Кукольное волшебство

Все люди, так или иначе, но играют в куклы. Кто-то собирает матрешки, кто-то любит карнавалы и маски, а есть и те, кто просто обожает дергать за веревочки. И потому неслучайно, что один из самых древних видов искусства — это кукольный театр.

Кукольное волшебство

Причем истоком его создания называют религиозные представления, где главную роль играли именно куклы. Не говоря уже о ключевых функциях, которые они выполняют в обрядах различных народов. По подсчетам археологов, первые куклы могли появиться еще 30 тыс. лет назад. Их вырезали из костей мамонта и использовали в ритуалах.

А на территории современной России первые «болванчики» делались из золы, смешанной с водой. На полученный шарик цеплялась юбка и получалось некое женское божество — Баба, которая служила оберегом и передавалась от матери к дочери в день свадьбы.

Кукольное волшебство

Как говорил Сергей Образцов, самый известный кукольник XX века, именно через эти игрушки можно передать со сцены нечто неподвластное актеру-человеку. Он искренне считал, что кукла связывает наш мир с миром более высшим, так сказать, «подлунным».

Кукольное волшебство

В отличие от драматического, театр «живых игрушек» есть в каждой стране мира, и как никакой другой является плацдармом для самых смелых экспериментов. Например, в Лиликанском Королевском Академическом Театре драмы, оперы и балета танцовщик Николай Цискаридзе недавно поставил балет «Смерть Полифема», в котором органично соединил игру марионеток с игрой… собственных ступней.

И это не выглядит крамольным: что взять с куклы? С нее маленький, «не человеческий» спрос. Сам танцор признается, что позволил себе таким образом посмеяться над пафосностью классического балета.

Кукольное волшебство

В Московском театре кукол сейчас полным ходом идут репетиции уникального спектакля для слепых зрителей. В полной мере эту постановку можно назвать новым словом в искусстве, поскольку действие основано не на зрительных, а на вкусовых и осязательных ощущениях, образы будут создаваться создаются при помощью звуков и запахов. Что получится — увидим.

Кукольное волшебство

Важно, что кукольный театр по своей сути является в первую очередь театром формы. Более того, игровой марионеткой может стать любой подручный материал: завернул бревно в одеяло — вот тебе и младенец, повязал платок на веник — получилась баба. В своих фантазиях художники-кукольники постоянно творят чудеса, оживляя неживое.

Поистине волшебники живут среди нас. Убедитесь в этом, посетив любое представление в любом театре марионеток.

 
 

Тэги: история театра, Кукольное волшебство

 

Недавние записи в рубрике История