Слава и боль Александра Вертинского

Александр Вертинский (1889 – 1957) стоял у самых истоков русской эстрадной музыки. Он был популярным певцом-шансонье, поэтом, снимался в кино. Покорив сердца многих поклонников – и не особо отягощённых эстетизмом, и тонких ценителей искусства – как на родине, так и в эмиграции, он и сегодня вызывает ностальгическую грусть у любителей жанра. Хотя его творчество по-прежнему воспринимается неоднозначно, своё место в истории русской музыкальной культуры он занял прочно.

Александр Вертинский

Серебряный век, к которому он принадлежал не только хронологически, но и по состоянию души, был настоящим океаном талантов, страстей и творческих исканий. Многообразие дарований Вертинского принуждало его испробовать различные профессии и жанры творчества. Опыт художественной образности он приобретал в журналистике, писательстве, театре, пока не состоялся окончательно как киноактёр и особенно эстрадный певец. Какое-то время он примыкал к футуристам, хотя это был скорее экспериментаторский казус, чем творческая потребность. Мало того, что к футуризму он относился критично, его стиль и манера исполнительства с этим направлением действительно ничего общего не имела.

Александр Вертинский

Его «ариетки», как он сам называл свои песни, были небольшими драматическими номерами, в котором соединялись музыка, текст (преимущественно авторский, хотя иногда Вертинский и использовал стихи других поэтов, особенно в начале своего творчества) и режиссура. Они исполнены сентиментальности и пессимизма. Отчасти потому, что Александру Вертинскому удалось точно уловить дух времени и вкусы современников, но, с другой стороны, в его жизни было много потерь. Вначале родители и сестра, потом – друзья и любимые люди, позже – родина.

Александр Вертинский

Фотография актрисы Веры Холодной с Александром Вертинским

Его называли «русским Пьеро». Образ, созданный Вертинским, сначала был достаточно типичным, но позже обрёл известную долю трагизма, став «чёрно-белым». Артист хотел показать боль клоуна – одинокого, непонятого, незамеченного человека. Его герой – бедный piccolobambino (маленький мальчик), а возлюбленные – «балетные куклы», «цирковые балерины» – родные сёстры Прекрасной Дамы Блока, который, по признанию самого Вертинского, оказал на него большое влияние, но часто уже умершие. Их «пальцы пахнут ладаном», их «зарывают», он покупает им «на гроб сирени куст». Да и сам он пребывает где-то на грани между жизнью и смертью: «Упокой меня, Господи, скомороха смешного».

Александр Вертинский

Вертинский за границей

Александр Вертинский эмигрировал из России в 1919 г., но, как и многие его коллеги по цеху, ощущал острую нехватку атмосферы покинутой родины. Вертинский объехал весь мир, побывал во многих странах Европы, в США, Палестине, но сердце его было обращено к дому. Он несколько раз подавал прошения, и в 1943 году ему, проживавшему тогда в Харбине, было позволено возвратиться в Россию.

Александр Вертинский

Несмотря на простоту, слово Александра Вертинского в музыкальной культуре было новым. Его путями пойдут многие, развивая  разные направления современной популярной музыки. Кажется, свою роль в искусстве понимал и он сам, когда говорил: «Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр».

Александр Вертинский

С женой Лидией

Династия Вертинских не прекратилась с уходом артиста. Обе его дочери стали известными актрисами. Марианна Вертинская снималась в фильмах «Одинокая женщина желает познакомиться», «Капитан Немо», «Семь невест ефрейтора Збруева», а Анастасия – в фильмах «Человек-амфибия», «Алые паруса», «Безымянная звезда».

Александр Вертинский

С дочерьми в Москве

 
 

Тэги: Александр Вертинский, история музыки

 

Недавние записи в рубрике Музыка