрике История