Иконопись

Иконы — это изображения святых, написанные на деревянных досках. Необходимость человека в защите от тёмных сил и получении помощи свыше выразилась в почитание святых ликов или святых образов. На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году, борясь с идолопоклонством и ересями, поставив «образ» наравне со словом святые отцы повелели почитать «икону» наряду с крестом и Евангелием, закрепили восходящую к апостольскому времени традицию православного иконопочитания.

%d0%98%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8c1 galleria mini%d0%91%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d1%8c %d0%91%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b7%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f 13 %d0%b2%d0%b5%d0%ba galleria mini%d0%98%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8c galleria mini%d0%9e%d0%b4%d0%b8%d0%b3%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%8f %d0%94%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b8%d1%81%d0%b8%d0%b9 galleria mini%d0%a5%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%81 %d0%9f%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80 15 %d0%b2%d0%b5%d0%ba %d0%9c%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%b0 galleria mini%d0%98%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b0 %d0%90%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b5%d1%8f %d0%a0%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%b0 %d0%a2%d1%80%d0%be%d0%b8%d1%86%d0%b0 galleria mini%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81 %d0%9d%d0%b5%d1%80%d1%83%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%bd%d1%8b%d0%b9 galleria mini%d0%a1%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%be%d0%b9 %d0%9d%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%b9 %d1%81 16 %d0%ba%d0%bb%d0%b5%d0%b9%d0%bc%d0%b0%d0%bc%d0%b8 %d0%b6%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%8f 16 %d0%b2%d0%b5%d0%ba. %d0%a0%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0 %d0%94%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%be %d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%ba%d0%b0%d1%81 %d1%82%d0%b5%d0%bc%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b0 galleria mini%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81 %d0%bd%d0%b0 %d0%bf%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%be%d0%bb%d0%b5 16 %d0%b2%d0%b5%d0%ba %d0%a2%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%8c galleria mini%d0%95%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%82 %d0%9b%d1%83%d0%ba%d0%b0 16 %d0%b2%d0%b5%d0%ba galleria mini%d0%a0%d0%be%d0%b6%d0%b4%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be 17 %d0%b2%d0%b5%d0%ba %d0%9d%d0%9d galleria mini%d0%91%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d1%8c %d0%9a%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f 17 %d0%b2%d0%b5%d0%ba %d0%9c%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%b0 galleria mini

«Что слово сообщает через слышание, то живопись молча показывает через изображение», решили они. Единство функции слова и изображения и есть основа православного искусства. Это искусство канонично, т.е. строго подчинено догмам или законам православной церкви. Единство функции слова и изображения выражает литургичность церковного искусства, как основное свойство призванное являть истинную веру и учение церкви.

После принятия в 988 году православия на Руси повсеместно создавались образы христианских святых на иконах. Храмы расписывали образами святых прямо на стенах, создавая «фрески», как в древней Византии, откуда на Русь пришло христианство. Часто в древнерусских храмах Киева и Новгорода вместе работали русские и византийские мастера.

Единство восточно-христианской культуры византийско-славянского мира стали называть древнерусским искусством. Со временем, кроме фресок, на Руси храмы стали украшать специальными стенами из икон — «иконостасами», отделявшими главную, алтарную часть храма, с престолом.

Иконы по дереву писали натуральными красками «темперой» (на яичном желтке), по специальным строго каноническим рисункам «прорисям». Фоновые поверхности древних икон и нимбы святых золотили сусальным золотом или серебром. На Руси иконы писали в монастырях монахи-иконописцы, жившие строго по монастырскому уставу с постом и молитвою. Это было обязательным правилом иконописания.

Прославленные мастера обучали помощников-учеников (иноков), продолжавших традиции той или иной школы живописи. Выделялись Новгородская, Ростово-Суздальская, Московская школы древнерусской живописи.

Доску для письма иконы выбирали из древесины липы, сосны клёна, ели или кипариса, в зависимости от географии обитания. Московские иконописцы чаще писали лики святых на привозных кипарисовых досках, позже липовых и кленовых; на севере России и в Новгороде на еловых досках, в Сибири, Пскове и Ярославле на сосновых досках.

С Х века на Руси появилась пила и доски можно было выпиливать продольно. Доски сушили естественным путём и обрабатывали специальным образом. На лицевую часть доски наносился грунт или левкас, под который поверхность доски была намеренно процарапана для лучшего скрепа.

На лицевой части доски создавали углубление для живописи «ковчег» с полями вокруг. Поля имели небольшой скос – «лузгу». С XVII века деревянную основу для иконописи стали делать без углубления-ковчега.

Для икон малого формата брали одинарные широкие доски, для большеформатных икон доски соединяли специальными натуральными клеями и «связами» или деревянными крепами. С обратной стороны доску иконы скрепляли деревянные «шпонки». Торцы и обороты икон проклеивали, грунтовали и окрашивали. «Грунт» — это левкас, приготовленный из мела или гашеного гипса и осетрового клея.

Рисунок на загрунтованную доску наносили кистью – охрой или чёрной краской. Между доской и грунтом наносили «паволоку», слой ткани из натурального льна или пеньки, проклеивая паволоку рыбьим клеем. На шероховатую поверхность подготовленной доски проклеивали паволоку, затем грунтовали грунтовкой и сушили.

Подготовленную к живописи доску, спустя несколько месяцев можно было использовать для живописи, нанося «прориси» рисунка избранного святого. Основные линии рисунка процарапывали острой иглой, создавая «графью» — границы колеров. Последовательность нанесения красочных слоёв диктовалась композицией иконы.

Для Руси характерны однофигурные композиции, обычно крупные лики святых, первым из которых был огромный по размерам (4.5 метра) образ «Оранты-Богоматери»- путеводительницы в храме Софии Киевской в Киеве. Кроме икон Божией Матери писали образ Спаса-Вседержителя — Иисуса Христа и многих чтимых святых апостолов, евангелистов. В каждой местности были любимыми те или иные особо чтимые святые православной церкви, слава о которых распространялась повсеместно.

Лики святых, фигуры, одежды писали натуральной яичной темперой строго по канонам, соблюдая колер и композицию. Таким образом, все святые на древних иконах узнаются по каноничным признакам ликов и одежды. Краски употребляли только «натуральных», естественных оттенков. В древнерусской живописи вы не встретите кричащих цветов, или «кислотных» красок, которых нет в природе. Встречаются, как правило: охра, киноварь, голубец, травянисто-зелёный, чёрный, белый и золотой.

Общим в древнерусской живописи являлся принцип от более локальных, больших по площади открытых и тёмных цветов к малым по площади и более светлым цветам. Завершением в иконе было нанесение «пробелов» и «разделок» творёным золотом. Золочёные поверхности прописывали цветными лаками и «чернью».

Красочный слой иконы, как правило, покрывали «олифой», причём надо иметь в виду, что олифой называли как собственно олифу, так и масляно-смоляные лаки различной жирности. Со временем олифа темнела, что вызывало необходимость «раскрытия» — реставрации, добиваясь осветления и былой яркости цвета.

Часто обветшавшие иконы «записывали» заново, употребляя старые, качественные (антикварные) доски. Эти более поздние записи, как правило, представлял меньшую ценность, чем древний «оригинал» иконы. Чем позже запись, тем она менее ценна для исследователей.

Особенно ценятся древние иконы так называемого «домонгольского» периода, т.е. до 1380 года. Затем после падения на Руси монголо-татарского ига (XV век), традиции иконописи возродились благодаря школе Андрея Рублёва, затем Дионисия и традиции иконописи продолжались до школы мастеров Оружейной палаты в Москве XVII-XVIII вв., когда в живописи появился светский «портрет», заменивший лики древних святых в русском искусстве. Эти портреты масляными красками на холсте начали писать на Руси приглашенные мастера-иностранцы.

Иконопись осталась непревзойдённой вершиной древнерусского искусства.

 
 

Тэги: Андрей Рублёв, Дионисий, Иконопись

 

Недавние записи в рубрике Живопись