Китайский фарфор

Опять пошел ливень. Трудившийся в поле с зари крестьянин Шень Нун был даже рад ему. Можно немного отдохнуть. Ему туго приходилось, одному кормить жену и детей. Нужно было много работать, ухаживая за посадками риса. Ливень быстро кончился, и Шень Нун, подхватив мотыгу, зашагал к своей пашне.

Китайский фарфорЧто–то светлое на черной земле привлекло его внимание. Шень Нун наклонился и поднял комок совершенно белой глины. В этом месте, называемом Гаолин, такая часто попадалась. Он помял ее в руке. Глина была очень мягкая, совсем без песка. Сильные пальцы крестьянина еще раз пробежались по глине. Слепить человечка, — подумал он, — пусть маленький сынишка дома побалуется.

Домой он вернулся поздно, когда маленький сын уже спал. А на утро малыш получил подарок – белого человечка. Он не расставался с ним ни на секунду. Целый день бегал с этой новой игрушкой. И, о — несчастье, обронил человечка в костер, сколько же было горьких слез. Вечером Шень Нун , чтобы как-то утешить малыша, разгреб угли остывающего костра и нашел человечка.

Надо же, тот не только не растрескался, а стал прочным, как камушек. А ведь так можно и чашки слепить, — подумал Шень Нун и пошел рассказать обо всем жене. И они решили сделать из этой глины посуду. Вот так и появился первый китайский фарфор. Это – легенда, а настоящая история фарфора насчитывает века.

Изделия из белой глины появились более 3-х тысяч лет тому назад. Настоящий тонкий фарфор научились делать к 6-7 веку. Далее каждая эпоха могла похвастаться своими достижениями в области искусства производства фарфора. Фарфор династии Сун (10-12 века) производства мастерских Дэхуа и Лунцюань по ценности и изяществу соперничал с золотом и нефритом.

Китайский фарфорФарфор Дэхуа покрывался белой глазурью, рисунок был рельефный, либо наносился гравировкой. Фарфор мастерской Лунцюань покрывался нежно голубой или светло зеленой глазурью. Очень известен синий фарфор Цинцы. Его с удовольствием покупали в странах Восточной Азии и арабских странах. Говорили, что он подобен нефриту, а звук, который издавало изделие из такого материала, был подобен звуку, издаваемому музыкальным инструментом.

Всем известны китайские фарфоровые вазы и сосуды с синей росписью. Этот стиль получил развитие в 15 веке. Затем последовал период упадка, который произошел как в политике, так и в экономике Китая, что не могло не сказаться и на производстве фарфора.

Новым периодом расцвета в производстве фарфора стал 18 век. Изменяется тематика росписей фарфора. Сцены с участием людей становятся излюбленными мотивами. Это и мифологические сюжеты, исторические и придворные сцены. Очень много фарфора в это время вывозится европейцами, и на их потребу появляются росписи на фарфоре на религиозные библейские сюжеты.

Сейчас фарфор производят при очень высокой температуре в 1350°С. Только с этой температурой каолиновая глина приобретает свой неповторимые качества, становясь стекловидной, просвечивающей и водонепроницаемой. А мастера росписи придадут каждому изделию особый национальный китайский колорит.

 
 

Тэги: история фарфора, Китайский фарфор

 

Недавние записи в рубрике История