Искусство Войны

Искусство ВойныОсобое стремление к гармонии, желание понять ход и закономерности жизненных путей всегда были уникальной чертой восточной культуры. Даже война представлялась восточными мудрецами как неизбежное столкновение сил, имеющее свою гармонию и ведущее в конечном итоге к благу. Средоточием военной философии стала уникальная в своем роде работа китайского полководца Сунь – Цзы — «Искусство Войны».

В течение более чем 2 тысяч лет многие выдающиеся военные лидеры считали своим долгом следовать заповедям этого произведения. Что же служит секретом актуальности данной книги?

Живший в VI-V веках до н.э. Сунь – Цзы прославился как непревзойденный полководец. Опыт, накопленный им в период военных кампаний, послужил основой для создания «Искусства войны». Важнее всего то, что в этом произведении рассматриваются не конкретные приёмы ведения войны, а показывается сама её философия. Таким образом, она универсальна для любого времени, любых войск и любого полководца. Более того, положения этой книги используются не только в военном деле: она нашла применение в экономике, ведении бизнеса и юриспруденции.

Книга разделена на 13 глав, каждая и которых отражает определенный этап военных действий. Анализ этих глав позволяет выделить 5 основных направлений, которым командир должен уделить наибольшее внимание:
Дао (кит. 道, буквально — путь) — гармония и согласие правителя с его народом. Если гармония достигнута и люди понимают, что война необходима для блага государства, правитель может смело начинать военные действия, полностью уверенный в поддержке народа. В то же время разумный правитель не станет ей пренебрегать: долгие военные действия без результата истощают ресурсы и терпение людей, что ведет к поражению.

Небо – время года и знак зодиака, под которым начинается война. Не во все времена года военная кампания, даже проведенная при прочих равных условиях, будет успешна. И это связано не только с сезоном — холодом, жарой, паводком и т.д: в разные времена года люди проявляют разную предрасположенность к военным походам, которая при этом всегда уникальна для каждого отдельного народа. Правильный выбор начала кампании уже является немалым залогом её успеха.

Земля – местность, на которой происходят военные действия. Это та территория, по которой будут продвигаться и примут бой войска. Заброшенная и бедная ресурсами земля будет угнетать войска и вселит в них сомнение в цели похода, в то время как приветливые и богатые земли на пути воинов воодушевят их лучше любой речи, а так же облегчит снабжение армии.

Искусство ВойныВ Сражении же правильно выбранная местность заметно сгладит недостаток численности или подготовки армии. Умение выбрать благоприятную территорию для себя и ввести противника во враждебную местность составляют часть полководческого гения.

Закон – порядок, установленный в армии. Под определение закона попадает ежедневное расписание и распорядок снабжения в условиях похода и боевое построение и дисциплина в сражении. Задачей командира становится установление жесткого распорядка дня, не дающего солдатам времени на безделье, но в то же время достаточно разграниченного и обеспечивающего отдых, а так же периодичности поставок оружия и провизии. Последнее основывается как на использовании преимуществ территории, так и на не менее жесткой, чем в регулярных частях, дисциплине во вспомогательных войсках, обеспечивающих нормальное действие армии.

Полководец. Все перечисленные выше направления не смогут помочь армии ни в какой мере, если её командир не в состоянии ими воспользоваться. Поэтому путь мудрого полководца начинается, прежде всего, с собственной личности. Наиболее талантливыми считались те полководцы, которые прошли весь путь от простого солдата до командующего армией.

Хотя история знает примеры, когда высокородные полководцы получали право командования и достигали военных успехов, правитель редко положится на предполагаемый талант высокородного полководца в ущерб опыту и знанию армейских порядков безродного, но опытного и уверенного в себе и своих собратьях по оружию ветерана.

Искусство ВойныКлассическими и обязательными чертами полководца в восточной философии являются строгость к солдатам, которая, тем не менее, не переходит рамки жесткости и безразличия к ним: он относится к подчиненным как к собственным сыновьям, но обязан в свою очередь добиться от них почтения к себе, как к отцу;

Умение ясно поставить цель перед армией и определить пути её достижения; Сдержанность в принятии решений: любое действие командира должно быть направлено на достижение цели похода наименьшей кровью своих и вражеских сил, что является уверенным путём к достижению победы.

В то же время не меньше ценилась хитрость и умение ослабить врага путем уловок, запутывания и смятения, выраженные знаменитом афоризме «Война-путь обмана».

Сформировав эти 5 направлений, Сунь Цзы определил критерии победы и поражения:
«Поэтому, измеряя с помощью расчетов, ища подлинную природу, спроси: Кто из правителей обладает Дао? Кто из полководцев обладает наибольшими способностями? Кто обрел [преимущества] Неба и Земли? Чьи законы и приказы выполняются более тщательно? Чьи войска сильнее? Чьи командиры и воины лучше обучены? Чьи награды и наказания понятнее? Из этого я узнаю победу и поражение!» (Искусство войны. Гл.1)

 
 

Тэги: восточная культура, Искусство Войны

 

Недавние записи в рубрике История