Искусство GALLE

Творчество 1870-1890гг.

Emille Galle: Эмиль Галле – выдающийся французский художник эпохи модерна. В 1870-1871 гг. он вошел в объединение художников нового стиля «Ар-Нуво»: «L’Art Njuveau». Это был союз, основанный на патриотических идеях франко-прусской войны во французской Лотарингии. Возглавил творческий Союз художников Эмиль Галле. Родившийся в семье владельца художественной мастерской по изготовлению арт-стекла, зеркал, мебели и столового серебра Шарля Галле-Рейнемера. Эмиль Галле унаследовал бизнес своего отца, предприятие, находившиеся в Сен-Клемане, близ родного города Нанси. Мастерская отца Галле, занималась изготовлением и росписью стекла и керамики с XVIII века. Закончив лицей в 1864 году в Нанси, Эмиль Галле в 1865-1866 гг. продолжил своё образование в Веймаре, в училище Архитектуры и художественной промышленности.

%d0%ad%d0%bc%d0%b8%d0%bb%d1%8c %d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 2 galleria mini%d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 %d0%b2%d0%b0%d0%b7%d0%b0 %d1%81 %d0%b4%d1%80%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bc galleria mini%d0%ad%d0%bc%d0%b8%d0%bb%d1%8c %d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 galleria mini%d0%b2%d0%b0%d0%b7%d1%8b %d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 37 39 galleria mini%d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 %d0%b8 %d0%94%d0%be%d0%bc %d0%b2 %d0%a6%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd%d0%be galleria mini%d0%b2%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 galleria mini%d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 %d0%b2%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%ba%d0%b8 1914 galleria mini%d0%b2%d0%b0%d0%b7%d0%b0 %d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 52 galleria mini%d0%b2%d0%b0%d0%b7%d0%b0 %d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 14 galleria mini%d0%b2%d0%b0%d0%b7%d0%b0 %d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b5 15 galleria mini2 %d0%b2%d0%b0%d0%b7%d1%8b 1890 %d0%b5 galleria mini

В 1866 году, Эмиль Галле, продолжая дело отца и его художественной мастерской, начал поиски своего пути. Он поступил волонтёром на предприятие «Бургун и Шверер и К» в Майзентале [Burgun, Schverer &Co, Verreries de Meisenthal / Moselle], основанном в 1811, где приобрёл специальное образование по художественной обработке стекла. Стеклу в мире уже более четырёх тысяч лет, но Эмиль Галле впервые во Франции стал работать с т.н. «прессованным стеклом». «Раскалённую массу отпрыскивают захватным приспособлением от руки в форму и, пользуясь металлической (ранее деревянной) болванкой, придают стеклу под давлением нужную форму. Прессованное стекло достаточно крепкостенное. <…> Эмиль Галле в своём производстве использовал многослойное прессованное стекло, отталкиваясь от древне-китайской традиции многослойного стекла, в частности от китайских табакерок».1

Освоив в совершенстве новую технику художественной обработки стекла, Эмиль Галле приступил к его производству. Во французской мастерской отца в Сен-Клемане занимались зеркалами, фаянсом и керамикой, работа с цветным прессованным стеклом была ноу-хау для всей Европы конца XIX века. В совершенстве изучив процесс художественной обработки стекла, спрессовывая от двух до пяти слоёв разных оттенков в одном предмете, Эмиль Галле приступил, как художник, к реализации своих богатых творческих идей. По эскизам Галле на фабрике в Майзентале с 1860 по 1894 гг. небольшими сериями выпускались эксклюзивные вазы, абажуры, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства, создавшие славу художника E. Galle.

Cтекло с маркой «E.GALLE» появилось на Всемирной художественной выставке в Париже 1878 года. Галле завоевал авторитет, умея соединять смелые дизайнерские новации с образными принципами символизма. Произведения E.Galle отличались непревзойдённой красотой стиля модерн. Все они стали маркироваться персональным клеймом «E.Galle», поскольку имели своё ярко выраженное отличие и снискали большую популярность у покупателей.

В 1884 году Эмиль Галле заключил соглашение с предприятием «Бургун и Шверер и К» в Майзентале [Burgun, Schverer &Co, Verreries de Meisenthal / Moselle], на производство изделий по его уникальным эскизам, которые художественно доводились вручную в его мастерской в Нанси. Это не афишированное соглашение действовало до 1894 года, когда Эмиль Галле приобрёл стекольное предприятие в родном городе Нанси, на улице Ла Гаренн, на котором стали производиться его уникальные стеклянные шедевры.

Фабрика «Galle» в Нанси имела три подразделения:

1. Серийная продукция маэстро Galle (индустриальная).
2. «Demi-rich»- средняя рука, малосерийная продукция Galle (полуроскошная).
3. «Pieces unigwes» эксклюзивная единичная продукция «Grand Genre» (сделанная самим Галле).

Эмиль Галле оказался на пике славы в 1900 году, когда на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже продукция Galle завоевала «Гран при» и золотую медаль выставки. Художник Эмиль Галле получил звание Командора Ордена Почётного легиона.

Многослойное цветное стекло Эмиля Галле — феномен, в котором техника и материал неразделимы в проявлении образа, созданного художником. В произведениях E.Galle растительные мотивы не превращаются в скучный орнамент, а создают «пластику формы», придают изделию необходимый конкретный объём. Его гений созвучен со стилем модерн, по словам историка искусств Д.Б. Сарабьянова: «Модерн же как стиль был желаемым, вожделенным, наконец – изобретённым»2, также как и изобретённые стеклянные вазы E.Galle.

Эмиль Галле в своём творчестве, соединяя различные тенденции и новаторские технологии обработки и декорирования стекла, породил принципиально новое: «искусство GALLE». Новаторским были стиль, материалы, создаваемые образы. «Его рюмки и вазы приобрели формы, уподобленные растительным. Они словно выделялись самостоятельной способностью расти, развиваться, обретать новые и новые черты, подвергаться причудливым метаморфозам. Такие же возможности получают под руками Галле керамические изделия и предметы мебели. Показательно, что керамикой в то время интересовались не только специалисты-прикладники, но и живописцы».3

Этапы роста.

Ранее творчество Галле часто называют «прозрачным периодом»: бокалы, графины, флаконы для духов, маленькие вазы. В Майзентале художник из Сен-Клемена работает с прозрачным бесцветным, либо со стеклом, обладающим лёгким оттенком топаза: «Вероятно под впечатлением от работ парижского художника старшего поколения Э.Руссо (1827-1890) <…> Галле добивается в своём стекле оттенка топаза и называет его «стекло лунного света».4

В 1870-1880гг. Эмиль Галле был увлечён матовой живописью, которой декорировалось прозрачное бесцветное, либо стекло «лунного света». Многослойное стекло состояло из нескольких (чаще из трёх) слоев разного цвета, дающих разные оттенки. На поверхность, тонкой кисточкой, наносилась сепия, как основа рисунка, на сепию накладывалась цветная эмаль (густая или полупрозрачная) с последующим обжигом на малом огне. Каждый цвет отжигался отдельно. Контур сепии иногда сохранялся, как элемент росписи и подчёркивался золотом. В этот же период использовались люстрированные краски, роспись золотом, гравировка колесом и кислотное травление.

Произведения Эмиля Галле были покрыты стилизованными растительными орнаментами. В рисунках Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов, насекомых. Это был период безграничной любви художника к французской природе.

Лотарингия и северо-восточная Франция, где родился Эмиль Галле, отличалась менее пышной растительностью, чем южные районы Франции. Любимым мотивом Лотарингии был цветок чертополоха — символ несгибаемости и выносливости, который часто используется в вазах Galle.
В юношеские годы обучения Э.Галле особую любовь проявлял к ботанике, минералогии, философии. Прованс и скромная природа Лотарингии, были предметом поклонения художника, найдя свои идеи воплощения и интерпретации в многочисленных художественных образах его произведений.

Часто в вазах Galle используется зонтичный цветок омбеллы (борщевика), цветок мелкой лотарингской дикой орхидеи, цветы левкои, гортензии, лилии, вьюна, листья чёрной смородины и клёна, мотивы вечнозеленой сосны-пинии (ветви и шишки) и другие восточные мотивы и характерные растения стиля «Ар-Нуво».

Занимаясь дизайном производства эксклюзивной мебели, Эмиль Галле украшал её вставками из перламутра, жемчуга, панциря черепахи, отделочных камней, других натуральных материалов. Это была рокайльная мебель небольших размеров и изысканных форм. Использовалась техника «маркетри» — наборного дерева разных пород. Свои произведения, иногда, Эмиль Галле создавал под впечатлением от стихов любимых поэтов Шарля Бодлера, Франсуа Виньона, Стефана Малларме, Поля Верлена. Во всех произведениях Галле чувствуется влияние восточного искусства, откуда и пришло в Европу художественное стекло.

Выставка в Москве.

Антикварный Восточно-Европейский Дом в Москве в 2013 году в Большом дворце Московского музея-заповедника «Царицыно» организовал выставку художественных произведений Эмиля Галле, представленных на фото: «Эмиль Галле. Стеклянная рапсодия», 2013 год, Москва.

Всего на выставке 76 предметов1890-1920 гг. создания, это уникальные вазы, бокалы, сервизы, светильники из прозрачного (раннего периода) и цветного многослойного стекла традиционных дымчатых, кобальтовых, охристых, опаловых, зелёных, лиловых и других оттенков.

Представлены вазы разных форм, традиционных для эпохи модерна: высоких, низких, ваз в «форме капли», вытянутых с цилиндрическим горлом, в том числе популярных на рубеже XIX-XX вв. формы «солифлёр»: «solifljre». Для одного цветка.

На иллюстрации (№ 14) изображена высокая ваза работы художника Эмиля Галле, 1900-1902 года создания, типичной для E.Galle вытянутой формы, с широким туловом и высоким горлом, характерной для японских ваз фирмы «Арита». «Высотой 64,5, диаметр 22 см. Стекловидной формы с завершённая в виде чаши; с флоральным декором крупной ветки левкоев. Франция. Лотарингия. Нанси; стекло многослойное, глушенное опаловое; многоплановая гравировка кислотой (La gravure a L’acide), гравировка колесом (La gravide a la roué), матирование, шлифовка, полировка.
Художественная обработка, характерной для Галле вазы, осуществлена в технике «камео» с применением плавиковой кислоты. Метод послойного травления, который часто называли «гравировка кислотой», позволял создавать невысокий рельефный узор».5

«Ваза с драконом»: красная, небольшая ваза 1890 года создания, нетипичной для E.Galle ярко-красной окраски с изображением золотого дракона, росписью черной, белой и золотой эмалью, редкий экземпляр в коллекции Восточно-Европейского Антикварного Дома говорит об увлечении Эмиля Галле искусством древнего Китая.

Из предметов французской фирмы «Дом» экспонируются большие «музейные» вазы, цветного многослойного стекла с растительным декором, традиционные для стиля модерн начала XX века. Кроме того, небольшие, но очень изысканные предметы: «лоток с изображением ландшафта» с изображением зимнего пейзажа на тёплом охристом фоне трёхслойного стекла, напоминающий китайские тарелочки.

Нетрадиционные для Галле «Чаши-ладьи» с растительным декором, обработкой в технике «мертеле» и покрытием металлизированными красками «люстром», созданными в «Daum Nancy». Также набор для специй, «ушатики с ландшафтами» и другие чудные диковинки французской работы.

Фирма «Daum Freres& Cie. Verreries de Nancy» стала самой значительной из последователей искусства «Galle». Фирму основал в 1878 году Жан Дом (Daum Jean, 1825-1885), входивший в «Школу Нанси», творческий союз провинциальных промышленников, возглавляемых Эмилем Галле. Соперничество в стекольном производстве заставляло французских мастеров конца XIX начала XX вв. совершенствовать технологию создания изделий стекла, применяя новые приёмы художественной отделки. В ассортименте продукции фирмы «Дом» созданы великолепные высокохудожественные образцы предметов декоративно–прикладного искусства.

В настоящее время в коллекции Восточно-Европейского Антикварного Дома представлены художественные произведения предприятия Эмиля Галле и стекольной мануфактуры Жана Дом, равновеликих по своей художественной ценности.

Эпилог.

В 1902 году в Нанси умер Шарль Галле, отец художника Эмиля Галле. Два года спустя, 23 сентября 1904 года, в зените славы, ставший знаменитым и любимым, имеющий четырех дочерей, Эмиль Галле умер от лейкемии.

Предприятие «Galle» наследовала супруга прославленного мастера, — Генриетта Галле-Гримм (1845-1914). Художественное руководство мастерской «Galle» принял на себя Эмиль Ланг, возглавлявший прежде, при жизни Эмиля Галле, гравировальную мастерскую. В 1914 году умерла супруга Эмиля Галле, Генриетта.

В годы Первой мировой войны (1914-1917) предприятие Галле не выпускало художественной продукции и несло большие убытки. В 1918 году с трудом восстанавливая разрушенное мировой войной хозяйство, вновь зажглись стекольные печи «Galle» в Нанси. В 1925 году четыре дочери Эмиля Галле создали семейное предприятие «Анонимное общество предприятий Галле», выпускавшее продукцию до мирового кризиса 1929-1931 гг.

Промышленное стекольное производство было остановлено в 1931 году. По старым образцам мастерская понемногу работала до 1936 года, когда семейная фирма предприятий Галле окончательно закрылась, и всё её имущество было продано с аукциона.

Во Франции в память о великом художнике, уже посмертно, в 1908 году были изданы «Сочинения об искусстве» знаменитого Эмиля Галле.

  1. Лябуше Ушерова. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Стекло. с.121-150.- Прага: Артия, 1988.-496 с.,илл.
  2. Сарабьянов Д.Б.Стиль модерн: истоки, история, проблемы. – М., 1989, 294 с..илл, с.23
  3. Ук. соч Сарабьянова Д. Б.,с. 73-74.
  4. Эмиль Галле.Стеклянная рапсодия. Е. В, Долгих: каталог выставки 2013 г. М.: Восточно-Европейский Антикварный Дом, 2013.-96 с., илл, с. 3.
  5. Эмиль Галле.Стеклянная рапсодия. 05 февраля-17 февраля 2013 г. Европейский Антикварный Дом. ГМЗ «Царицыно» совместно представляют выставку.- Каталог выставки 2013 г. М.: Восточно-Европейский Антикварный Дом, 2013.-96 с., илл, кат. 15., с. 25.
 
 

Тэги: выставки, многослойное стекло, модерн начала ХХ века, Эмиль Галле

 

Недавние записи в рубрике Выставки