Музей Отечественной войны 1812 года

К 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года 6 сентября 2012 года, Государственный исторический музей в здании Императорского арсенала на Красной площади в Москве открыл МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА.

%d0%b7%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d1%8f galleria miniImg 7064 galleria miniImg 7074 galleria miniImg 7086 galleria mini%d0%9a%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b8%d0%bd%d1%8b galleria mini%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d1%83%d0%b7%d1%8b galleria mini%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b8 galleria mini%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8%d1%86%d0%b8%d1%8f galleria mini%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%82 %d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d1%8f galleria mini%d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9 %d0%b2%d0%be%d0%b9%d0%bd%d1%8b 1812 %d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0 galleria miniOsipov kartina s galleria miniOsipov krovat s galleria miniOsipov sablya s galleria mini%d0%be%d1%80%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%b2%d0%be%d0%b9%d0%bd%d0%b0 1812 galleria mini

История бытования этого грандиозного музея складывалась непросто. В 1912 году, когда в России праздновалось столетие в победе над армией Наполеона для всего населения планировалось открытие «Музея войны 1812 года», но здание Арсенала было не достроено, т.е. несмотря на столетний юбилей, объявленный сбор средств для музея и собранную колоссальную коллекцию, для широкой публики этот музей в честь победы в войне 1812 года не был открыт.

На территории Храма Христа спасителя и в Потешном дворце Московского Кремля дважды в неделю до 1914 года посетителей знакомили с музейными фондами насчитывающими более 5 тыс. экспонатов. В здании Императорского исторического музея на Красной площади в 1912 году была открыта историческая выставка из нескольких залов о победе в войне 1812 года, востребованная у публики, которую в 1912-1914 гг. посетили 42 тысячи человек.

Многочисленные и уникальные экспонаты: исторические реликвии, униформа, военная амуниция и заграничные трофеи, архивные материалы, картины и бытовые коллекции тщательно сохранялись в государственных хранилищах до 1930х гг., когда вместе с собранием Военно-исторического музея были переданы Государственному историческому музею. Государственный исторический музей оказался переполнен реликвиями, хранившимися в запасниках музея т.к. в залах ГИМ и его филиалах экспонаты не могли быть продемонстрированы, и только в 2012 году открылась его новая экспозиция посвященная победе в героической Отечественной войне 1812 года.

Открытию музея предшествовала выставка «1812 год в картинах В.В.Верещагина» показанная в залах ГИМ в марте-мае 2010 года и пользующаяся у зрителей небывалым успехом. Были представлены 18 из 20 картин художника Василия Верещагина, купленных императором Николаем II у художника Василия Верещагина в 1902 году и подаренных императором в дар императорскому историческому «Музею 1812 года».

Художник Василий Верещагин с исторической правдой показывает в своих грандиозных полотнах главные события войны 1812 года. Эти картины Верещагина обрели своё место и вошли в экспозицию нового музея на первом этаже экспозиции Отечественной войны 1812 года. В сентябре-декабре 2010 года, в здании Арсенала из собрания музеев Франции в рамках года России во Франции Государственный исторический музей совместно с музеем Лувр провёл выставку шедевров из французских музеев «Наполеон и Лувр» с уникальными мемориальными вещами Наполеона Бонапарта и членов его семьи. В выставке принимали участие 9 французских музеев, Государственный исторический музей в Москве и другие Государственные музеи и частные собрания.

В новом Государственном музее «Отечественной войны 1812 года» на двух уровнях представлены не только музейные раритеты: иконы, портреты, документы, но и их виртуальные образы, новый музей красив и уникален, современный проект выставочной площадью около полутора тысяч квадратных метров создан по проекту архитектора П.Ю. Андреева. Экспозиция построена по хронологическому принципу.

Экспозицию музея на первом этаже открывает огромное панно художника Г.И.Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», созданное им в 1876 году для северного предела храма Христа Спасителя. После разрушения храма в 1931 году это единственное панно чудом уцелело и хранилось в Московском Донском монастыре. Когда в 1251 году к русскому князю Александру Невскому в Новгород пришли папские делегаты с предложением принять католичество, — ответ благоверного князя Александра Ярославовича был: «Мы знаем истинную веру и церковь от Адама до Христа и от Христа до VII Вселенского собора, содержим то самое учение, которое преподано апостолами и вашего учения принимать не желаем».

Далее во вводной зоне на первом этаже экспозиции рассказывается об отношениях России и Франции: «между миром и войной в 1801-1805 гг». Это были дипломатичные отношения нейтралитета между императором Александром I и Наполеоном, важнейшим событием которых, явилось подписание в Париже в 1801 году мирного договора между Россией и Францией. «Воспитанный под барабаном, наш царь лихим был капитаном», говорил об Александре I А.С.Пушкин.

В музее Отечественной войны 1812 года представлены форма, вооружение и снаряжение русской армии, барабан, мундир штаб-офицера лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавший отцу Александра I, императору Павлу I, который мыслил в своё время объединить усилия с Францией, против общего врага — Англии, но не успел… и был убит заговорщиками. Представлены личные вещи императора Александра I и Наполеона Бонапарта.

К сожалению, политика нейтралитета сошла на нет, т.к.уже в 1803 году при римском понтифике Пие VII Наполеон был помазан на царство. Наполеон Бонапарт в момент коронации лично водрузил корону себе на голову, взяв её из рук понтифика. Так же он сделал и при коронации супруги Жозефины. Эти события изображены на представленных в музее гравюрах Жака Луи Давида «Посвящение императора Наполеона и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804». В мире, в противовес усиления власти Наполеона к 1805 году явилось создание третьей антинаполеоновской коалиции, в которую вошли Россия, Австрия, Англия, Швеция. Все другие основные европейские государства присягнули Наполеону.

В 1805-1807 гг.- начало первой героической, но в результате неудачной для России военной кампании. Россия освободила большую часть Европы, но после подписанного в прусском королевстве 7 июля 1807 года т.н. Тильзитского мирного договора Франция обязала Россию присоединиться к континентальной блокаде Англии. Россия признала завоевания Наполеона в Европе, отдав Польшу, вывел свои войска из Молдавии и Валахии. Договор был позором для России, о котором 12 лет спустя А.С.Пушкин напишет: «Тильзит! При звуке сём обидном, теперь не побледнеет росс…»

В витрине представлена французская «ратифицированная грамота Тильзитского мирного договора 1807 года» со знаком «N» Наполеона в гербовом венке в центре французской грамоты, украшенной по периметру золочёными орденскими знаками орлов. В 1810 году Наполеон, подчинивший себе все европейские государства, стал готовиться к войне с Россией. Россия предстала главным врагом и сильным противником.

10 июня 1812 года французский посол в С-Петербурге вручил управляющему министерством иностранных дел России А.Н.Салтыкову ноту, в которой говорилось, что Франция считает себя в состоянии войны с Россией. Наполеон обратился к воззванию к солдатам своей армии, в котором призывал «положить конец пятидесятилетнему неуместному влиянию России на дела Европы».

Русская армия была измотана войнами в Персии и Турции и после 1805-1807 гг. осталась без союзников Австрии и Пруссии. Вся Европа воевала против России. В экспозиции музея Отечественной войны 1812 года представлены многие предметы и амуниция принадлежавшие офицерам и солдатам Наполеоновской армии: мундиры французские, чешские, польские, итальянские; стволы орудий, медали грамоты и другое.

Среди экспонатов русской армии в Музее войны 1812 года представлены портреты и личные вещи военачальников Российской императорской армии: генералов М.Б.Барклая де Толли, П.И.Багратиона, А.П.Тормасова, генерал-майоров П.А.Тучкова, Я.П.Кульнева, И.П.Мелиссино, генерал-лейтенанта И.Т.Сазонова, генерал-адъютанта А.Д.Балашова. Это генеральские ордена, орденские знаки с брильянтами и хрустальная печать П.И.Багратиона.

Всю войну с 1812 по 1815 гг императора Александра I сопровождала в походе его походная церковь, предметы которой представлены в витрине музея. Это евангелие в сафьяновом переплёте, подаренное старшему и любимому внуку Александру Павловичу бабкой Екатериной II, крест, напрестольное евангелие в золочёном окладе, чаша, дискос, потир, ложица, икона Спаса Вседержителя на убрусе.

6 июля 1812 года император Александр I издал «Манифест» о защите Отечества и создании народного ополчения. Крепостные крестьяне вступали в ряды народного ополчения, офицерские должности занимали отставные офицеры, чиновники и дворяне-добровольцы. Шапки ополченцев украшали кресты с надписью «за веру и царя». Среди мемориальных предметов «ополченцев» знамёна 1 пока Симбирского ополчения и 3 Полтавского казачьего полка. Реликвии: икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» которой митрополит Московский Платон благословил Московское ополчение и «Тихвинская икона Божией матери», с которой дружина С-Петербургского ополчения участвовала в боях.

Военные действия стремительно развивались, уже 6 августа 1812 года российской армией был оставлен Смоленск. Враг приближался к Москве, в XIX веке второму после столицы С-Петербурга городу России. Преследуя врага, Наполеон Бонапарт повёл свою Великую армию на Москву. Предстояло решающее сражение.

По решению Императора Александра I армии стал генерал от инфантерии светлейший князь М.И.Голенищев-Кутузов. В музее 1812 года представлен бюст полководца, георгиевская лента его ордена, личные вещи полководца: икона его небесного покровителя архангела Михаила, награды, подзорная труба, кожаный походный портфель князя, сюртук, фуражка, походные золочёные столовые приборы светлейшего и дорожный самовар.

Место под решающее сражение в 120 км западнее Москвы под селом Бородино было выбрано лично Кутузовым. Продолжительные бои продолжались с 23 августа по 27 августа 1812 года. Большие потери были обоюдны.

«Сквозь дым летучий
французы двинулись как тучи, и всё на наш редут».

Только 26 августа бой продолжался 15 часов.

«Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой,
как наши братья умирали!»
и умереть мы обещали
и клятву верности сдержали
мы в Бородинский бой».1

Кутузов был за сохранение русской армии. По словам участника битвы под Бородино К.Клаузевица: «Победа заключалась не просто в захвате поля сражения, а в физическом и моральном разгроме сил противника».2 В залах музея Отечественной войны 1812 года представлены т.н. ознакомительные простые «афишки» московского губернатора Ф.В.Растопчина, которые губернатор Москвы издавал как приложение к «Московским Ведомостям» для поднятия боевого воинского духа в войсках и для информации москвичей. Ради сохранения российской армии 1 сентября 1812 года главнокомандующим М.И.Голенищевым-Кутузовым было принято решение без боя оставить город Москву. Цветная литография картины художника А.Д. Кившенко «Совет в Филях» представлена в музее.

«Не будь на то Господня б воля, не отдали б Москвы».

Французы с разных сторон обступили Москву и Наполеон ждал вручения ему символических ключей от города. Этого не произошло. Русская армия отступила. В первый же день пребывания Наполеона в Москве начались уничтожающие пожары в Московском Кремле и по всему городу. Горели склады военного имущества, фуража и продовольствия, лабазы, лавки, фабрики, мануфактуры. Из Московского Кремля Наполеон вынужден был бежать в Петровский путевой дворец за город. Три четверти Москвы выгорело. Жители спасались на бульварах и кладбищах. Только после дождика 8 сентября 1812 года Наполеон вернулся в город. Но французы оказались на пепелище.

В Музее Отечественной войны 1812 года в разделе экспозиции «Великая армия в древней столице» представлено много красивых, отличающихся особой декоративностью предметов, принадлежащих французским генералам и лично Наполеону Бонапарту: богато декорированные мундиры, воинская амуниция, жезл маршала Даву, металлическая переносная походная кровать Наполеона с верхом белой кожи, деревянные сани, на которых Наполеон бежал из Москвы. Уже 7 октября 1812 года армия Наполеона вынуждена была отступить из Москвы в направлении Калуги.

Началось изгнание неприятеля из России, о чём в музее рассказывают раздел «Дорога к триумфу. Заграничные походы 1813-1814 гг». Участниками ополчения были поэт В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, С.Н.Глинка, многие знаменитые дворянские фамилии: Демидовы, Салтыковы, Дмитриевы-Мамоновы и другие формировали отряды ополчения за свой счёт. Война принимала партизанский характер.

На портрете художника А. Смирнова крестьянки Смоленской губернии Василисы Кожиной, руководившей партизанским отрядом, Василиса изображена в красивом русском платке, с медалью «за взятие Парижа» на ленте. Прославились имена братьев Давыдовых, Фигнера, Фонвизина, Кудашева, Пренделя и других.

Портреты и личные вещи героев партизанского движения 1812-1814 гг представлены в экспозиции, в частности серебряный напрестольный крест, на обороте которого написано: «Сей животворящий крест был похищен во время нашествия французов в Москву и при прогнании из границ врага был отбит в прусском годе Тильзите С-Петербургского ополчения полковником Алалыкиным 1812 года декабря 2 дня».

В витрине также представлены трубы Сумского гусарского и Орденского кирасирского полков с надписью: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России». В экспозиции представлены шпага московского генерал-губернатора А.А Закревского с надписью «за храбрость», подаренная императором Александром I шпага князя Д.Голицына.

Завершает видовой ряд второго уровня экспозиции серия медалей Ф.П.Толстого, основоположника медальерного искусства в России. Серия была чрезвычайно популярна в XIX веке и известна по многим гипсовым слепкам, здесь, в музее отечественной войны 1812 года, представлены сами медали в количестве 20 единиц с портретом императора Александра I в римских доспехах и надписью: «родомысл девятого на десять века».

После раздела о победной кампании 1814 года во Франции, зрители вновь спускаются на первый этаж. В разделе «Память о войне» представлены на первом уровне экспозиции музея 18 из 20 огромных картин Василия Верещагина из серии «1812 год», написанные художником в 1895-1902 гг. Это грандиозная живописная хроника, рассказывающая о главных событиях Отечественной войны 1812 года.

Сам Василий Верещагин погиб в Порт-Артуре на корабле «Петропавловск» в 1904 году, а его творения остаются навсегда с нами, по его словам: «Наполеон I – без сомнения, самая яркая фигура XIX столетия, а кампания 1812 года – наиболее выдающееся военное событие этого [XIX] века; грандиозность замысла, быстрота событий и важность их последствий невольно приковывают внимание к делам, имевшим влияние на всё XIX столетие».3 Музей Отечественной войны 1812 года открыт в Москве в 2012 году.

1 Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- т.1. М, 1988,719 с., илл. Бородино: с. 154-156.

2 Смирнов А.А. Музей Отечественной войны 1812 года.- М., 2012, 104 с..илл., с.60.

3 Василий Верещагин. «1812 год в картинах В.В.Верещагина» дар императора Николая II Музею 1812 года.- М.,2010, 49 с.,илл. с.2. ГИМ. — Рук. Проекта Т.Г.Игумнова, куратор выставки Н.А.Перевезенцева.

 
 

Тэги: Война 1812 года, музеи Москвы, Музей войны 1812 года

 

Недавние записи в рубрике История