Санта Мария дель Фьоре и купол Брунеллески

На рубеже XV и XVI веков итальянская церковная архитектура вела борьбу и поиски в нахождении новых типов храмовых зданий. Архитекторы старались утвердить и завершить выработку нового сооружения с центрально-купольной системой, но традиции и жизнь отбрасывали их к постройкам базилик.

Постройка, самого крупного в Италии и во всей Европе, купола выдающимся архитектором Филиппо Брунеллески для собора Санта Мариа дель Фьоре во Флоренции имела определяющее значение, для разработки сооружений с центрально-купольной системой. Диаметр этого купола равен 42 метрам, как и у античного римского Пантеона. Те конструктивные приёмы и средства, которые применил Брунеллески, позже в XVII—XVIII веках использовались в большинстве крупных соборов Европы. Основой купольной конструкции является система, состоящая из двух параллельных оболочек, которые скреплены между собой и обеспечивают устойчивость и жёсткость. Лёгкая стрельчатость купола связывает его стилистически с самим собором, построенным в готическое время. Помимо этого, существенный подъём купола уменьшил возникающий в конструкции распор. Гигантский купол, который будто парит над центром Флоренции, был сооружён почти без опорных кружал.

Санта Мариа дель ФьореУдивительное создание инженерного гения – двухслойный восьмигранный купол, который построен без арматуры, покрыт черепицей тёмно-красного цвета, связан крепкими белыми рёбрами и увенчан элегантным бело-мраморным фонарём, является символом Флоренции. Диаметр купола равен 42 метрам, высота от пола собора – 91 метр, а высота светового фонаря равна 16 метрам. Вес купола без тяжёлого мраморного фонаря составляет около 9000 тонн. Санпаолези подсчитал, что при постройке купола необходимо было подносить на подвесные леса более 6 тонн материалов, для чего Брунеллески изобрёл особые подъёмные механизмы.

Разработка этого купола с его большим диаметром имела большое значение для последующего развития всей архитектуры. Растерявшая во времена раннего средневековья тайны творений подобных конструкций строительная техника всё же встала на твёрдые рельсы. Но традиции были почти непоколебимы и постройка купольных храмов не получила поддержки у духовенства. Можно сказать, дело ограничилось строительством небольших часовен.

 
 

Тэги: архитектор Брунеллески, итальянская архитектура, Санта Мариа дель Фьоре

 

Недавние записи в рубрике Архитектура