Франциск Ассизский в средневековом Новгороде

Средневековый Новгород выгодно выделялся среди других русских городов тем, что даже после падения Новгородской республики и подчинения её Москве, он стремился к западному просвещению. В том числе и в религиозной жизни. Один из фактов «латинства» на новгородской земле – появление в XVвеке нового типа икон, которые принято называть богословско-дидактическими.

Это были иконы со сложным сюжетом, задача которого – объяснить и растолковать определённые вопросы в христианском вероучении. Разумеется, за основу во многих случаях брался опыт европейских художников, поэтому к «учительным» иконам консервативное духовенство относилось с подозрением.

средневековый Новгород

Отечество (Троица Новозаветная). Новгород. XIV в

Так, много споров вызвала икона «Отечество», изображавшая Бога Саваофа в виде старца. Можно ли творца изображать в виде твари? Известно, что первое изображение «бога-отца» в виде старика было сделано в одном немецком сочинении XIвека.

Правда, есть и фрески греческого письма с аналогичным сюжетом, одна из них находится на Кипре и относится к XIII – XIVвеку.

средневековый Новгород

Ещё одним «спорным» образом является икона «София – премудрость божья», где святая София, ипостась «второго лица святой Троицы», изображена в виде девы на троне, окружённой огненным сиянием. Очевидна связь этой иконы с изображением аналогичного персонажа, имеющимся в кодексе Хильдегарды Бигенской, изданном в XIIвеке.

Но ещё больше шума наделала псковская икона, которая повергла в смятение новгородского архиепископа Геннадия. Образ показался ему подозрительным, и он спросил мастеров, по каким источникам это писано. В некотором замешательстве мастера начали ссылаться на какие-то греческие образцы, однако сами образцы показать отказались.

средневековый Новгород

Икона «Почи Бог в день седьмый»

На этой иконе Христос изображён три раза: сначала в образе Давидовом, стоящим за крестом, рука Христа в железной перчатке крепко сжимает меч; второй образ – на верхней перекладине креста: юноша в венце, тоже держащий меч; и наконец – ниже на самом кресте изображён распятый серафим, также символизирующий Христа.

Этот последний – явная отсылка к видению Франциска Ассизского. Есть мнение, что этот образ использовался православной церковью для борьбы с ересью стригольников.

средневековый Новгород

Святой Франциск Ассизский проповедует птицам
Джотто ди Бондоне (1267 — 1337), Верхняя Базилика Ассизи, Умбрия, Италия

Эти иконы убедительно доказывают, что новгородцы имели достаточно тесную связь с западноевропейской культурой и использовали сюжеты европейской живописи и литературы для написания собственных произведений. Судя по всему, новгородцы хорошо знали житие католического святого Франциска Ассизского, раз осмелились использовать сюжет его легендарной биографии для составления хитроумной «богословской» иконы.

В Москве о новых иконах не выразили определённого мнения. Максим Грек и его соратник Дмитрий Герасимов на послания новгородского архиепископа отвечали уклончиво, говоря, что на Руси такие иконы будут излишними.

 
 

Тэги: средневековый Новгород, Франциск Ассизский

 

Недавние записи в рубрике Живопись