Дороги Петербурга. К истории городского благоустройства

Дороги Петербурга

Дороги Петербурга

Не секрет, что одной из самых актуальных проблем современного Петербурга является состояние городских улиц.

Вряд ли эта проблема оставляет равнодушным хоть одного жителя мегаполиса – дня не проходит, чтобы не появилось сообщение о закрытии очередной улицы, новой коммунальной аварии, провалившемся асфальте и пр. Нам, как каждому поколению, кажется, что эти проблемы выпали на долю только нам, а вот «раньше…». Так что же было раньше, как решали эти проблемы прежние поколения петербуржцев и решали ли вообще, а, может, и проблем то не было?

Санкт-Петербург с самого момента своего основания задумывался Петром I как город европейский: во время своего годичного путешествия в Европу царь был настолько впечатлен правильной регулярной планировкой чужеземных городов и чистотой на улицах, которые так контрастировали с привычными видами старой Москвы, что задумав строительство новой столицы на берегах Невы, сразу заботился и о благоустройстве улиц.

Уже в 1710 году началось мощение улиц камнем, правда, первоначальные работы носили эпизодический характер, но с 1718 года обязанность устройства мостовых возложили на … жителей города. Специальный указ обязывал территорию перед своим двором засыпать песком и мостить камнем, что оказалось весьма эффективной мерой и, по воспоминаниям современников даже отдаленные районы (слободы) имели гладкое мощение на улицах, к тому же появилась первая каменная загородная трасса.

В это же время в соответствии с указом первого генерал-полицмейстера Петербурга Девиера А.Э. от жителей города стали требовать соблюдения чистоты на улицах – рано утром или поздно вечером каждый житель должен был подметать участок улицы перед своим домом, систематически ремонтировать мостовую, не засорять мусором реки и каналы. Чуть позже для уборки улиц была создана специальная команда – фурманщики.

Тема благоустройства столицы оставалась актуальной и в XIX веке. 30 октября 1816 года было утверждено Положение о тротуарах в столице, к которому прилагались специально разработанные чертежи. Для тротуаров была определена ширина около сажени – примерно 2, 1 м – с мощением из гранитных плит. Тротуары отделялись от проезжей части гранитными или чугунными столбами. Эти правила собирались вводить постепенно, начав с 1817 года.

Дороги Петербурга

Дороги Петербурга

Первыми стали обретать новый облик Гороховая улица, Малая Миллионная, обе Морские улицы и Вознесенский проспект. В 1819 году очередь дошла до главной магистрали города – Невского проспекта, где одновременно стали устанавливать фонари. Чуть позже, в 1826 году на Невском был уложен опытный участок городской конно-коллейной дороги – мостовая с деревянными колесопроводами.

1820-1830-е годы стали временем совершенствования навыков и методов городского дорожного строительства:по предложению инженера П.П.Базена стали снимать верхний слой земли и делать основание из трамбованного песка, по песку выкладывались диагональные кресты из крупного булыжника, а оставшееся пространство засыпалось мелким камнем. Следующий слой представлял собой мелкий гравий или гальку, затем снова слой песка, который проливали водой до тех пор, пока песчинки не просачивались между камнями. Правда, впоследствии схема была упрощена и вместо песка стали использовать строевой мусор.

Многие дороги Санкт-Петербурга и загородного направления мостили по системе шотландского инженера Д.Л. Мак-Адама. По имени автора покрытие получило название макадам. Смысл его также состоял в многослойности – дорожное полотно поднималось по уровню над окружающей территорией при помощи основания из крупного камня, слоя камней поменьше и мелкого гравия. Дороги были достаточно надежны, но требовали ремонта каждые 3-6 лет.

В те же 1820-30-е годы была сделана попытка постройки шоссированных трасс по проекту П.П. Базена, когда в качестве фундамента использовался кирпичный слой и уже на него укладывался щебень. Такой экспериментальный участок был выложен в районе Обводного канала и Екатерингофа (пл. Стачек) и зарекомендовал себя наилучшим образом – по прошествии шести лет состояние этого участка дороги было идеальным.

Этот способ мощения, правда, так и остался экспериментальным, по всей видимости, укладка кирпичного фундамента требовала немалых средств из казны.

 
 

Тэги: Дороги Петербурга, история Града Петрова, Северная Пальмира

 

Недавние записи в рубрике История