Этическая древность

Этика, как форма человеческих отношений вовсе не самостоятельна. Творить добро, не делать того, чего не желаешь себе, помогать ближнему — все это является основанием признания за человеком предназначения к божественной жизни. Заботиться и любить человека — это проявление любви к его Творцу.

Отделившись от религии, этика попыталась стать самостоятельной.
Этические ценности в древности, это в большей степени религиозная ориентированность. А проявление эгоизма – это как раз упадок религиозных ценностей. Без этики человек превращается в животное.

Этическая древностьТолько из книг мы можем узнать об этике древних обществ. А как же быть с неандертальцами, писать ведь они не умели. Поэтому ученые делают выводы по археологическим находкам. О нравственности неандертальцев судят по захоронениям. В те далекие суровые времена, охотники по полному обряду предавали умерших земле. Хороня мертвецов, наверное, они верили, что не останутся без помощи и будут так же погребены.

О своих больных соплеменниках неандертальцы заботились и не проявляли животную жестокость к беззащитным. Такие суждения ученые делают по найденному скелету, на котором присутствуют следы залеченных ранений и болезней. Еще один скелет был найден с ранением от пикообразного предмета, который пробил тазовую кость. Это ранение очень долго оставляет человека без движения. Но, не смотря на это, раненный остался жить и кость срослась. Видимо кто-то заботился о нем, лечил его, приносил еду.

Но самым ярким примером проявления доброты неандертальцев — это «старец» из Шанидара. Он был с рождения слепым, правая рука ампутирована по плечо, много болел, но все же смог дожить до шестидесяти лет, хотя являлся обузой для всего племени. Неандертальцев, которые предают земле умерших и заботятся о больных и раненых, нельзя не назвать этически ориентированными.

Религиозность неандертальцев представляется для нас достаточно ярко и выпукло. Хотя не так давно советская наука опровергала этот факт. В учебниках писали, что знания о мозге неандертальцев говорят о том, что у них не могло быть каких-либо оформившихся представлений и зародиться они могли только в более позднее время. Советские ученые отвергали мысли о захоронениях, как о сложном погребальном ритуале. Исследователи не признавали, что у неандертальцев могли быть представления о боге, душе и загробной жизни.

Сегодня, благодаря следам материальной культуры неандертальцев, исследователи убеждаются, что мозг этих людей был пригоден для религиозных представлений.

 
 

Тэги: Культурные традиции, эпоха неандертальцев

 

Недавние записи в рубрике Религия