Рябушкин Андрей Петрович

Художник русской исторической живописи, родился в 1861 году в селе Борисоглебском близ Воронежа – умер после болезни в 1904 году в усадьбе Дидвино, Новгородской губернии.

Хрупкий, «словно носящий в себе какую-то тайну», «человек большого таланта и больших, скрытых страстей» (М. В. Нестеров), художник Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси XVII века.

%d1%85%d1%83%d0%b4%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%b8%d0%ba %d0%90%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b9 %d0%9f%d0%b5%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87 %d0%a0%d1%8f%d0%b1%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd galleria mini%d0%90.%d0%9f.%d0%a0%d1%8f%d0%b1%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd %d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%8b 17 %d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b0. galleria mini%d0%95%d0%b4%d1%83%d1%82 . %d0%a0%d1%8f%d0%b1%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd %d0%90.%d0%9f. galleria mini%d0%9e%d0%b6%d0%b8%d0%b4%d0%b0%d1%8e%d1%82 %d0%b2%d1%8b%d1%85%d0%be%d0%b4%d1%8f %d1%86%d0%b0%d1%80%d1%8f. %d0%a0%d1%8f%d0%b1%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd 1901. galleria mini%d0%a0%d1%8f%d0%b1%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd %d0%90.%d0%9f. %d0%a1%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b9 %d0%b3%d1%83%d1%81%d0%bb%d1%8f%d1%80 galleria mini%d0%a0%d1%8f%d0%b1%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd %d0%90.%d0%9f. %d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%8c galleria mini%d0%a0%d1%8f%d0%b1%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd %d1%81%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d1%86%d0%b0%d1%80%d1%8f %d0%bc%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bb%d0%b0 galleria mini%d0%a1%d0%b2%d0%b0%d0%b4%d0%b5%d0%b1%d0%bd%d1%8b%d0%b9 %d0%bf%d0%be%d0%b5%d0%b7%d0%b4 %d0%b2 %d0%9c%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%b5. %d1%85%d1%83%d0%b4 %d0%a0%d1%8f%d0%b1%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd galleria mini

Родился Рябушкин в семье иконописца. Четырнадцати лет отроду остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились рано. Благодаря случаю, в 1875 году он оказался в Московском училище живописи ваяния и зодчества: МУЖВЗ (1875-1882), где преподавали художники В.Г.Перов, И.М.Прянишников, Е.С.Сорокин. Студент-живописец Андрей Рябушкин отличался своим талантом и работоспособностью.

После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Санкт-Петербургской Академии художеств: (1882-1890). Работать пришлось много, работы его неизменно отмечались наградами, он иллюстрировал журналы «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Исторический вестник», любил и выделял исторический жанр, однако за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом Академии художеств эскиза.

Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других картин, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил «Снятие с креста». Президент академии великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года. И Рябушкин отправился по «старым» древнерусским городам России.

Путешествие по России стало важным периодом в жизни художника, он после окончания Императорской Академии художеств не стал «иностранным пенсионером», как было принято в академии. Верующий и глубоко православный человек, он изучал историю и древнерусское искусство в своей стране. А.П.Рябушкин побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород.

Везде он писал этюды церквей, копировал фрески и орнаменты, изучал в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. Изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации в его живописи. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает великого художника В. И. Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье у своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь, в построенном ему доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891) и исторической композиции «Потешные в кружале» 1892.

Художнику удалось передать суровый дух допетровского времени и драматическое столкновение двух сил. История на полотнах Андрея Рябушкина постигается не только через кульминационные трагические события в жизни народа, но через личностные и повседневные и каждодневные события. В его исторических картинах появляется новое — отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем.

Наиболее плодотворным стало для художника обращение к XVII веку, к изучению художественного наследия прошлого. Картину «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Рябушкин изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, украшенного вставками из драгоценных каменьев трона. У государя в палатах было несколько расписных комнат: «сени», затем шла «передняя» комната; «крестовая» или молельная; «кабинет» для работы; «постельная» или опочивальная. Вдоль стен расписных палат стояли лавки; для государя употреблялось его «тронное» кресло, стульев в XVII веке не было.

Историк Забелин Иван Егорович так описал сидение государевых бояр в XVII веке: «когда особенно по пятницам, государь открывал обыкновенно сиденье с бояры, или заседание Думы, то бояре садились по лавкам от царя поодаль, бояре под боярами, один под другим, думные дворяне также, кто кого породою ниже, а не по службе, т.е. не по старшинству пожалавания в чин, так что иной, и сегодня пожалованный, например из спальников или из стольников в бояре, садился по породе, выше всех тех бояр, которые были ниже его породою, хотя и седые старики были».

В 1895 г. художник создал большое полотно «Московская улица XVII века в праздничный день». Наряженные в парадные древне-русские костюмы, идут мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с лиц крестьян деревни, где он жил. В поэтичной картине «Русские женщины XVII века в церкви» (1899), — красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей — синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах. Эти картины и «Семья купца в XVII веке» (1896) получили почетный отзыв и награду на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

В 1900-е годы наступает пора расцвета творчества художника. В 1901 году А.П.Рябушкин пишет картину «Едут» о москвичах XVII века при въезде в город иностранного посольства. Художник использует вертикальный формат, края картины срезают фигуры, что создаёт впечатление большой толпы. Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят академики живописи: И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и художники входящие в художественное объединение «Мира искусств» – на выставках которых А.П.Рябушкин какое-то время показывает свои работы. Однако со своими прочно устоявшимися «патриархальными» взглядам на жизнь, художник А.П.Рябушкин был далёк от «Мира Искусств» и примкнул к объединению «36 художников».

Самая известная из поздних работ Рябушкина – «Свадебный поезд в Москве XVII столетие», (1901). Подобно древней былине, проносится по улице деревни торжественный свадебный поезд с красной свадебной каретой в центре картины. Пейзаж проникновенный «саврасовский»: доминируют тёмные крыши крестьянских изб, церковь освещена закатным солнцем и царственная женщина в нарядной одежде встретив царёв поезд идёт домой.

Среди последних работ художника символичен пейзаж «Новгородская церковь». Это не любимый, былинный, пёстрый и сказочно-мажорный XVII век… На высоком голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный белый храм. Как в реальной жизни художника, мы не видим в картине колористического многообразия. Его жизнь была прозаичнее… Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева — В. В. Беляева, где художник прожил последние три года.

 
 

Тэги: русская историческая живопись, художник Рябушкин

 

Недавние записи в рубрике Живопись