Романтизм

Наступил конец XVIII века. Завершилась эпоха классицизма и вместе с нею ушла в прошлое концепция гармонии. Бурно ворвалась в искусство романтика, во главу творчества ставившая человеческую душу, самобытную, народную, субъективную и находящуюся в беспрерывных поисках идеала. Движение души — всё, результат — ничто.

романтизм

Романтизм сформировался на основе отрицания идеи совершенства человека, что было характерно для общества того времени. Идеи Просвещения, приведшие к кровавой Великой Французской революции. Сама революция, приведшая к власти нуворишей, грабящих ничуть не меньше, чем старая феодальная аристократия. Всё это вместе давало благодатную почву разочарования в старых формах искусства.

Романтизм, как бунтарское направление, ни мог не коснуться и искусства музыкального. Однако нельзя сказать, что романтизм не имел с классикой ничего общего. Вначале античная, а затем и классическая идея антропоцентризма в искусстве, в полной мере получила своё развитие в романтизме музыкальном, объектом выражения которого стали огромнейшая палитра человеческих чувств, в их естественном первозданном виде.

романтизм

XIX век подарил нам такое уникальное явление как романтизм европейский. Композиторы-романтики творили практически во всех странах Европы. Это прежде всего Германия и Австрия (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Р. Вагнер, И. Брамс), Франция (Ш. Гуно, Г. Берлиоз, Ж. Бизе), Италия (Дж. Россини, Дж. Верди), Польша (Ф. Шопен), Венгрия (Ф. Лист). Под сильным влиянием романтизма развивались и молодая музыкальная культура Чехии (Б. Сметана, А. Дворжак), Норвегии (Э. Григ), Финляндии (Я. Сибелиус), Испании (И. Альбенис, Э. Гранадос).

Что же всё-таки отличало композиторов-романтиков от своих предшественников? Сфера их творчества — лирика, и любовные чувства, в первую очередь. Особенностью романтического отражения действительности стала предельная индивидуализация и психологическая напряженность. Столкновение Добра со Злом. Добро всегда Прекрасно, Зло всегда Уродливо.

романтизм

Французский героический эпос «Песнь о Ролланде» и «Песнь о Нибелунгах», стала основой для монументального оперного цикла Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».

Никакого ограничения на свободу замысла художника, фантастика как окружающая действительность. Человек по своей природе не идеален, сам он является предметом борьбы между Добром и Злом, где Добро не всегда побеждает. Предопределенность, вследствие этого, человеческой судьбы создавало предпосылки для пессимистического, даже трагического, взгляда на окружающий мир. Единственной идеальной незыблемостью является Природа. Таковы основные категории творчества композитора-романтика.

Композиторы-романтики наболее полно стали использовать идею объединения искусств различных жанров в едином творческом произведении. Благодатную почву для этого предоставили романтические произведения литературы, живописи, театра. Так появился принцип введения в музыку ассоциативных связей, например, с литературными произведениями («Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, «Фауст» Ф. Листа). Огромнейшее влияние на романтиков оказали народные предания и легенды, что отразилось в тематике их творчества (Л. Арним и К. Брентано «Волшебный рог мальчика»).

романтизм

Идейная направленность романтиков ни могла не сказаться и на приоритетности музыкальных инструментов. Фортепьяно стало любимым инструментом композиторов-романтиков, причём многие из них были ещё и великолепными исполнителями.

Появляется жанр музыкальной миниатюры, которая объединяется в музыкальные циклы («Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта). В рамках этих циклов развиваются различные формы: ноктюрн, вальс, прелюдия, мазурка и т. д.

романтизм

Музыканты искали новые средства выражения своих творческих идей и путь видели в поиске новых форм усиления мелодичности и красочности звучания. Так появилась симфоническая поэма.

Вместе с тем, романтики не отвергали и традиционные формы классического музыкального искусства, такие как опера, симфония, концерт, насыщая их, вместе с тем, новыми способами выразительности. Композиторы-романтики внесли значительный вклад в развитие мирового музыкального искусства.

 
 

Тэги: история музыки, Романтизм

 

Недавние записи в рубрике Музыка