Иван Шишкин

 

Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович – известный русский пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, Его популярность при всей, казалось бы нейтральности пейзажного жанра – поистине легендарна. Иван Шишкин, сын купца из традиционной русской патриархальной семьи Вятской губернии. Родился И.И. Шишкин 13 / 25 января 1832 года в Елабуге, на берегу реки Камы, в «краю суровом и величественном». Двенадцати лет от роду Ваня Шишкин был определен в ученики 1-ой гимназии в Казани, но, «чтобы не сделаться чиновником», оставил ее немного не доучившись и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества уже двадцатилетним юношей (1852-1856) гг. В стремлении стать живописцем Ивана Шишкина поддерживал его отец. И.В.Шишкин был небогатым купцом, предпринимателем, инженером, увлеченный историей, археологией, с разносторонними знаниями и любовью ко всему новому. Отец художника, автор «Истории города Елабуги», привил сыну любовь к чтению книг и рисованию, пробудившуюся рано. «Поощряемые преподавателями Училища живописи, ваяния и зодчества, ученики много работали на натуре, и уже одно это способствовало связи их искусства с реальной жизнью. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже и чище», записал Иван Шишкин в своём дневнике. «Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощаемым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы…».1 В Московском училище широко применялась прогрессивная педагогическая система А.Г Венецианова, основанная на внимательном отношении к натуре. Иван Шишкин по словам педагогов Московского училища ваяния и зодчества «обладал исключительным трудолюбием».
Окончив курс этого заведения, он с 1856 г. Иван Шишкин уехал в Петербург продолжал свое образование в Санкт-Петербургской императорской Академии художеств, где был учеником профессора С. М. Воробьева с 1857 года. «В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления», но за год до поступления Ивана Шишкина в пейзажный класс императорской Академии художеств знаменитый руководитель пейзажного класса профессор М.Н. Воробьёв скончался и его место занял его сын «не способный отойти от архаических методов преподавания».

Не довольствуясь только занятиями в стенах Академии художеств, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Петербурга и на острове Валааме. Его записи в дневнике заполнены такими эпитетами как: «великолепные ивы», «богатые сосны», «чудный дубовый лес». Уже в первый год пребывания его в Академии художеств, были присуждены ему две малые серебряные медали. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», следуя традициям романтического пейзажа середины XIX века. В 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей С-Петербурга и в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников особой подготовленностью и блестящими способностями. В 1860-е годы преодолев условность колорита и световых эффектов в своих пейзажах, Иван Шишкин обратился к объективному, реалистическому изображению русского пейзажа.

Шишкин И.И. Рожь (1878)

Шишкин И.И. Рожь (1878)

Приобретя право на поездку за границу в качестве пенсионера императорской Академии художеств, И.И.Шишкин отправился в 1861 г. в Берлин, Дрезден, Саксонскую Швейцарию и Прагу, знакомится с Богемией и наконец поселяется в Мюнхене. Из писем художника в это время в Россию, мы узнаём, что Ивана Шишкина не вдохновляет «чужая природа», он с грустью противопоставляет её русской, в которой находит больше красот и достоинств».2 Шишкину нравятся картины «без нарочитой эффектности», художник тяготеет к строгой законченности, но «без немецкой сухости пейзажей, обставленных фигурками животных». Весной 1863 года, И.И. Шишкин перебрался в Швейцарию, в Цюрих, где полгода рисовал под руководством художника-анималиста Рудольфа Коллера. Он также посетил Париж и рисовал в Тевтобургском лесу с близким другом, художником-пейзажистом Л.Л. Каменевым. В сентябре 1864 года Иван Шишкин переехал в Дюссельдорф. «Все наши художники и в Париже, и в Мюнхене, и здесь, в Дюссельдорфе, — как-то все в болезненном состоянии – подражать, безусловно, не хотят, да и как-то несродно. А оригинальность своя ещё слишком юна и надо силу»3, писал Иван Шишкин в письме другу в Россию. Иван Иванович Шишкини написал в это время в Германии по заказу этого же коллекционера Н. Д. Быкова картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), которая принесла художнику звание академика пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств наряду с картиной «Тевтобургский лес». За границею, в Германии, помимо живописи, он много занимался литографией и офортом, а также рисунком пером: «Непогрешимая точность каждой линии, каждой мельчайшей чёрточки, которая требовалась при исполнении перовых рисунков, не допускающих исправлений и переделок, приучили художника к исключительной дисциплине руки». Рисунки пером Ивана Шишкина были выставлены в музее Дюссельдорфа и с восхищением приняты в кругу немецких художников.

Так закончилось трёхгодичное пенсионерство русского художника-пейзажиста Ивана Шишкина. Затосковав по Отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в С-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, бывая в Елабуге, в Крыму, Прибалтике, Финляндии, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии, художеств, и многих передвижных выставках Товарищества художников-передвижников. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора Академии художеств за приобретенную ею мастерскую картину «Лесная глушь» (1872). Жизнеутверждающие произведения Шишкина были созвучны с мироощущением русского народа и представлениями его о «счатьи и довольстве человеческой жизни». На одном из эскизов художника, рукою Ивана Шишкина записано: «раздолье, простор, угодье. Рожь. Божия Благодать. Русское богатство».4
После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 года. Педагогическая деятельность профессора Шишкина оставила знаменитого и талантливого ученика — Фёдора Васильева (1850-1873). В Елабуге открыт дом-музей И.И.Шишкина.

Шишкин И.И. Зима (1890)

Шишкин И.И. Зима (1890)

Среди русских пейзажистов И.И.Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Говорят, что он писал «портрет природы». Художник Иван Николаевич Крамской говорил о Шишкине, что «Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж «столь учёным способом. <…> Шишкин стремился выявить и запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Он создал образы, в которых природа выражала себя почти в абсолютной степени».5 Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. — получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.

Должно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Профессиональная деятельность художника явилась залогом будущего многообразия реалистической пейзажной живописи в России. Многочисленные картины маслом художника были точны, красивы, самобытны, реалистичны, всегда отличались добротностью исполнения, качеством холстов и величиной размеров.
Достаточно упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в Государственных музеях и коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея и Государственный Ррусский музей. «Полдень. В окрестности Москвы» (1869), «Пейзаж с гуляющими» (1869), «За грибами» (1870), «Вечер» (1871), «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Хвойный лес» (1873), «Сумерки. Заход солнца» (1874), « Первый снег» (1875), «Рожь» (1878), «Ручей в берёзовом лесу» (1883), «Лес зимой» (1884), «Сосновый лес» (1885), «Ели в Шуваловском парке» (1886), «Святой ключ близ Елабуги» (1886), «Автопртрет» (1886), «Зима» (1890), «Утро в сосновом лесу», (1889), «На Севере диком…» (1891), «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «Роща у пруда. Преображенское». (1896), «Корабельная роща» (1898) и другие.
«Если дороги нам картины нашей дорогой Руси, писал Шишкин в письме художнику В.М. Васнецову в 1896 году, — если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению её ясного и тихого облика,- то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать».

Пейзажи Ивана Ивановича Шишкина несмотря на несколько рационалистическое отношение художника к искусству, «были глубоко народны по своему содержанию, подлинно национальны и самобытны».6 «Шишкин тщательно с намерением избегает в своих картинах всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета». А «сюжетом» в его искусстве был образ Родины, образ русской природы, которую художник воплотил в своих произведениях полной могучих сил, неувядающей и облагораживающей красоты.

  1. Шувалова И.Н. Шишкин Иван Иванович. Русские живописцы XIX века.- Л.,1990.- 212 с., илл.с. 9.
  2. Шишкин И.И. см. ук. соч. Шуваловой И.Н. с 28.
  3. Иван Иванович Шишкин. Письмо коллекционеру Н.Д. Быкову. 1864 г., см там же, с. 33.
  4. Шишкин 1832-1898. Ук. монография И.Н. Шуваловой, с. 55.
  5. И.И.Шишкин. К 150-летию со дня рождения художника. Худ. календарь сто памятных дат 1982 г.,43.
  6. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа, — М.,1959, 302 с.,илл. с. 34.
 
 

Тэги: Живопись, Художники, Шишкин

 

Недавние записи в рубрике Живопись