География в Византии

Варварские нашествия в 5—8 веках захлестнули всю Евразию, и только один город сумел выстоять в этой жестокой и кровавой буре — Константинополь, или, как называли его славяне, Цареград. Готы, турки-сельджуки, арабы штурмовали столицу Византии с моря и суши, но город оставался неприступным.

Константинополь, к счастью, устоял — но страна в целом была сильно разорена, и целых три столетия жителям было не до наук и искусств. Однако они продолжали поддерживать торговые и культурные связи с Востоком — и не в последнюю очередь потому, что именно на Востоке, в Иерусалиме и его окрестностях, находились главные христианские святыни, а вся территория Иудеи и Палестины была связана с земным путем Иисуса Христа. В то же время на Востоке, в частности, в возникшем в 8 в. Арабском халифате, сохранялись многие традиции античной культуры и не угас живой интерес к познанию окружающего мира.

В сущности, единственными путешественниками во времена «готской ночи» (5 — 8 вв.) оставались купцы и паломники, чья глубокая вера влекла этих людей на Святую землю — в Иерусалим. Путь этот был невероятно труден и опасен, но пускались в него и простолюдины, и знатные особы. Так, в 326 г. н. э. мать императора Константина I Елена совершила одно из самых первых паломнических путешествий в Иерусалим.

Спустя два столетия римлянка Сильвия Аквитанская также посетила Святую землю, а затем Египет, Аравию и Месопотамию, а по возвращении на родину подробно описала свои странствия. Со временем число паломников настолько увеличилось, что для них был составлен особый «путеводитель» по маршрутам, ведущим в Иерусалим.

География в Византии

Ловкость, сметливость и наблюдательность странствующих купцов и торговцев вошли в поговорку. Каждый из них многое повидал и мог рассказать немало любопытного о дальних краях. В середине 6 в. византийский купец Козьма Индикоплов совершил дальнее торговое путешествие в Эфиопию, Аравию, Индию. Встречаясь с другими купцами, он подробно расспрашивал об их странствиях, а все услышанное запоминал или записывал.

Достигнув преклонных лет, Козьма удалился в монастырь, решив закончить свои дни монахом. Так в то время поступали даже многие византийские придворные. В монастырской келье в 547 г. Козьма Индикоплов создал обширный труд «Христианская топография Вселенной, основанная на свидетельствах Священного Писания, в коем христианам нельзя сомневаться».

В этой книге бывший купец предпринял попытку согласовать географические представления античности с утверждениями, содержащимися в Библии. В частности, он отрицал шарообразность Земли и представлял ее в виде плоского прямоугольника суши, омываемого Океаном и ограниченного «стенами», состоящими из «небесной тверди». За «твердью», по Индикоплову, лежит «царствие небесное». Океан имеет четыре залива — Римский, Каспийский, Аравийский и Персидский, а далеко на севере находится огромная гора, вокруг которой вращается Солнце.

Книга Козьмы Индикоплова считалась очень познавательной и была переведена на многие европейские языки, несмотря на то, что по сравнению даже с трудами Аристотеля и Птолемея географические взгляды купца-монаха были шагом далеко назад. Среди прочих сведений в труде образованного византийца приводились данные о протяженности Земли, длина которой якобы составляет 400 дневных переходов, а ширина — половину этого расстояния.

Географические взгляды Индикоплова и сформулированные им представления об окружающем мире в течение долгого времени оказывали большое влияние на европейцев эпохи раннего Средневековья.

Начиная со времен правления императора Юстиниана I (527 — 565 гг.) Византия служила «мостом», соединявшим Запад и Восток, а заодно между античностью и средневековьем. Именно здесь была установлена прочная связь между древнегреческой философией и наукой и религиозностью Европы того времени. Имена Платона и Аристотеля зазвучали в речах и писаниях деятелей церкви. Однако лишь в 9 в. началось возрождение наук и искусств. Византийские греки как бы заново знакомились со своими великими соотечественниками — Платоном, Аристотелем, Евклидом, Птолемеем, одновременно менялись их представления о нашей планете и ее природе.

 
 

Тэги: География в Византии, история средневековья

 

Недавние записи в рубрике История