Пётр Могила - православный патриарх Речи Посполитой

Сигизмунд III Ваза, король Польский (1587-1632). В Польше его называли Зигмундом, а в русифицированном варианте — Жигимонтом или Жикогмонтом, причём все эти варианты использовались в официальных документах Великого княжества Литовского и русинских земель польской короны.

Пётр Могила

Представитель шведской королевской династии, он был ревностным католиком; во время его правления Речь Посполитая достигла расцвета, но навсегда утратила веротерпимость, а с ней и внутреннюю стабильность. Менее чем через два века это привело к полному исчезновению Государства Польского с карты Европы.

Речь Посполитая.

Польско-литовское государство XVI-XVIII вв. имело официальное название Rzecz Pospolita. Это выражение было калькой с латинского res publica, буквально означавшего «общее дело». Изначально в силу своего геополитического положения Речь Посполитая была многонациональной и многоконфессиональной, так что толерантность общества к иноверцам была достаточно высокой.

Пётр Могила

В основе общественного сознания лежали гражданские и политические ценности — право голоса в сейме и право подданства. Свобода вероисповедания и неприкосновенность местных традиций долгое время способствовала расширению границ как Польши, так и Литвы, хотя и объединившихся в 1569 году в единое государство, но сохранивших два политических центра, два парламента, две армии и даже разные денежные единицы.

В эпоху наивысшего расцвета Речь Посполитая была самым большим государством Европы. Знакомство с латынью и античной литературой открывало даровитым школярам из высшего общества дорогу в сейм — сенат Речи Посполитой (правда, в начале XVII ст. квота православных там была сведена к минимуму), а православная самоидентификация Могилы делала его частью культурного мира греко-византийской традиции.

Годы, когда Пётр Могила возглавлял Киевскую митрополию (1632-47), были для многих временем надежд.

Итак, Пётр Могила — молдаванин по рождению, русин по воспитанию, поляк по образованию, грек по исповеданию. Вот тот калейдоскоп культурных приоритетов, определивших деятельность великого реформатора образования на Украине, и не только в её пределах.

Годы, когда Пётр Могила возглавлял Киевскую митрополию (1632-47), были для многих временем надежд. Глубокие перемены, произошедшие благодаря энтузиазму Могилы и его сподвижников, обещали православным подданным Речи Посполитой большое будущее.

Пётр Могила

Однако, именно во второй половине XVII ст., в эпоху своего наивысшего расцвета, это государство оказалось на грани коллапса (забегая вперёд, скажем — за относительно недолгий срок могучая держава распалась, а ещё через столетие попросту исчезла с карты Европы (1772-95).

Правительство и общество Речи Посполитой оказались застигнуты врасплох Реформацией, потрясшей Европу в середине XVI ст. Тридентский католический собор (1564) предоставил Ордену иезуитов особые права на борьбу с протестантскими проявлениями, нарушавшими конфессиональную монополию Ватикана.

Пётр Могила

В сферу активности иезуитов входили и русинские земли Речи Посполитой — Волынь, Русское воеводство (бывшее Галицкое княжество), Литва (в данном случае — большая часть современной Беларуси) и Киевщина. Передовым отрядом Контрреформации стали иезуиты.

Для выполнения поставленной задачи они создали по всей Европе сеть начальных и средних школ — коллегий и академий, обеспечивавших юным шляхтичам и мещанам прекрасное католическое, «латинское» образование. Полный курс в иезуитском коллегиуме открывал абитуриентам двери светских и духовных канцелярий, а также ведущих европейских университетов.

Пётр Могила

Киево-Могилянская акадения

Поскольку при поступлении вероисповедание, как правило, не учитывалось, представители протестантских и православных шляхетских семей считали престижным предоставить своим отпрыскам образование в коллегиумах — в интересах, разумеется, их последующей светской карьеры.

 
 

Тэги: история европы, Пётр Могила, православный патриарх Речи Посполитой

 

Недавние записи в рубрике История