Первая в России железная дорога

177 лет назад дороги в России были очень плохими. Перевозка грузов по ним отнимала много времени и требовала больших накладных расходов. Так, например, пуд хлеба, который продавался в Саратове за 98 копеек, дойдя в Ревель, непременно вырастал в цене до целых 4 рублей 23 копеек.

Только по этой причине, при виде быстрого развития железных дорог в Англии и Америке, кружились головы у торговцев, именно это сулило купечеству крупные барыши и быстрый оборот капитала.

Первая в России железная дорога

Н. Самокиш. Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге,
1837

За постройку первой железной ветки (дороги) в России взялся австрийский инженер  Франц Герстнер, уже выстроивший у себя на родине железнодорожный путь между Лидсом и Будвейсом в Богемии.

Добившись аудиенции у Николая I, Герстнер привел доводы об экономической пользе железных дорог и подробно остановился на их стратегическом значении.

По утверждениям Герстнера, по железной дороге можно будет немедленно перевезти до 5 тысяч человек пехотных полков и 500 человек кавалерии вместе с артиллерией, лошадьми и обозом.

Сославшись на опыт Англии, он поведал царю, что английское правительство во время волнений населения в Ирландии, смогло в течение двух часов перебросить войска, находившиеся в Лондоне — в Манчестер для их дальнейшего следования в Дублин.

Мысль о возможности использования железной дороги для военных и усмирительных целей очень понравилась Николаю I, и он создал специальный комитет для рассмотрения герстнеровского проекта.

На первом же заседании польза железных дорог была признана безоговорочно, и комитет потребовал у Герстнера подробных объяснений: сколько будет стоить дорога, какой она сможет принести доход, есть ли нужные для постройки капиталы и т. д.

Точных данных Герстнер представить не мог, а потому переговоры затянулись. Устав от ожидания, Герстнером было предложено построить для пробы железную дорогу, связывавшую Петербург с Царским селом. Нужные для этого деньги он обещал достать на петербургской бирже. Наконец, предложение было принято, и Герстнер немедленно организовал для постройки дороги акционерную кампанию.

После долгой переписки заказы на рельсы и подвижной состав были переданы ряду английских и бельгийских заводов и законтрактованы нужные для работы техника и иностранные специалисты.

В 1836 году, 1 мая на строительстве железной дороги были начаты первые земляные работы. К строительству дороги привлекли 3900 человек: 2500 крестьян крепостных и 1400 солдат. Заказанные в далекой Англии рельсы, прибыли на стройку без опоздания, и к половине сентября дорога была уже готова.

1836 году, 27 сентября толпы народа стекались к деревянному «пассажирскому дому» на Семеновском плацу, чтобы посмотреть первую пробу новой железной дороги. Сначала по рельсам пустили несколько вагонов, запряженных лошадьми, и предложили желающим прокатиться.

Как писала газета «Северная пчела», скорость лошадиной тяги не могла, конечно, превысить быстроту обычного лошадиного бега. Но, по утверждению прессы, достойным внимания является то, что всего две лошади смогли везти во всю прыть вагон с 60-ю пассажирами в нем, весивших больше 200 пудов.

К всеобщему удивлению, движение по железной дороге оказалось ровным и приятным. Одобрения публики были всеобщими. Далее, в газете следовали выражения, прославлявшие господина Герстнера, и высказана особая честь покровителям его предприятия.

Первая в России железная дорогаНаконец, из Англии получены были и паровозы. Каждому из них присвоили свое имя — «Богатырь», «Стрела», «Проворный», «Слон», «Лев», «Орел».

Паровозы снабжались специальными приспособлениями, скалывающими примерзший к колесам лед и производящими очистку путей. В целях безопасности, для предупреждения людей о приближении поезда, на каждом паровозе возле дымовой трубы был установлен орган, ручку которого, на ходу поезда крутил один из кондукторов.

Согласно правилам, изданным тогдашним железнодорожным начальством, вагонные кондуктора должны иметь барабаны и сильные трубы для аккомпанирования музыкальным пьесам, которые исполнялись на органе.

В 1836 году, 6 ноября по рельсам впервые двинулся паровоз с двумя вагонами. На следующий день после этого знаменательного события, в очередном номере газеты «Северная пчела», писалось, что невозможно изобразить и передать всей величественности сего грозного исполина, двинувшегося вперед и дышавшего пламенем, кипящими брызгами и дымом. Стоявшие по разным сторонам дороги многочисленные зрители, изумлялись при виде такого величественного, легкого и притом скорого движения машины.

Далее, в газете выражалась надежда, что сия первая на территории страны железная дорога, должна привести к повсеместному распространению сего способа сообщения, который государству нашему принесет несметные выгоды.

Через несколько дней опыт паровозного движения был повторен в значительно большем масштабе. Пущенный поезд состоял уже из большего количества вагонов: в нем было 8 вагонов, и вез он 256 пассажиров.

Это была самая первая железная ветка (дорога) в России. С нее началось бурное развитие на просторах России железных дорог, особенно  в ее европейской части.

 
 

Тэги: История транспорта, первая железная дорога в России

 

Недавние записи в рубрике История