Кое-что о масках

Возникновение масок в России неразрывно связано с масленицей, с тем временем, когда «бесовские игрища», против которых когда-то гремели наши духовные блюстители нравственности при первых московских царях, достигают своего наивысшего напряжения. Но тут никак не обойтись без аналогий, потому что у нас масленица, а в Западной Европе – карнавал.

И у нас, и там, картина народных развлечений в это время, по своей сути, совершенно одинакова. Карнавал – время переодеваний, настоящее царство масок и маскарада. Но маска появилась в человеческом мире гораздо раньше, чем зародился карнавал.

%d0%90%d0%bd%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%90%d0%bd%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b8 galleria mini%d0%92%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d0%b4%d0%b0%d0%bc%d0%b0 galleria mini%d0%92%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%94%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%94%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b8 galleria mini%d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0 %d0%91%d0%b0%d1%83%d1%82%d0%b0 galleria mini%d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0 %d0%94%d0%be%d0%ba%d1%82%d0%be%d1%80 %d0%a7%d1%83%d0%bc%d0%b0 galleria mini%d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0 %d0%9c%d0%be%d1%80%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%b0 galleria mini%d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0 %d0%b1%d0%be%d0%b6%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0 galleria mini%d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b8 %d0%92%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d0%b0 galleria mini%d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b8 %d0%b8%d0%b7 %d0%ae%d0%b3%d0%be %d0%92%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9 %d0%90%d0%b7%d0%b8%d0%b8 galleria mini%d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0 %d0%b2 %d0%93%d1%80%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b8 galleria mini%d0%9c%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8%d1%86%d0%b8%d1%8f %d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%ba galleria mini%d0%a0%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0 galleria mini%d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b8 %d0%b8%d0%b7 %d1%81%d0%ba%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b0 2 %d0%bf%d0%be%d0%b4 %d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b9 %d0%a2%d0%b5%d0%bf%d1%81%d0%b5%d0%b9. %d0%9f%d1%80%d0%b0%d0%b2%d1%8b%d0%b9 %d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b3 %d0%95%d0%bd%d0%b8%d1%81%d0%b5%d1%8f galleria mini

Маска, вероятно, так же стара, как и сама человеческая культура. По толкованию А. Н. Афанасьева, автора известной книги «Поэтические воззрения восточных славян на окружающую природу», маска появилась на свет божий сразу же за возникновением более-менее отчётливого понятия о сущности превращений, в частности — об оборотнях.

Первобытный человек, стремясь понять и истолковать все явления окружающей его природы, видел в них игру высших сил. Он мало помалу оформил эти силы и создал из них своих богов и демонов. Изучая самые выдающиеся из этих явлений природы, сильнее других действовавшие на его воображение, а именно – грозы и бури.

Первобытный человек со всей своей непосредственностью прямо видел и слышал в них своих богов. Гром и рев бури был для него их голосом, а тучи и облака в их разнообразнейших очертаниях – их внешней формой. Он, как ему представлялось, воочию видел превращения своих богов, произвольную смену их внешних форм. Божество на его глазах принимало вид волка, коровы, пса, козла, птицы, колесницы с конями, и так далее и тому подобное.

Мы видим, что таким образом эта неограниченная способность превращения в глазах первобытного человека явилась одним из главных свойств божества, атрибутом его сверхъестественного могущества. Впоследствии, появились исключительно одаренные люди, которые овладели тайной входить с богами в непосредственные сношения. Это были жрецы, кудесники, колдуны.

И народ веровал в то, что эти люди обладают божественным свойством менять свою форму, превращаться во что им только вздумается.

Это верование отразилось даже на языке. Так, в Новгороде слово «кудеса», первоначально обозначавшее волшебство, колдовство, впоследствии приняло значение маскарада, переодевания. «Кудес» — значит замаскированный человек; «кудеситься» — значит маскироваться.

Итак, маскирование может быть с того и началось, что первые люди, которые объявили себя посредниками между людьми и высшими силами, уверили остальных, что боги одарили их своей способностью превращений. А для того, чтобы наглядно показать это людям, они для исполнения своих религиозных обрядов, посредством которых входили в сношение с высшими силами, придумывали себе особый туалет – одежду, украшения, разные символические снаряды, а в том числе – и маски.

Таким образом, легко можно принять тот факт, что маска появилась на свете как принадлежность религиозного культа, и только впоследствии, мало помалу, превратилась в простую принадлежность увеселительного переодевания.

Если всё это так, то нам приходится включить маску в число очень существенных статей в истории человеческой культуры. Между тем, археологи и этнографы очень долгое время оставляли маску почти в полном пренебрежении, не занимались ею, её сущностью и историей.

Только в начале прошлого века, маска начала привлекать к себе внимание ученых, которое со временем стало быстро возрастать. В настоящее время, в мире не существует ни одного этнографического музея, который не обладал бы более или менее полной коллекцией масок.

При первом же исследовании пришлось убедиться в чрезвычайной распространённости масок во все времена и у всех народов, причём, почти неизменно обнаруживается твердый факт, на который мы уже указали выше, а именно, что маска возникла на почве исключительно религиозной обрядности.

Мы и до сих пор у множества не до конца цивилизованных или вовсе не цивилизованных народов (да, такие имеются ещё и сегодня) находим маску, как принадлежность именно религиозного культа. Таково значение маски у многих племён, например, на островах Тихого океана, у американских индейцев, у множества азиатских и африканских племён. Одна из самых обычных религиозных обрядностей у дикарей – пляска – почти всегда совершается при полном или частичном маскараде.

Впоследствии, роль маски много раз видоизменялась, хотя всё время оставалась в пределах культа. Её, например, употребляли как погребальную принадлежность – это в особенности широко применялось у древних народов – сначала у египтян, затем у греков, римлян. Такие же погребальные маски найдены и у нас в Сибири, например в Минусинском крае.

У греков и римлян маски нашли себе применение в древнейшие времена как принадлежность театрального костюма. Актер изображал собой бога, героя, замечательное историческое лицо. Ему надо было совершенно определённо отвести внимание зрителя от своей собственной личности, дать ему иллюзию Юпитера, Геркулеса, Венеры и так далее и тому подобное. И вот он скрывал своё лицо под маской, которой художник в меру своего умения придавал черты представляемого персонажа.

Иллюзию дополняли обычные атрибуты изображаемой персоны. Для того чтобы голос актёра раздавался громче, отверстие в маске напротив его рта снабжалось специальной металлической втулкой, которой придавался вид раструба. Отсюда, быть может, и пошло слово «персона». По латыни personare значит звучать, раздаваться, именно поэтому римляне называли маску persona.

Мало помалу, в обиходе европейского человечества, маска утрачивала своё первоначальное религиозно-культурное значение, а оставалась в употреблении только как пережиток глубокой старины, как обычай, который люди исполняют, совсем не занимаясь ни его значением, ни его происхождением. В театре маска удерживалась очень долгое время.

Она осталась в Италии от времён классических и постепенно укоренилась в итальянских театрах. С течением времени создались и твёрдо установились театрально-маскарадные типы, например арлекина и коломбины. Итальянский арлекин перебрался потом во Францию и там переродился в полишинеля.

Маска во время карнавалов, насколько известно, была введена в употребление венецианцами в средние века – от них её переняла вся Италия, а из Италии она проникла во Францию и другие соседние страны. В конце средних веков маска вошла во всеобщее употребление по всему югу Европы. Она сделалась необходимой принадлежностью уже не только карнавальных, но и вообще всяких народных праздников.

В особенности она проникла в высшие слои общества. У французской аристократии маска стала такой же необходимой туалетной принадлежностью, как, например, веер или перчатки. При дворе французских королей маскарады и костюмированные балы сделались обычным видом увеселений.

В число бессознательных пережитков древности надо поставить то исключительное уважение, с которым до сих пор относятся к маске. Это станет совершенно понятно, если припомнить, какую важную роль играла маска в первобытные времена. Человек под маской изображал собой божество, демона и вообще существо высшее.

Маска давала ему необычайные полномочия, и человек под маской являлся существом неприкосновенным. Это значение и осталось за маской в позднейшее время и даже в наши дни. Сорвать насильно маску – одна из величайших и непростительных дерзостей.

С другой стороны, о былом значении маски свидетельствует и та почти безграничная свобода слова, которая обычаем предоставляется замаскированному лицу. Можно сказать, что для маски закон не писан. Во Франции во время придворных балов в старое время, например при Людовике XIV, никто не смел приглашать на танцы дам из королевской семьи, когда бал был не маскированный.

Однако во время маскарада такая вольность нередко допускалась, и самые гордые и надменные особы королевской крови не решались ответить отказом первому встречному, неизвестному человеку под маской, который бы вздумал их пригласить на танец.

Чрезвычайное распространение маски породило, как и следовало ожидать, чрезвычайные злоупотребления этим предметом, или лучше сказать – под её покровом и защитой. Маскированные искатели приключений начали творить несказанные безобразия: похищения, кражи, грабежи, убийства. Так было везде, где привилась маска, в особенности в Италии, Испании и Франции (вспомним незабываемые подвиги знаменитого Зорро в испанской Калифорнии).

Во Франции крепче объединившееся и более просвещённое правительство решило даже вступить в борьбу с этими безобразиями и начало законодательным путём понемногу ограничивать употребление маски. Наконец настало и такое время (хотя и ненадолго), хотя во Франции маска была запрещена совсем. Это запрещение стали соблюдать с неумолимой лютостью; так, однажды, при Франциске Первом, двое каких-то забавников из простонародья, заявившиеся на улицу в масках, были арестованы, судимы и казнены.

Итак, мы прекрасно видим, что маска в самые разные периоды истории выполняла самые разные задачи. В Древней Греции она великолепно передавала ежесекундно меняющиеся настроения античных актёров, в Древнем Риме была непременным спутником пантомима, а на Востоке перевоплощала в злых и добрых духов всяких колдунов, когда требовалось – изгоняла злые силы.

Практическое применение маски нашло себя в Африке, где она являлась святыней, и кроме воплощения жизненной силы народа обучала любознательную молодёжь не только танцам и пению, но и всякого рода ремеслам. На Руси она испокон веков веселила народ, а в Западной Европе принимала самое активное участие в церковных драмах и театральных комедиях.

Маска со всеми своими заданиями справилась чересчур отлично. Жива ли сегодня маска и нужна ли она нам? Ну конечно, и жива, и нужна. А нужна ли она будет нам завтра?

 
 

Тэги: история вещей, происхождение маски

 

Недавние записи в рубрике История