Национальная портретная галерея

к 400-летию династии Романовых.

В рамках исторического события 400-летия рода Романовых, в Москве в 2012 году с огромным успехом прошла выставка«Национальная портретная галерея» в Государственном историческом музее. В XIX-XX вв. в истории русского искусства выставки портретов состоялись: в 1868 году «Московская выставка портретов XVII-XVIII веков», в 1870 году «Историческая выставка портретов лиц XVI-XVIII веков». В 1902 году «Выставка русской портретной живописи за 150 лет» [1700-1850], в 1905 году – знаменитая «Таврическая выставка», и в 1912 экспозиция «Ломоносов и Елизаветинское время». Русское искусство за рубежом представляла «Выставка русского искусства в Париже» и в Берлине в 1906 году. Благодаря этим историческим экспозициям портретной живописи и каталогам живописи, созданным к выставкам, к ХХ веку обозначилась «Национальная портретная галерея».

Портрет как «жанр» появился в России только в конце XVII века. До того на Руси писали лики святых – иконы. Русская иконопись непревзойденная высота в истории мирового искусства. Отечественное искусство вынужденно приобщалось к европейской художественной традиции. «Функции обучения отечественных мастеров выполняли живописные команды, существовавшие при «Оружейной палате» в Москве и «Оружейной канцелярии» и «Канцелярии от строений» в С-Петербурге. Закономерным завершением сложения системы профессионального художественного образования явилось создание в 1757 году Императорской «Академии трёх знатнейших художеств»1, живописи, скульптуры и архитектуры.

%d0%9c%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bb %d0%a4%d1%91%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87 galleria mini%d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%b9 %d0%9c%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b9%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87 galleria mini%d0%9f%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b0%d1%80%d1%85 %d0%9d%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bd galleria mini%d0%9f%d1%91%d1%82%d1%80 %d0%9f%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9 galleria mini%d0%95%d0%ba%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d0%92%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%d1%8f galleria mini%d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d0%bb %d0%9f%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9 galleria mini%d0%9c%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%8f %d0%a4%d1%91%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80 %d0%9f%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9 galleria mini%d0%9d%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%b9 %d0%9f%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9 galleria mini%d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0 %d0%a4%d1%91%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80 %d0%92%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b9 galleria mini%d0%98%d0%b2%d0%b0%d0%bd %d0%9a%d1%83%d0%bb%d0%b8%d0%b1%d0%b8%d0%bd galleria mini%d0%9c%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b9%d0%bb%d0%be %d0%9b%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b2 galleria mini%d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80 %d0%93%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2 galleria mini%d0%92%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%b9 %d0%9a%d0%bb%d1%8e%d1%87%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d0%98%d0%bb%d1%8c%d1%8f %d0%a0%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d0%bd galleria mini%d0%90%d0%bd%d1%82%d0%be%d0%bd %d0%a7%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b2 galleria mini%d0%92%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%b9 %d0%96%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d0%9d%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%b9 %d0%92%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b9 galleria mini%d0%98%d0%bc%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%86%d0%b0 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0 %d0%a4%d1%91%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%95%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b0 %d0%a4%d1%91%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%93%d0%be%d1%81%d1%83%d0%b4%d0%b0%d1%80%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9 %d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9 galleria mini

Представлен на исторической выставке в Государственном историческом музее в Москве (ГИМ) портрет родоначальника новой династии из бояр Романовых, — царя Михаила Фёдоровича (1596-1645), 21 февраля 1613 года в шестнадцатилетнем возрасте избранного на русский престол. До того в России была смута, и если бы не зов Минина и кн. Пожарского по всем весям Земля Русской, Земский Собор по выбору государя из рода Романовых бы не состоялся. Почти всё царствование Михаила Фёдоровича прошло в упорной борьбе с внешними врагами, покушавшимися на целостность ослабленного смутой государства Московии. 12 июня 1645 года после болезни Михаил Фёдорович скончался и на царство вступил 16-летний сын Алексей Михайлович Романов (1629-1676). Красивые по живописному строю портреты царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича композиционно продолжают традиции русской иконы.

Старший сын Михаила Фёдоровича, государь Алексей Михайлович Романов, «самодержавно царствовал и управлял Московией» с 1645 по 1676 годы. «За свою исключительную доброту и глубокую отзывчивость к несчастью и страданию людей, второй царь из Дома Романовых еще при жизни вполне заслуженно получил прозвание «тишайшего царя»2. Алексей Михайлович был инициатором церковной реформы проводимой в его царствование патриархом Никоном. Патриарх Никон на портрете изображён в головном уборе высших церковных сановников «митре» пурпурного цвета и церковном облачении. Непомерное честолюбие патриарха Никона и его притязания на светскую власть привели к конфликту с царём, закончившееся низложением патриарха Никона. Царь Алексей Михайлович Романов от второго брака с Наталией Кирилловной Нарышкиной имел сына Петра Алексеевича – будущего императора Петра I, родившегося в 1672 году и правящего Россией с 1682 по 1725 годы.

«Портрет 1702 г. из Государственного исторического музея написан неизвестным мастером в Архангельске и экспонируется впервые». Пётр I родился 30 мая 1672 года, он был четырнадцатым ребёнком царя Алексея Михайловича, был талантлив и образован. Почти не бывая в Москве, молодой царь закладывал новый российский флот и создавал сухопутные войска, которые уже «потеряли свой потешный характер и имели серьёзное военно-учебное значение». В 1691 году Пётр заложил первый русский военный корабль в Переяславле. В 1794 году, после смерти матери, 22-летним юношей, Петр в сопровождении свиты из 400 человек выехал в Архангельск.

«Во время продолжающегося путешествия туда, он придумал, существующий до настоящего времени трёхцветный флаг для будущего русского флота»3. На портрете в ГИМ Пётр изображён в рост облачённым в латы с эффектно развивающимся красным плащом «порфиром» за спиной. Соблюдены все правилами репрезентативного парадного изображения «императора-героя». Символы любимых занятий императора Петра I, путешествий и военных походов живописец XVII рисует на его портрете.

В 1701 году в Москве Петром I была открыта Навигацкая школа, с 1700 при Петре I велась длительная (1700-1721) Северная война со Швецией, главной целью которой было выход России к Балтике. Из сподвижников Петра на выставке рядом с портретом Петра представлены портреты А.Д.Меншикова и Я.Ф.Долгорукова.

Одним из самых торжественных изображений среди портретов русских государей, представленных на выставке, является портрет императрицы Екатерины II, написанный Ф.С.Рокотовым. Этот огромный портрет императрицы, — величественное изображение в императорской мантии, отороченной горностаем, с орденской лентой на платье и символами власти: короной, скипетром, державой. Императрица Екатерина родилась 29 апреля 1729 года. В 14 лет она прибыла в Россию невестой Петра Фёдоровича Романова. В 1745 году состоялось её бракосочетание с Петром III. На десятом году супружества родился сын Павел.

Император Павел I (1754-1801) представлен камерным портретом кисти Ж.Л. Вуаля, такой тип портрета был любим самим императором. Император родился 7 октября 1754 года и вызвал всеобщее ликование и радость империи «так как он продолжал Династию, которой за отсутствием мужеского потомства, грозило пресечение». 6 ноября 1796 года Павел I вступил на всероссийский престол, после смерти матери Екатерины II. За своё недолгое 4-летнее царствование высокообразованный император сделал много добрых и успешных преобразований в России. Его супруга, императрица Мария Фёдоровна (1759-1828) представлена на выставке в ГИМ своим портретом кисти Иоганна Баптиста Лампи 1795 года из ГРМ. Лампи-старший был блестящим портретистом.

Демонстрирующийся на выставке портрет императора Александра (1777-1825) – небольшой. Он является авторским повторением портрета Джорджа Доу из знаменитой «Военной галереи» Зимнего дворца в С-Петербурге. Это самое популярное и цитируемое изображение императора Александра. Счастливый случай нашел Доу: ему заказал портрет начальник главного штаба русской армии П. М. Волконский и, пораженный невиданной быстротой и блеском исполнения, представил художника императору Александру I. Весной 1818 года он приехал в Петербург.

В первый год им было исполнено около 80 портретов по 1000 рублей ассигнациями, каждый за 2—3 сеанса. Вскоре для расширения «дела» Дж.Доу выписал из Англии зятя, младшего брата, гравера Т. Райта и устроил мастерскую, где изготовлялись на продажу портреты генералов и важных особ. Организация производства была строго налажена: Доу писал только самых влиятельных военачальников с натуры, для наиболее обозримых двух нижних рядов галереи; русские мастера снимали копии в размере с портретов лиц или уже умерших, или, по разным причинам, не имевших возможности и желания приехать в столицу для позирования.

Кроме того, А.Поляков и В.А.Голике делали многие копии портретов, написанных Доу для продажи. Несмотря на невиданные темпы десятилетней работы, к открытию галереи (в 1828 году) не были исполнены 106 портретов. Это, впрочем, не помешало триумфу художника, ставшего членом Флорентийской, Дрезденской, Стокгольмской и Парижской академий. <…> Осенняя выставка 1827 года в Академии, где Джордж Доу выставил 150 портретов, оказалась последним его триумфом. Бедственное положение его русских помощников (за год они получали столько же, сколько сам Доу за один портрет), эксплуатация их труда дошли до сведения общественности. Доу пришлось уехать из России. А фантастическая история его безудержной погони за богатством закончилась прозаически: на следующий год он умер, оставив после себя миллион рублей золотом»4.

После смерти императора Александра, художнику были заказаны семь портретов «в рост блаженной памяти государя императора Александра Павловича», и 10 декабря 1826 года художник получил за них 7000 рублей.5

Дизайн выставки исторических портретов в ГИМ создаёт эффект нахождения в «Военной галерее» героев войны 1812 года в Зимнем дворце в С-Петербурге. Конный портрет императора Николая, правившего в России (1825-1855) и получившего всестороннее образование, один из самых красивых изображений государя Николая I. Император Николай был исключительным военным. Он родился 3 июня 1796 года и был третьим сыном императора Павла. При его рождении, благодаря огромной природной силе бабка Екатерина II предрекла ему царствование, «несмотря на то, что у него два старших брата»6. Супруга Николая I императрица Александра Фёдоровна (1798-1860) на портрете кисти Франца Крюгера изображена в расшитом изумрудами «русском платье» и кокошнике, украшенным самоцветами. В руках императрицы изображён букетик любимых синих васильков.

Портрет императора Александра II (1818-1881) находится в экспозиции среди многочисленных лиц дворянского и купеческого сословия XVIII-XX вв.: изобретателя И.П.Кулибина, ученого М.В.Ломоносова. дипломата А.М.Горчакова, историка В.О.Ключевского, художника И.Е.Репина, писателя А.П.Чехова, и других исторических деятелей. Государь Александр II родился 17 апреля 1818 года и воспитывался выдающимся педагогом того времени В.А.Жуковским. После злодейского цареубийства Александра II в 1881 году на всероссийский престол вступил его старший сын, император Александр III (1845-1894). Значение России в его царствование поднялось на недосягаемую высоту. «Самый русский царь» представлен в «Национальной галерее» одним из лучших скульптурных мраморных портретов скульптора Э.Брага 1881 года и живописным портретом кисти И.А.Тюрина: «Портрет Великого князя Александра Александровича», цесаревича и наследника престола(1865 г.)

В коллекции Государственного исторического музея есть свои шедевры, к которым по праву можно отнести большой «Портрет императора Николая II» (1868-1918), работы И.Е.Репина и портрет супруги, императрицы Александры Фёдоровны (1872-1918) выполненный художником А.В.Маковским в 1914 году. Император Николай II, старший сын Александра III, родился 6 мая 1868 года. Портрет кисти Репина, написан к коронации, императора Николая II, которая проходила в Москве в 1896 году. Россия в царствование Николая II стала самой передовой и технологически развитой страной в мире. Царская семья было примером супружеской любви и верности для подданных Российской империи. После зверского злодеяния большевиков, убийства царской семьи, свершённого в Екатеринбурге 4 июля 1918 года, император Николай II c супругой, детьми и слугами канонизирован в 2000 году Русской Православной церковью, как «Святые царственные мученики».

Портрет родной сестры императрицы Александры Фёдоровны, великой княгини и царственной мученицы Елизаветы Фёдоровны (1864-1918), работы художника Ф.И.Рерберга впервые демонстрируется зрителям музейной выставки. 5 июля 1918 года Елизавета Фёдоровна была мученически убита в Алапаевске под Екатеринбургом. По словам кураторов, организованной 2012 году, выставки «Национальной портретной галереи» в залах Государственного исторического музея в Москве представлено: «84 портрета из собрания ГИМ, 8 портретов из собрания ГТГ и 8 портретов из ГРМ».

1 Г.Н. Голдовский Русская живопись. Россия-Франция. Век Просвещения: Русско-французские культурные связи в XVIII столетии. Ленинград,-1987.- с. 118-121.

2 Алексей Михайлович. Трёхсотлетие Дома Романовых 1613-1913.- с.,1992, 320 с., илл., с.28.

3 Пётр I Великий. Трёхсотлетие Дома Романовых 1613-1913. с. 112.

4 Художественный календарь 100 памятных дат. Ежегодное иллюстрированное издание. Сост. А.Сарабьянов и др. М., 1981.-319с.илл.

5 РГИА ф.472,оп.1258 /893,1826г. ед.хр.50,л.1.

6 Николай I Павлович. Трёхсотлетие Дома Романовых. – с.267.

 
 

Тэги: 400 лет дому Романовых, русская портретная живопись

 

Недавние записи в рубрике Выставки