Русская музыка от эпохи Петра до середины XIX столетия

Великий реформатор Пётр Первый своей деятельностью затронул абсолютно все стороны общественной жизни, в том числе и музыкальную сферу. Можно сказать, что именно он создал условия для появления светской музыки, ведь до Петра музыка существовала только в народном или духовном вариантах. Хотя, ещё при царевне Софье, князь Василий Голицын пытался внедрить в жизнь московских бояр театр и музицирование, но эти попытки носили эпизодический и рекомендательный характер.

русская музыка 17-19 столетия

Пётр же ввел музыкальное времяпровождение по западному образцу как обязательное явление, с наказаниями за уклонение. Так, в домах знати, наряду с традиционными гуслями, появился модный инструмент — клавесин. Уже после смерти Петра Великого, при императрице Анне Иоанновне, в столицах империи стали осуществляться оперные постановки.

Традиционно при императорском дворе существовали оркестры и хор певчих придворной капеллы. Теперь этот хор стал привлекаться для светских музыкальных спектаклей. Следует отметить, что профессиональная подготовка певчих была на очень высоком уровне, отбор осуществлялся очень жёсткий по всей стране. Так, с далекой Украины, попал в хор и будущий её последний гетман — Кирилл Разумовский.

русская музыка 17-19 столетия

К. Г. Разумовский с гетманской булавой. Художник Луи Токке, 1758

А вот своих композиторов не было. Вот почему, с 1730 года, в Российскую империю приглашались лучшие профессионалы своего времени — итальянские композиторы: Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза, Ф. Арайя. С именем последнего связано воистину революционное событие в российской опере. В 1755 году им была поставлена первая опера на русском языке, ведь ранее считалось, что для оперного жанра подходит язык только итальянский, никоим образом не русский.

С этого времени опера начала победное шествие по необъятным просторам Российской империи. Не только в столицах, Петербурге и Москве, но в провинциальных городах осуществлялись оперные постановки. Своеобразием музыкальной жизни империи, в условиях крепостного права, стало использование талантливых крепостных, в качестве актёров и певцов. П. Волконский, Н. Шереметьев, А. Воронцов — владельцы крупнейших крепостных театров, осуществлявшие закрытые просмотры для аристократической публики.

русская музыка 17-19 столетия

Прасковья Жемчугова, актриса театра Шереметьева

Последняя четверть блистательного века знаменуется появлением как императорских публичных театров, вольнонаёмных профессиональных актеров и певцов, так и формированием российской музыкальной школы. Князь П. Урусов создаёт в 1776 году первый публичный театр, а потом передаёт его в дар императрице Екатерине Великой.

Ныне это — всем известный Большой театр. На его сцене, и сцене другого известного театра, Мариинского в Петербурге, выступали известные артисты своего времени Е. Сандукова, А. Крутицкий, А. Ожогин. На сценах императорских театров ведущие позиции занимает опера. В её рамках работают первые российские композиторы М. Соколовский, В. Пашкевич, Е. Фомин, Д. Бортянский.

русская музыка 17-19 столетия

Дмитрий Бортнянский

Российская музыкальная школа продолжала развиваться. Просветительские идеи, господствовавшие при дворе Екатерины Второй, пробуждали интерес к культуре народной. Так появился новый жанр — вокально-камерная лирика, с циклом «российских песен» Ф. Дубянского и О. Козловского, и русский хоровой концерт М. Березовского. Появилась и русская скрипичная школа, основоположником которой считается И. Хандошкин.

Тяготение к народным мотивам ещё более усилилось, с проникновением в Россию музыкального романтизма, в начале XIX века. Народные и сказочные сюжеты стали основой опер «Илья-богатырь», Днепровская русалка», «Аскольдова могила». В жанре сказочно-эпической оперы работали такие известные композиторы как К. Кавос, С. Давыдов, А. Верстовский.

русская музыка 17-19 столетияРоссийская музыка конечно была представлена не только оперой. Огромнейшее распространение в городской среде получил романс, первый в России стиль популярной песни. В жанре романса работали А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв.

Особое место в становлении российского музыкального искусства занимает Михаил Глинка. Своей деятельностью он сформировал основные черты отечественной музыкальной школы. Будучи универсальным композитором, М. Глинка оставил после себя оперы и симфонии, камерные инструментальные и камерные вокальные произведения.

русская музыка 17-19 столетияВеликий певец Ф. Стравинский находился под влиянием его творчества. А последователем Глинки как композитора, стал А. Даргомыжский. Но наступала уже другая эпоха — в российскую музыку ворвался критический реализм.

 
 

Тэги: история музыки, русская музыка 17-19 столетия

 

Недавние записи в рубрике Музыка