Искусство элегантности

В рамках конкурса «Музейный Олимп», с 21 ноября 2013 года по 20 января 2014 года в филиале Театрального музея Петербурга (Шереметьевском дворце), демонстрируется выставка: «Стиль на сцене. Искусство элегантности». В музее музыки, находящемся на Фонтанке 34, представлены образцы уникальных сценических костюмов знаменитых модельеров: Армани, Балестра, Бьягонти, Капуччи, Фенди, Ферретти, Джильянте, Миссони, Валентино и Версаче.

До Санкт-Петербурга выставка костюмов демонстрировалась в 2010 г. в Риме и в 2012 году Лос-Анджелесе. После Санкт-Петербурга международный выставочный проект будет представлен зрителям в Москве, затем в Турине (Италия).

 

1 galleria mini2 galleria mini3 galleria mini4 galleria mini5 galleria mini6 galleria mini7 galleria mini8 galleria mini9 galleria mini10 galleria mini11 galleria mini12 galleria miniFerretti %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc %d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%bc%d0%b5%d0%bd 2003 %d0%b3. galleria miniMissoni %d0%b0%d1%84%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b8%d1%8f galleria miniRoberto %d0%a1appucci %d1%8d%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b7 %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d0%b0 galleria miniVersace 2 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f %d0%b1%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85 %d0%bf%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%ba galleria mini%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d1%8b %d0%94%d0%b6%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b8 %d0%92%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b0%d1%87%d0%b5 galleria mini%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b9 %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc %d0%b8%d0%b7 %d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0 %d0%be%d1%82 versace galleria mini%d0%92%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%80 %d0%91%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d1%82%d1%82%d0%b5 %d1%8d%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b7 %d1%80 %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d0%b0 %d0%a1%d0%bc%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%b8 galleria mini%d0%92%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f %d0%be %d0%9b%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b5 1987 %d0%b3 %d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82 galleria mini%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc %d0%93%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%bd%d0%b8 %d0%be%d1%82 versace galleria mini%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc %d0%96%d0%b0%d1%80 %d0%9f%d1%82%d0%b8%d1%86%d1%8b %d0%be%d1%82 %d0%94%d0%b6%d0%b0%d0%bd%d0%b8 %d0%92%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b0%d1%87%d0%b5 galleria mini%d0%9a%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d1%8b roberto capucci galleria mini%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d1%8b valentino galleria mini%d0%9c%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b8 %d0%b8 %d1%8d%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b7%d1%8b %d0%a0%d0%b5%d0%bd%d0%b0%d1%82%d0%be %d0%91%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0 galleria mini%d0%9f%d0%bb%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b5 %d0%98%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d0%b0%d0%b4%d1%8b %d0%b8 %d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%b8%d0%b5 %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d1%8b %d0%92%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b0%d1%87%d0%b5 galleria mini%d0%a2%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%be %d0%b8 %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc %d0%9c%d0%b0%d1%82%d1%80%d1%91%d1%88%d0%ba%d0%b0 %d0%be%d1%82 %d0%94%d0%b6%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b8 %d0%92%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b0%d1%87%d0%b5 galleria mini%d0%a4%d0%b5%d0%bd%d0%b4%d0%b8 galleria mini%d1%85%d1%83%d0%b4. %d0%94%d0%b6. %d0%92%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b0%d1%87%d0%b5 %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc %d0%94%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b8%d1%81%d0%b0 galleria mini%d0%a8%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d1%82%d1%8c%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%b4%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d1%86 %d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9 %d0%bc%d1%83%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b8 galleria mini

На выставке «Стиль на сцене. Искусство элегантности» в России представлено 216 экспонатов, из них 85 феерических театральных костюмов и концертных платьев высокой моды и первоисточники – 131 подлинный эскиз театральных костюмов знаменитых модельеров. Помимо экспозиции, в залах Шереметьевского дворца создаётся зрелищный праздник. На многочисленных плазменных экранах демонстрируются видеозаписи оперных и балетных спектаклей, с оригинальными художественными костюмами, которые видят зрители повсюду в залах дворца на Фонтанке.

Видео фильмы и фотоматериалы в Россию представлены:

  1. Архивами Римского оперного театра;
  2. Театра Сан-Карло (Неаполь);
  3. Витторией Капелла (Болонья);
  4. Коллекцией Версачи (Милан);
  5. Даниэлией Киприани (Рим);
  6. Шеллой Рок (Лондон);
  7. Лили Моатти (Париж);
  8. Анджело Фронтони (Рим);
  9. Альваро Корте (Милан;
  10. Клаудией Примангелли (Рим);
  11. «Азимут» (Триест, Италия);
  12. и владельцами экспонатов.

В музыкальном мире в конце XIX веке возникла нерушимая связь между высокой модой и театром. В начале XX века с успехом проходили «Русские сезоны в Париже». В 1928 году, в театре Сары Бернар в Париже, состоялась премьера спектакля на музыку Игоря Стравинского в постановке Сергея Дягилева и Жоржа Баланчина «Аполлон и музы».

С труппой С.П.Дягилева, во Франции работали модельеры Коко Шанель, Ирина Юсупова и другие художники. Раритетные балетные костюмы «Русских сезонов» стали историей и находятся в Государственных и частных собраниях. История музыки и театра продолжается, в мире рождаются новые шедевры художественных сценических костюмов.

В открытой экспозиции Музея музыки 2013-2014 гг.: «Стиль на сцене. Искусство элегантности», представлены шедевры оперных, балетных и концертных костюмов периода 1980-х-2011 гг. знаменитых мировых театральных постановок. Экспонаты выставки прибыли из Государственных, частных и корпоративных собраний Европы и Америки:

  • Мадрида;
  • Рима, Неаполя, Милана, Варезе, Модены;
  • Парижа;
  • Нью-Йорка.

Только высокий стиль сценического костюма мог гарантировать большой успех многих театральных спектаклей. После завершения сезонов эти эксклюзивные сценические костюмы остаются редкими музейными экспонатами высокого уровня.

Versace

Одними их самых ярких, мажорных, солнечных и феерических на выставке в Петербурге являются сценические костюмы художников Джанни Версаче и Донатэллы Версаче. В большинстве, это костюмы стиля barocco — «барокко» (переводится с итальянского как — причудливый или вычурный), отличающиеся декоративной пышностью и помпезностью, а так же динамично-сложными формами и живописностью.

Таковы сценические многослойные костюмы матрёшек от Версаче, для балета 1987 года Souvenir de Leningrad («Воспоминания о Ленинграде») из ткани шелкового шангунга с ручной росписью, аппликацией и вышивкой. Из этой же серии Версаче — чёрные (нейлонового тюля) шаровары, с яркой аппликацией в виде сказочных узоров звездного неба, для мужского сценического костюма «Клоуна». Более всего Версаче известен как художник-модельер балетных спектаклей, созданных выдающимся хореографом Морисом Бежаром.

Надо сказать, что афишей Петербургской выставки стал костюм бога Диониса, от Джанни Версаче, — красные балетные шаровары из шерсти и шёлка. Они созданы художником в 1984 году для постановки балетного спектакля «Дионис» на музыку Рихарда Вагнера, в хореографии Мориса Бежара. Премьера балета состоялась в Милане, в театре Ла Скала, затем постановка с успехом шла в Брюссельской Национальной опере. Костюм бога Диониса «трико с буфами» от Версаче навеян традиционными шароварами танцовщиков острова Бали.

В выдающейся черно-белой серии Джанни Версаче представлены костюмы для балета на музыку Яна Сибелиуса «Эллегия для неё». Это платья с пышной юбкой и узкой талией, с геометрическими узорами чёрного орнамента по белому атласу платья. Легки и воздушны наряды Версаче для оперы «Доктор Фауст» (Ла-Скала, Милан,1989) на музыку Джакомо Манндзони и для оперы Рихарда Штрауса «Саломея», 1987 года, (театр Ла-Скала, Милан).

Чёрно-белые силуэтные наряды Versacе красиво-декоративны и больше напоминают не театр, а подиум периода 1960-х годов. Длинные, с пышными юбками, баварские платья-парки представлены в экспозиции музея Музыки из Миланской коллекции Версаче. Это платья с длинной декоративной юбкой и узким лифом, из белого атласа и бархата, с чёрным геометрическим узором.

В этой же ахроматической серии Джанни Версаче представлены платья для оперного спектакля «Каприччио» Рихарда Штрауса, в постановке 1991 года Лондонского театра «Ковент-Гарден». В 1995 году Versace работал с Американским театром балета над постановкой «Как близко небеса» — чёрно-белым экзерсисом и солирующими партиями па-де-де в цветном. Спектакль демонстрируется посетителям на видео в залах музея.

Ferretti

К оперному спектаклю на музыку Жоржа Бизе «Кармен», в постановке режиссёра Франческо Эспозито (Театр Каракалла в Риме), на выставке представлены костюмы художника-модельера Альберты Феретти и эскизы к ним. Это стильные изысканные платья из шифона, крепа и органзы, красного, чёрного, белого и серого цветов.

Лёгкость, изящество и струящийся силуэт отличает Альбету Феретти, от других художников, ей присущ только локальный цвет и цельный образ. Ферретти использует фирменные ткани своей марки, применяя различную технику их обработки, как, например, «бахромчато-кружевной край платья». У зрителей «Кармен» в римском театре создаётся эффект присутствия в костюме перьев и меха, которые не использует Альберта Ферретти.

Кармен — один из самых вдохновляющих и страстных образов. Знаменитые композиторы Жорж Бизе и Родион Щедрин создавали музыку к спектаклями «Кармен», это опера и балет-сюита. Театральные костюмы для «Кармен» представлены на выставке в Петербурге в моделях художников Ферретти, Фенди и Версаче.

В отличии от ярких и нарочито «упрощённых» костюмов для Кармен дома Фенди, платья художницы Альберты Феретти стильны, современны и элегантны. Они создают цельный, и несколько загадочный образ Кармен у зрителей. До коллекции костюмов к спектаклю «Кармен» 2003 года, Альберта Феретти известна в мире своей коллекцией костюмов «Философия», 2001 года.

Valentino

Лёгким волшебством веет от серии костюмов Валентино к Новогоднему Венскому балу 2010 года. Воздушные платья и балетные пачки всех оттенков розового, знаменитое маленькое красное классическое платье от Валентино, а так же невесомый наряд к сценическому номеру «Утонченная леди».

В противовес легкости Валентино, к балетным костюмам представленной коллекции, относятся два платья от Джанни Версаче из сурового льна к балету «Воспоминания о Ленинграде», на музыку Петра Ильича Чайковского в постановке Мориса Бежара. Уникальна, феерической расцветки, пачка костюма «Жар-птицы» от Версаче, к балету на музыку Игоря Стравинского «Жар-птица» в постановке 1991 года, Лондонский театр Ковент-Гарден.

Представлено «скульптурное», лиловое с зелёной подкладкой, «платье Смерти» к балету «Мальро, или Метаморфозы богов» созданного в 1986 году на музыку Бетховена и Ле Бара в хореографии М.Бежара. Это длинное «платье Смерти» сопровождало разные картины балета.

В том же стиле создано длинное черное платье Иродиады с большим асимметричным бантом, опоясывающим бедра, работы художника Вернера Бернскоттра (эскиз) и Джанни Версаче (представленная модель) из спектакля постановки 1987 г. на музыку Рихарда Штрауса, Миланского театра Ла Скала.

Сарucci

Величественны и воздушны театральные костюмы художника Роберта Капуччи. В его многослойных нарядах, шифоновых или плиссированных, — мода, театр, живопись и музыка слиты воедино. Поэтому, на сцене раскрывается смелый и выразительный потенциал сценического платья-костюма. Который выстаивает женский образ, обладающий неповторимыми чертами, на языке тканей. Это костюмы для театральной актрисы — Райны Кабаивански, к музыкальным спектаклям «Каприччио» Штрауса, «Весёлой вдове» Легара и другим. В одном костюме использовано девять оттенков красного, в другом девять оттенков желтого, что незабываемо воздействует на зрителей.

Кроме праздничных концертно-театральных платьев от Roberto Capucci на выставке в Театральном музее представлено более 16 эскизов уникальных балетных костюмов, созданных модельером в 1960-2006 гг. Образы Roberto Capucci поражают своей смелостью, сексуальностью, утонченностью, и изысканностью одновременно.

Balestra

Традиционный театральный свадебный наряд на выставке представлен художником Ренато Балестра. Этот модельер — приверженец романтического стиля XVIII века. Его платья – это кринолины с фижмами и пышными нижними юбками. Таково белое свадебное платье от Balestra, в подражание рококо, для «Анджелины» — Золушки.

На выставке в Шереметьевском дворце белое платье от Балестра выставлено в огромном зале с подлинными эскизами костюмов модельера и черным роялем XIX века композитора Глазунова.

Восхищает зрителей выставки синее концертное платье с бархатным лифом, пышной голубой юбкой из шёлка, с бантом на талии, украшенным брильянтовой брошью в форме сердца. Синий концертный костюм-двойка (платье и болеро), создан художником-модельером Ренато Балестра в 2005 году. Для гала-концерта Миреллы Френи, состоявшегося в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в честь юбилея актрисы.

Balestra, как художник, представлен в России костюмами к классическим постановкам музыкальных спектаклей: «Золушка», «Принцесса Турандот» и «Кавалер розы». Спектакль «Золушка»на музыку Джаккино Россини, в постановке режиссёра Ягоша Марковича шёл в Национальном оперном театре Белграда.

Костюмы Балестра 1998 года для «Золушки» легки и изящны, словно сказочные персонажи из французских волшебных сказок Шарля Перро. Его наряды к этому оперному спектаклю на музыку Россини были настолько выдержаны в духе рококо и барокко XVIII века, что диссонировали с более современным либретто «Золушки».

Утончёнными, с ярко выраженными восточными мотивами, представлены костюмы и эскизы Роберто Балестра к спектаклю «Принцесса Турандот», на музыку Джакомо Пуччини в постановке 1995 г. театр Каракалла в Риме.

Особенно изысканны и неповторимо красивы классические наряды Ренато Балестра 1999 года, к опере Рихарда Штрауса «Кавалер Розы», поставленной в Театре Верди итальянского города Триест.

Missoni

В противовес сказочности Ренато Балестра, ультрасовременен Missoni. Примитивные геометрические рисунки происходят в костюмах Миссони от культуры африканских народов Банту, Чада, Сенуфо, Мали, Масаи, Атуно и других.

Известны три художника, работающем под именем Миссони, это: Оттавио Миссони, Росита Миссони и Лука Миссони. Их яркие и современные «Африканские костюмы» под общим названием «Африка MISSONI» создавались для постановок Миланского театра Ла Скала (1983), Миланского Пикколо (1992), для балета «Шагни в мой сон» в театре Нью-Йорка (1994).

Впервые в 1983 году Оттавио Миссони разработал 120 костюмов по заказу Пьера Луиджи Пицци для спектакля «Луччия ди Ламмермур», поставленного на музыку итальянского композитора Доницетти. Характерно-эмоциональна представленная на выставке серия «Африка Миссони» с геометрическими рисунками, созданная в 1990 году для праздника по случаю открытия в Италии чемпионата мира по футболу.

Fendi

Несколько схожи с весёлыми африканскими моделями Миссони, разноцветные костюмы модельного дома Fendi. Впервые сёстры Фенди и их креативный директор Карл Лагерфельд, создали великолепные и дорогие наряды к оперному спектаклю Джузеппе Верди «Травиата», постановки Мауро Болоньи в оперном театре Рима, в 1980 году.

Основа моделей Фенди — это дорогие ткани и натуральный мех, обычно окрашенный во все цвета радуги. Создаётся яркая феерия красок с переливами цвета и меха в одном костюме. Легерфельд так же традиционно использует парчу, шёлк, бархат в сочетании с натуральным мехом, для театральных костюмов. Таковы были сценические образы оперы композитора Модеста Петровича Мусогского «Борис Годунов» 1983 года, в постановке Женевского оперного театра.

Кроме того Fendi создавали свои знаменитые костюмы почти ко всем классическим итальянским оперным спектаклям на музыку композиторов: Легара (1984), Менотти (1984), Пуччини (1984), Верди (с 1983 по 2007 гг.), Моцарта (1985, 2004 гг.), Даргомыжского (1986), Бизе (1986), Луиджи Пиранделло (1988), Антонио Порта (1999), Кварино Конти (2007).

Это один из самых знаменитых художников по костюмам для классического театра в мире. В Музее музыки представлены платья и костюмы к музыкальному спектаклю «Кармен». Дом Фенди создал всего 63 театральных наряда к опере «Кармен» композитора Жоржа Бизе, поставленной в 1986 году в итальянском городе Верона режиссёром Пьером Луиджи Пицци.

Аrmani

Джорджо Армани знаменит созданным им сценическими и театральными костюмами к музыкальным постановкам на музыку Штрауса, Моцарта, Россини, Верди, Пуччини и других известных композиторов. Считается, что Джорджо Армани устроил революцию в мире театральной моды, когда ввёл в исторические классические спектакли современную одежду.

В оперных спектаклях, балетах и мюзиклах появились кожаные куртки, рубашки на выпуск, трикотажные шапочки, и другие элементы будничной одежды. Все это можно назвать «современной классикой» или адаптацией моды. Это отличает Армани от любимого в балетно-театральном мире модельера – Версаче, костюмы которого всегда праздник.

Афишей Петербургской выставки «Мода и стиль. Искусство элегантности» стал ярко-красный мужской балетный костюм Версаче: «трико с пуфами» бога виноделия Диониса (или красные шерстяные шаровары), из Миланской коллекции Джанни Версаче.

В экспозиции в Шереметьевском дворца зимой 2013-2014 гг. у зрителей выставки «Искусство элегантности» всегда приподнятое настроение. Организаторы и устроители программы «Музейный Олимп»:

Комитет по культуре С-Петербурга, совместно с Международным фестивалем искусств «Дягилев. P.S.» в сотрудничестве с VM Company crl. Италия, Итальянским институтом культуры в С-Петербурге, фирмой ДЛТ, Посольством Италии в Москве, Итальянском консульстве в Петербурге, Итальянским торговым агентством «ICE» и С-Петербургским Государственным музеем театрального и музыкального искусства создали в залах Музея музыки атмосферу праздника.

Сценические и театральные эксклюзивные наряды в Россию
представлены из частных собраний:

  • Роджера Саласа,
  • Райны Кабайванской,
  • Валентино Гаравани,
  • Фонда Роберта Каппуччи,
  • Архива Маурицио Галанте,
  • Архива Миссони,
  • Театра Сан-Карло,
  • Римской оперы,
  • Нью-Йорк Сити балета,
  • а так же фондов Музея музыки — Шереметьевского дворца, филиала Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства.

Концепция этой многоликой театрально-декоративной выставки «Стиль на сцене. Искусство элегантности» принадлежит итальянцу Массимилиано Капелле – арт критику и историку моды, куратору выставочного проекта «Музейный Олимп» в России. Раньше М. Капелла создал свои выставочные проекты: «Цвет и свет венецианского Ренессанса в моде XX века», «Великие художники в опере», «Роберто Капуччи и античность» и другие.

Дизайнер международного эксклюзивного выставочного проекта «Стиль на сцене. Искусство элегантности», итальянец Массимо Маркомини. Куратор международного выставочного проекта Музейного Олимпа с Российской стороны, директор Санкт-Петербургского Музея Театрального искусства, театральный историк Наталья Метелица.

 
 

Тэги: выставка стиль на сцене, искусство элегантности

 

Недавние записи в рубрике Выставки