Портрет в золотой раме

Николай Фёдорович Фёдоров (1828-1903) — несомненно, величайший мыслитель Земли. Однако, существует лишь один его портрет, сделанный Л. О. Пастернаком. Нет даже фотографии. Восполним этот пробел литературной зарисовкой, основываясь на воспоминаниях современников.

Его портрет поразит нас. В любом возрасте Николай Фёдорович выглядел старцем. Внешность мудреца сократовского типа с могучим лбом и, в соответствии с модой рубежа XIX-XX веков, благообразными бородой и усами. Зимой и летом в одном и том же стареньком пальто.

философ Николай Фёдоров

Портрет Н.Ф.Фёдорова работы Леонида Пастернака

Пальто это, видимо, имело для него какое-то сакральное значение. Как только друзья уговорили Николая Фёдоровича надеть в лютый зимний мороз шубу вместо пальто, старец мгновенно простудился и вскоре умер! Не трогайте, господа, святых людей — пусть они живут как знают…

Фёдоров поражал воображение не только обывателей, но и таких гигантов, как В. С. Соловьёв, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, которым, впрочем, и самим чудаковатости было не занимать. «Ни в чём он не походил на рядового смертного», — подтверждал его современник П. Я. Покровский. Быть может, московский мудрец и впрямь был космического происхождения?

Странная смесь монаха и пророка ставила в тупик любого посетителя, переступавшего порог его скромной обители. Питался он чаем с хлебом, спал на сундуке (не более 3-4 часов в сутки). Раздавал своё скудное жалованье нуждающимся. Сразу разглядел гениальность в молодом шестнадцатилетнем юноше и попытался сделать его своим «пенсионером», то есть взять на содержание.

Этим юношей был Константин Эдуардович Циолковский. Их общение было относительно непродолжительным (около 3 лет), однако старец оказал на Циолковского определяющее влияние. Именно эти два русских космиста своими воззрениями снесли крышу земной человеческой жизни, позвав в космос.

философ Николай Фёдоров

Первое здание Ришельевского лицея

Частная жизнь Н. Ф. Фёдорова была скромна и неприметна. Он был незаконнорождённым сыном князя П. И. Гагарина. В 1849 году Фёдоров окончил тамбовскую гимназию. До 1852 года учился в знаменитом Ришельевском лицее в Одессе, однако в марте того же года покинул лицей.

Показал себя человеком блестящих природных способностей. В дальнейшем занимался самообразованием. Таким образом, Фёдоров, как и Циолковский, в значительной степени гениальный самоучка. Их сходство продолжается и далее.  В учительствовании, которым они занимались в уездных русских городах.

В 1867 году Фёдоров пешком приходит в Москву. Здесь начинается его знаменитый «библиотечный» период, отмеченный самопознанием и разработкой оригинальнейшей системы знаний. В Чертковской библиотеке он работает до 1874 года. Затем в продолжение 25 лет служит скромным библиотекарем Румянцевскою музея, а в последние годы — библиотекарем читального зала Московского архива Министерства иностранных дел.

Фёдоров работает на самых скромных должностях, но при этом вносит в библиотечное дело ряд усовершенствований и новаций. Так он прославился составлением систематического каталога книг Румянцевского музея. Практически весь книжный фонд, как и содержание каждой библиотечной книги, Фёдоров знал наизусть…

философ Николай Фёдоров

Скромная комната библиотекаря была постоянным местом встреч выдающихся современников. Острые споры философ-самоучка вёл с бескомпромиссным Л. Н. Толстым. Личность Н. Ф. Фёдорова была в то время в Москве легендарной. Учёный был воплощением самого сердечного единения  со всеми, любви и братства, к которым он призывал в своих трудах…

Философия бессмертия

При жизни Н. Ф. Фёдорова его идеи распространялись в основном в пересказах. Правда, ходили и рукописные копии его работ. В периодической печати были опубликованы некоторые мелкие статьи. Основная же часть его работ была собрана и опубликована уже после смерти мыслителя, учениками и издателями В. Л. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном.

Примечательно, что произошло это фактически против воли мыслителя. Таковы были странности характера Фёдорова. А может быть, он понимал, что идеи его будут восприняты публикой как фантастические. Собранные и изданные вместе работы издатели назвали «Философией общего дела». Первый том этого сводного труда вышел в 1906 году, второй — в 1913-м.

Да, человек — смертен. Николай Фёдорович Фёдоров бросил вызов этой трагической несправедливости природы, обесценивающей саму жизнь человека и в то же время придающей особую ценность каждому мгновению. Так, приговорённый к смертной казни, лихорадочно старается не упустить ускользающий, зыбкий мираж времени. Человек должен победить своею главного врага — смерть!

философ Николай Фёдоров

К.Э. Циолковский 1930 год

Вот основная идея проекта «Философия общего дела-, которому Фёдоров посвятил более 50 лет жизни. «Мысль, что через нас, через разумные существа, природа (…) воссоздаст всё разрушенное и разрушаемое по её же слепоте», не давала покоя философу.

Во главу своего учения мыслитель поставил историческую вину молодых поколений перед старшими. Идея парадоксальна, но в основе своей неотразима. «Дети» возникают на питательном материале «родителей», они приходят в этот мир на место уходящих старших поколений. По Фёдорову, дети уничтожают старшее поколение и в фигуральном смысле, и в буквальном, то есть занимаются каннибализмом, поедая своих предков, захороненных в земле, обогащённой плотью бесчисленных поколений, давших таким образом жизнь новым плодам, урожаям, животным.

Итак, наш главный враг — чудовищные, несправедливые законы уничтожения всего живого, когда предыдущее становится питательной средой для последующего. Это несовершенство природы порождает и жуткие законы, правящие людьми: «Борьба и преступления становятся необходимыми принадлежностями общества, в коем жить вместе невыносимо, а жить врозь невозможно» (статья «Записка от неучёных к учёным…»).

Трагическое противоречие жизни можно преодолеть, дав возможность жить не только молодым, но и старшим, а так же -уже умершим?! Вот здесь мы подошли к самой главной и самой спорной идее Фёдорова. Несомненно, что эта идея заимствована им из представлений христианства о воскрешении. Однако в христианстве модель воскрешения мёртвых поколений людей реализуется по воле Божьей в результате неведомого людям Страшного суда и второго пришествия Иисуса Христа на Землю.

философ Николай Фёдоров

Фёдоров же объявляет о буквальной, в материалистическом смысле, возможности возвращения (оживления) умерших предков путём некоего сбора атомов, что станет подвластным будущей науке (в этом Фёдоров не сомневался!). Распавшиеся атомы каждого человека, с помощью некоторых физических и химических процессов, вновь собираются и в будущем могут быть возрождены в конкретную плоть человека.

Как ни дико звучала эта мысль Фёдорова в начале XX века, сегодня она находит научное подтверждение. Если предположить, что человек, как и всё в природе, есть матрица, организующая материю, составляющую плоть, то теоретически не представляется безнадёжным когда-либо осуществлять такой «сбор» материи, располагая информационными мафицами тех или иных людей.

Информационно-волновая матрица, как сегодня установлено, находится в генном аппарате клетки живых существ. В этом смысле, располагая даже одной клеткой, возможно повторить человека или любое другое живое существо. Именно этим занята в настоящее время определённая част ь биологов, осуществившая успешное клонирование особей живых существ (пока опыты шли на овцах, но есть сообщения и об опытах на людях), то есть получение их точных копий.

Для этого достаточно располагать одной клеткой (кожи, волоса и т. д.) даже умершей особи. Клонирование открыло перспективу получения «повторений» давно ушедших людей, но споткнулось о невидимый «камень» души.

Вперёд — в космические миры!

философ Николай Фёдоров

Фёдоров и Достоевский

Предположим на секунду, что идея оживления «отцов» осуществима именно в том смысле, как писал Фёдоров. Но даже на уровне фантастики, то есть решая чисто мыслительную задачу. Фёдоров не мог не задуматься: куда девать весь этот сонм оживших людей? Их будут миллиарды. А ведь философ понимал, что Земля уже перенаселена, её ресурсы ограничены…

И тут у мыслителя родилась совершенно здравая и гениальная мысль о возможности заселения космического пространства душами оживших людей. Символически, он так нарисовал нам космическое будущее человечества: «День желанный, от века чаемый, необъятного неба ликование, тогда только наступит, когда земля, тьмы поколений поглотившая, небесною сыновнею любовью и знанием движимая и управляемая, станет возвращать ею поглощённых и населять ими небесные, ныне бездушные, холодно и как бы печально, на час смотрящие звёздные миры».

К. Э. Циолковский разовьёт эти идеи столь блестяще, что от них уже до реальной космонавтики — рукой подать. Но смысл этих размышлений Фёдорова о космосе вовсе не в полётах в космическое пространство. (О полётах на ракетах он и не писал.) Их смысл — в придании человечеству неограниченных пространственных и временных возможностей за счёт овладения космосом.

Голос пророка становится вещим, по-библейски громовым, когда он приступает к описанию своего удивительного проекта регуляции… самим движением небесных тел! Свою идею он называет вполне обыденно: «новой архитектурой».

Это прорыв в понимании Вселенной, роли человека в ней. Если птолемеевская система мира трактовала солнечную семью планет и другие, видимые нами на небе небесные тела, как находящиеся на твёрдом своде, который обращается вокруг Земли. А «Коперниканская архитектура» космоса заставила Землю, наряду с другими планетами, ходить вокруг Солнца, то система мира Фёдорова ломает и эту, последнюю ложную мировоззренческую концепцию.

философ Николай Фёдоров

Небесная механика во времена Птолемея

После Коперника, казалось, ничего не может быть истинней и научней, следовательно, незыблемей его гелиоцентрической идеи. Почему? Потому, что относительно гелиоцентрической системы мира человек является как бы пассивным наблюдателем. А ведь он может быть активным: может управлять мирами! Это уже — идея Фёдорова.

Итак, человек конструктор миров, строитель звёздного храма, творец космического движения небесных тел… Когда мы сегодня наблюдаем пируэты рукотворных космических объектов — орбитальных станций, например, — это понятно, но «хороводы» пока недоступных для человека небесных тел?! Фантастика? Ничуть не бывало!

Отец американской водородной бомбы Эдвард Теллер для защиты от падения на Землю крупного небесного тела предлагал использовать термоядерный заряд, в тысячи раз превосходящий мощность уже испытанных на Земле. Он доставляется к небесному телу, угрожающему нашей планете, с помощью ракетных систем.

Подрыв заряда недалеко от ядра кометы, если угроза исходит от кометы, исказит её симметрию и заставит изменить траекторию полёта за счёт возникновения искусственно вызванного реактивного эффекта: под давлением солнечных лучей из пробоины кометы начнут односторонне истекать газы. А расстрел астероида атомными снарядами, если будет астероидная угроза, разрушит его или, в крайнем случае, сдвинет с орбиты, что и исключит лобовое столкновение с Землёй.

Вот, пожалуй, первое, хоть и грубое, но конкретное, воплощение идей Фёдорова по управлению небесными телами…

философ Николай Фёдоров

Николай Коперник

В перспективе, уже обсуждаемые в литературе, будут реализованы проекты доставки астероидов и небольших планет к месту строительства будущих эфирных станций и поселений (то есть расположенных уже не на околоземных орбитах, а в далёком космосе) для получения строительного материала и ряда химических компонентов. Так, небольшие планеты необходимы будут, например, как источник для получения водорода и кислорода. Это уже научно-практическое направление, совершенно неизбежное в XXI веке.

Согласимся, что и то и другое есть уже предвозвестие новой движущейся «космической архитектуры», первые кирпичи в «звёздный храм» Фёдорова. Так фантастические идеи и проекты русского мыслителя обретают реальную плоть и кровь в деятельности человечества, уже начавшего путь своей космической эволюции…

Конец сиротства

«Сиротское» состояние человечества, по Фёдорову, объясняется его зависимым положением от слепых сил природы и космоса. А необходимо, чтобы слепая сила управлялась разумом. Это сделает человека обладателем всей Вселенной. Для всех людей откроется «ширь, высь и глубь необъятная, но не подавляющая, не ужасающая, а способная удовлетворить безграничное желание, жизнь беспредельную, которая так пугает нынешнее истощённое, болезненно буддиствующее поколение, — считал мыслитель.

Актуально звучит и заманчиво!.. Век пролетел, а «истощённое, болезненно буддиствующее поколение» будто клонировано и пребывает ныне. Не побороли мы и грехи общества, вытекающие, как считал Фёдоров, из предощущения скоротечности жизни: войну, вражду, ненависть, разрушение семей, измены, обман, вытеснение сильными слабых, грех, блуд, убийства.

философ Николай Фёдоров

Помни о смерти и наслаждайся, пока живёшь, -разве не этой идее следует большинство людей?! Отсюда же хищническое разрушение самих основ бытия ради прогресса, то есть ради увеличения комфорта жизни, которым сейчас одержимо общество потребления, включая и наше отечественное, самоедское…

Прогресс в таком качестве знал и последствия его предугадывал наш мыслитель. Предупреждал: «Прогресс есть именно та форма жизни, при которой человеческий род может вкусить наибольшую сумму страданий, стремясь достигнуть наибольшей суммы наслаждений». Уже тогда видел он истинную цену тех «прогрессивных» идей, за которые ухватилось энергичное меньшинство человечества (не более 5-10%), образом своей жизни сделавшее погоню за непрерывным наслаждением и радостями бытия.

Цена их — ещё большие страдания для подавляющего большинства человечества, бесконечные войны, конфликты, распри, борьба цивилизаций. Это прекрасно демонстрирует начавшийся XXI век, который и дальше будет пронизан этим ядом. Нет, по Фёдорову жить надо иначе!

Н. Ф. Фёдоров поставил вопрос о бесконечном существовании человечества и об индивидуальном личном бессмертии и долгожительстве человека в чисто физическом и материалистическом плане. Учёный предсказал космическое будущее человечества, что блестяще подтвердилось — прошло всего лишь полвека после выхода в свет его «Философии общего дела». И ныне, в космосе на орбите Земли постоянно находится кто-либо из землян, в будущем их будут тысячи.

философ Николай Фёдоров

Бюст перед библиотекой в Боровске

Управление природой и в перспективе — регуляция небесными телами, несмотря на свою головокружительность и фантастичность, может быть, окажется именно той идеей, которая будет реализована раньше всего.

Так кто же он, Николай Фёдорович Фёдоров: пророк или юродивый, учёный или мечтатель, гений или сумасшедший? Незаконнорожденный, рано осиротевший, он и пёкся-то больше всего о «сиротском» человечестве, одиноком в холодном космосе… О человеке, способном воссоздать себя по образу и подобию Бога.

 
 

Тэги: русская философия 19-го века, философ Николай Фёдоров

 

Недавние записи в рубрике История