Самый дурацкий миф о ковбойской музыке

«— …Сейчас сюда придут большевики, и будут играть нам на бабалайках.

— На балалайках.

— Не спорьте со мной, молодой человек, я был в России и знаю. Большевики носят лапти и играют на бабалайках…»

Собственно, наше представление об “ихней музыке” ничуть не лучше, чем рассуждения смешного старичка-француза из знаменитого боевика семидесятых годов. Так что, этот разговор мы посвятим одному из главных заблуждений “советского” человека — ковбою с банджо под мышкой.

Прежде всего, опасаясь, что некоторые из читателей плохо помнят, что такое банджо, я вкратце обрисую этот агрегат. Так как “это” представляет собой деревянную сковородку, а на деревянной сковородке ничего толком не приготовишь, то на нее натягивают коровью кожу и… в общем-то, все. Играют.

 миф о ковбойской музыке

Хотя инструмент этот, который, кстати, попал в Америку из Африки вместе с черными невольниками, жутко старый, в американскую “народную музыку” он попал совсем недавно. Если, конечно не считать негров-рабов американским народом. Тут, кстати надо сказать об отношении белого населения США к музыке кантри, что по-английски значит всего лишь “сельская”.

Так вот, такой самоотверженной любви к собственным истокам не знает больше ни одна страна. Достаточно сказать, что большая часть всех штатовских радиостанций специализируется исключительно на кантри-музыке. Более того, музыкальный канал “CMT” (кантри мьюзик телевижн) гораздо популярнее, чем широко известный “MTV”.

 миф о ковбойской музыке

Чтобы понять, что это значит, представьте себе канал, на нашем телевидении, где круглосуточно показывают Людмилу Зыкину, Надежду Бабкину и т. д., и главное, постарайтесь хоть на минуту вообразить, что он может быть популярнее “BIZ TV”. Получилось? Нет? Только не отчаивайтесь.

В нас так умело угробили любовь к народной музыке, что страсть американцев к своим корневым традициям, вызывает у нас, в лучшем случае опасливое уважение, в худшем – опасливое недоумение. Чтобы «добить» окончательно, скажу, что один из самых любимых способов проведения досуга в южных штатах – кружки народного танца. Хотя, что еще-то делать в маленьких пыльных городках?

 миф о ковбойской музыке

С одного из таких южных штатов все и началось. Вернее, началось-то все гораздо раньше, как до того, как в Штатах придумали штаты. Такого количества народу, которое кинулось в свое время осваивать Америку, не вместило бы даже московское метро. А уж в национальностях можно было запутаться через пять минут.

И все, что ты будешь делать, тащили с тобой музыкальные инструменты. Ну, чтоб не скучно было. Итальянцы – мандолину, ирландцы – скрипку, испанцы, разумеется, гитару. А уж играли, кто как мог. Собственно, так и родилась музыка первых поселенцев, которые потом осели в этих местах.

А вот вместо контрабаса, что делали? Обхохочешься! Брали коробку из под сигар, укрепляли на ней длинную палку от швабры, натягивали на все это бельевую веревку и-и-и… дергали во всю дурь. Короче, безалаберно и весело. Искусство принадлежит народу.

 миф о ковбойской музыке

Ну то, что юг Америки быстро стал рабовладельческим, это известно. Лошадей там не пасли и имели, кстати, культурный вид. Костюмчик, белая рубашечка, галстук-шнурок, в общем, все дела… Рабовладельцы свысока смотрели на ковбоев, осваивающих дикие западные земли, а те, в свою очередь о рабовладельцах вообще не думали: у них своих забот хватало.

Читать почти никто не умел, поэтому единственным способом не умереть от скуки по вечерам было (скажем красиво) музицирование.  О чем вспоминается при этом слове, может о клавесине? Ничего подобного! Жители запада играли в основном на губной гармошке (просто потому, что ее легко можно было положить в карман), а южане пользовали мандолину, да скрипку. Гитара не в счет. Как можно заметить — никакого банджо. То есть оно было, но на нем негры играли свои немудреные песенки про проклятую жизнь, которые впоследствии назвали “блюз”. А белые тогда жутко презирали этот инструмент. И только в тридцатых годах нашего века ситуация изменилась.

 миф о ковбойской музыке

Теперь настало время разрушить первую ошибку. Той залихватской музыке, про которую мы думаем, что её чуть ли не Колумб еще играл, и под которую проходят киношные драки в салунах девятнадцатого века, не больше пятидесяти лет. А во-вторых, Билл Монро, изобретатель этого стиля, визитной карточкой которого стало резкое и заливистое звучание банджо, предполагал, что главным инструментом “Южанского” звучания, который он назвал “Блюграсс” (“домашнее” название штата Кентукки) станет… мандолина, что собственно и было от века, а банджо не предполагалось и в помине.

Ну как мог этот “черный” инструмент звучать в “белой музыке”?! Однако, нашелся один умелец. Он переделал банджо особым образом, укрепил на нем пять струн, и, подражая переливам мандолины, стал вовсю выкамаривать блюграссовые мелодии. Монро ужасно злился.

 миф о ковбойской музыке

Этот выскочка Эрл Скраггз стал стремительно приобретать популярность, отбивая у Билла обожателей. И Монро принял единственно умное решение. Он взял банджиста-Скраггза в свою группу. И тем самым уничтожил конкурента. Вот только тогда банджо появилась (не в кантри, нет) в белой американской музыке. Учтите, что между Кантри-музыкой (западным стилем) и Блюграссом (юго-восточным стилем) такая же огромная разница, как между “Рэпом” и “Хаусом”. Но об этом — в другой раз.

Итак, образ одинокого ковбоя с банджо в седельной сумке исчез. А на его месте оказался весьма респектабельный джентльмен, в дорогом костюме и в галстуке. И играет он не двести лет, а не больше пятидесяти. И если б мы о них не знали только это, еще пол беды, а ведь копни поглубже – только и останется, что руками развести.

 миф о ковбойской музыке

Последнее, что надо сказать, это то, что современный блюграсс имеет такое количество разных ответвлений и стилей, что эстрада может только позавидовать. И играют новые группы не в строгих костюмах, а в кроссовках, майках и джинсах. Если бы это увидели отцы-основатели, с ними бы припадок сделался.

И главное, случилось то, чего так боялся Билл Монро. Банджо стало главным инструментом блюграсса. Получается теперь, что бы ты ни играл, если на банджо и не джаз – значит блюграсс. Вот какие простые и незатейливые люди, эти американцы. Ужас!

 миф о ковбойской музыке

А ковбои пасут скот по другую сторону большого каньона.

 
 

Тэги: история музыки, миф о ковбойской музыке

 

Недавние записи в рубрике Музыка