Мавританские сады Испании

Уникальный памятник садово-паркового искусства оставили после себя арабы (в Европе их называли маврами), которые почти семь столетий (VIII-XIII) господствовали на Пиренейском полуострове. Позаимствовав опыт создания ирригационных сооружений в древних Египта и Рима, арабы умело использовали снеготаяния на горных вершинах и создали мощную гидротехническое систему.

Когда-то безводный и пустынный край пришлые народы превратили в богатый и цветущий уголок земли. Напомним, что основанная ими Кордова стала цивилизованным городом тогдашней Европы, а Толедо — центром образования. К сожалению, после изгнания мавров испанские религиозные фанатики разрушили все постройки и сады, сделав снова свой край безводным и пустынным.

Даже скупые материалы, дошедшие до наших дней, дают основание утверждать, что в истории садово-паркового искусства мрачного средневековья наблюдался чрезвычайно светлый промежуток, который можно назвать испано-мавританским стилем.
В основу садово-парковых комплексов резиденций халифов в Гренаде — Альгамбра (и Генералифе (XIII в.) — Положен небольшой дворик (200х1200 м) атриумная-перистильного типа (патио), который представлял собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.

В Альгамбра (площадь 650х200 м) помещения группировались вокруг Двора мирт (площадь 47х33 м) и Двора левов (28-19 м). Двор мирт был окружен стенами домов с легкой аркадой, украшенной богатым орнаментом. В центре, вдоль всей оси двора, протянулся прямоугольный бассейн, обсаженный аккуратно подстриженным миртом. Главным зрительным эффектом было отражение аркады башни в воде бассейна.

мавританские сады испании

Альгамбра, двор львов

 

Двор львов также был окружен стенами и аркадой, его почти квадратная территория пересечена двумя взаимно перпендикулярными каналами. В центре, в месте пересечения каналов, устроен фонтан из двух алебастровых ваз, которые держат на себе 12 черных мраморных львов.

Во Дворе королевы, украшенном фонтаном, по углам стоят четыре кипариса. Самое интересное, что и бассейн, и кипарисы вписаны в чрезвычайно сложный орнамент покрытие двора.

Ансамбль Генералифе (в переводе означает «архитектурный сад») — летняя резиденция халифов, расположенный выше на 100 м от комплекса Альгамбры и представляет собой ряд изолированных садов-патио на террасах. Особенно выделяется двор с каналом длиной 40 м, украшенный двумя рядами фонтанов, тонкие струи которых образуют арочную ажурную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

Основным мотивом садов является вода, которая должна усилить пустынность местного климата и раскрыть художественное богатство созданных с участием воды — стоячей, текучей и струящейся из-под земли — архитектурных композиций. Растительность играет в этих композициях подчиненную роль, но в каждом конкретном случае демонстрируется индивидуальное достоинство каждого растения. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживаются свободно. Стрижка как архитектурный элемент используется редко.

Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигался путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи внешних и внутренних элементов композиции широко используется и сейчас в ландшафтной архитектуре.

Поскольку жаркий климат не давал возможности использовать газон, большая часть территории была вымощенная, образуя из разноцветного камня самые прихотливые узоры. Широко в отделке подпорных стен и рядов используется майолика. Доминирующие цвета — голубой, желтый, зеленый.

Основными чертами испано-мавританского сада были:

простота планирования и индивидуальность решения;
регулярную планировку, обусловлено геометрическим планом патио;
композиционный центр, роль которого часто выполняет бассейн;
вход в сад часто располагался не по центру, а сбоку, что нарушает симметрию, зато обогащает общую картину сада.

 
 

Тэги: европейская архитектура, мавританские сады Испании

 

Недавние записи в рубрике Архитектура