Планы М.М. Сперанского и их воплощение

М.М. Сперанский в более ранние годы был, как известно, приверженцем либеральных взглядов на устройство государства. Превыше всего он ставил закон, которому, по его мнению, должны были подчиняться все в равной степени. Следовательно, в основу государственности он ставил конституцию. Наверное, его идеал было республиканское государство, но ему было суждено родиться в России, где речь, если речь и могла идти о каких-то преобразованиях, то только в рамках сохранения монархии.

М.М. Сперанский прекрасно понимал это и попытался подать Александру I такой проект реформы, в котором под соусом либерализации монархической власти, по сути, реальная власть монарха сводилась к нулю. Кто знает, как бы стала развиваться история России, если бы Сперанскому удалось бы реализовать свой проект?

Михаил Сперанский

Сперанский на памятнике Тысячелетия России в Новгороде

Устройство государственной власти

«Государь, соединяющий в особе своей все роды сил, единый законодатель, судия и исполнитель своих законов» Но управление государством, по мнению М.М. Сперанского, слишком сложна для единоличного правления. Следовательно, государю требуются разные системы управления «к разным началам принадлежащие и никакой между собой вещественной связи не имеющие». Это Совет, Сенат, Комитет и министры. Все эти учреждения зависят от императора, и ни одно из них не является законодательным.

Власть государя неограниченная, но приводится в действие установленным порядком и формами. Способ управления, по Сперанскому, должен обладать следующими свойствами:

1)Он должен быть основан на самодержавной конституции государства;

2)Он должен сохранить и усилить народное мнение;

3)Он должен содержать разные установления, которые бы укрепляли самодержавную власть.

Следовательно, отсюда можно выделить два основных элемента государства, которое строит в своих «Планах» Сперанский:

1)Свобода каждого человека ( «Каким образом можно основать монархическое управление, [если] половина населения находится в совершенном рабстве?»);

2)Наличие государственного закона, то есть Конституции, и Уложения, которое регламентировало бы сношение управляющих органов между собой и императором. Согласно Уложению, должен был быть введен принцип разделения властей.

Сенат делился на Сенат Законодательный и Сенат Исполнительный. В ведении Сената Законодательного было постановление, усовершенствование и исполнение законов и Уложения. Постановление происходит лишь под контролем государя.

Михаил Сперанский

Когда возникает потребность в принятии закона (например, запрос из Сената Судебного о беспрецедентном случае), Сенат Законодательный постановляет закон, который посылается на утверждение царю. Чем-то напоминает отношения ГосДумы и президента в большинстве современных демократических государств.

Сенат Исполнительный в свою очередь делился на две палаты: судебную и управления.

В обязанности судебной палаты входило рассмотрение всех дел по апелляции и жалобам на губернские суды, которые делились по роду деятельности на гражданские, рассматривающие преступления против личности и на уголовные, рассматривающие преступления против общества.

В поле зрения палаты управления были предметы, которые принадлежат к разным департаментам министерства. Часть этой палаты составляли министры. Отношения между этой палатой и министерством регламентируется уставом.

В особой ситуации С. Судебный и С. Законодательный соединяются и образуют Верховный суд, который уполномочен не только решить дело, но и постановить новый закон.

Так же С. Законодательный соединяются с С. Управляющим (он же управляющая палата) в Верховное правительство, обладающее теми же правами, что и Верховный суд.

Примечательно, что когда речь идет о Верховном суде и Верховном правительстве, то роль императора в решении экстренного вопроса или принятии закона умалчивается, что дает возможность предположить, что император не подписывал решений и не одобрял решений и законов, принимаемых В.С. и В.П. Более того, складывается впечатление, что его одобрение не нужно вовсе.

Так же для правильного функционирования государству нужны определенные установления:

1)открытие всем свободным состояниям (т.е. свободным людям) права собственности на земли;

2)учреждение состояния свободных земледельцев;

3)устройство министерств с ответственностью;

4)взять лифляндское положение, как пример и опыт ограничения повинности крестьян.

 

Политическая и гражданская свобода. Сословное деление по Сперанскому

Михаил Сперанский

Политическую свободу Сперанский связывал с недвижимостью. «Имеющий недвижимость или капитал более способен заботиться о доброте нравов». Следовательно, не все слои общества могут иметь политические свободы.

Права гражданские: безопасность лица и имущества имеет два вида: свобода личная и свобода вещественная.

Свобода личная:

1)никто без суда не может быть наказан;

2)никто не обязан отправлять личную службу иначе, как по закону, а не по произволу другого.

Следовательно, отсюда можно сделать вывод, что Сперанский планировал равенство всех перед законом.

Свобода вещественная:

1)всякий может располагать своей собственностью по своей воле, но в рамках общего закона. Без суда собственность не отчуждается;

2)никто не обязан отправлять вещественные службы (подати или оброк), иначе, как по закону или по условию, но не по чьему-либо произволу.

Равенство получается у Сперанского довольно таки условным, так как на высшие чины государственной службы могли поступать только люди, имевшие специальное образование. Крестьяне не могли попросту себе этого позволить.

 

Михаил СперанскийСперанский разделяет население России на три незамкнутых класса:

1) Не имеет ни политических, ни гражданских свобод – это крепостные крестьяне или как их называет Сперанский – «народ рабочий». Позже получает гражданские свободы;

2) Имеет гражданскую свободу, но не имеет политических прав. Это купцы, мещане и государственные крестьяне. «Люди среднего состояния».

3) Владеют всеми правами. Дворянство.

М.М. Сперанский упоминает о том, что единственно одни дворяне могут владеть населенной землей, но непонятно тогда как это можно связать с равноправием, равенством всех перед законом, ведь если есть понятие населенной земли, значит, есть категория, которая ее населяет, но по проекту Сперанского получается, что крепостное право ликвидируется. Видимо, это один из многих противоречивых моментов в Планах Сперанского.

 

Более поздние поправки в государственном устройстве и административное устройство государства

Михаил Сперанский

В более позднем варианте, М.М.Сперанский представляет нам более совершенную картину государственного разделения властей, сопряженную с административным делением.

В системе государственного управления появляется сословно-представительный орган- ГосДума. Она, вкупе с Государственным Советом и государем, осуществляет функцию законодательной власти. Меняется сам порядок принятия закона.

Инициатива исходит от государя и Государственного Совета. Причем, при той формулировке, которую использует Сперанский не понятно, кто именно имеет приоритет в проявлении инициативы. Он пишет, что «императору нет пользы отлагать предложение закона полезного и предлагать закон вредный».

Скорее всего здесь будет правильнее сказать, что законодательной инициативой обладает Государственный Совет, лишь возглавляемый императором. После того, как законодательный акт принимался в ГосСовете, он посылался в ГосДуму, где дорабатывался и затем посылался на подпись к государю. Если что-то шло не так, то государь мог отсрочить заседания ГосДумы до следующего года или же вообще распустить всех ее членов и начать новые выборы.

Министерство имело четыре департамента: департамент законов, военный, гражданский и экономии. Министры были членами ГосСовета.

Сенат превратился в высший судебный орган. Он состоял из четырех департаментов: два гражданских и два уголовных. Члены его утверждались государем.

Михаил Сперанский

Административное деление происходило на пять областей. Далее шли губернии, округи, волости и станы. Сперанский очень подробно рассматривает местные административные органы. Их будет проще рассмотреть отдельно по роду деятельности.

Первое с чего хотелось бы начать- это ГосДума. Выборы в ГосДуму начинались с волостного уровня. Раз в 3 года собиралась Волостная Дума. Она выбирала членов волостного управления. Далее шла Окружная Дума, куда люди набирались из волостных дум. Она также решала вопросы назначения членов окружного совета и суда. Далее – Губная Дума. Тоже выбирала членов губернского совета и суда. Из нее лежал прямой путь в Государственную Думу.

Волостной суд разбирал:

1)гражданские дела;

2)маловажные полицейские проступки.

Окружной суд делился на два отделения: гражданский и уголовный. В окружном суде нет судьи, но есть председатель, присяжные(их избирали депутаты окружной думы) и охранник формы проведения суда.

Губернский суд. Его председатели избирали министра Юстиции. Далее шел Сенат. Он делился на четыре департамента: 2 уголовных и 2 гражданских. Члены Сената утверждались государем.

Как мы видим проекты Сперанского имели сугубо ограничительный характер для монархии и не могли вызвать одобрения императора. Почти все они были отвергнуты Александром I, и лишь не многая часть из них была реализована и то немного в другом виде, нежели они планировались изначально.

3 апреля 1809г выходит указ о придворных званиях. Его суть заключалась в том, что запрещено было производить в 5 и 8 класс служащих, не имеющих свидетельства об окончании курса в одном из Российских университетов. Таким образом была попытка решить проблему кадров, потому что, Сперанский прежде всего в ней видел одну из основных проблем несовершенства Русского государства.

1 января 1810г. открыт Государственный Совет. Установлен твердый порядок законодательства:

1)Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления.

2)Он один их рассматривает

3)Ни один рассмотренный им закон не предается исполнению без утверждения верховной власти.

В Совете председательствовал сам царь, он же назначал членов Совета. Вся инициатива исходила от него, Совет же был законно-совещательным, а не законодательным органом.

В июне 1811г. был преобразован Сенат. Он был разделен на Сенат правительствующий, состоящий из министерств и выполняющий функцию исполнительной власти и Сенат судебный.

 
 

Тэги: Михаил Сперанский, Отечественная история

 

Недавние записи в рубрике История