«Царит весны таинственная сила» Росписи М.В.Нестерова в соборе Александра Невского в Абастумани

Освящение русской православной церкви святого Александра Невского в Абастумани состоялось 13 сентября 1898 года. Выдержанная в духе средневекового культового зодчества, она была возведена придворным архитектором Отто Симсоном по желанию и на средства Наследника российского престола, Великого князя Георгия Александровича.

Церковь в Абастумане была создана в канонических формах древне-грузинской архитектуры из местного камня, тёплого охристого оттенка. По своим канонам она напоминала древний храм XIV века в Зарзме. Внутри церковь полностью была расписана церковными фресками русским художником М.В.Нестеровым.

%d0%a6%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%8c %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0 %d0%9d%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be galleria mini%d0%a5%d1%80%d0%b0%d0%bc %d0%b2 %d0%90%d0%b1%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b8 galleria mini%d0%a5%d1%80%d0%b0%d0%bc %d0%b2 %d0%90%d0%b1%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b8  galleria mini%d0%b2%d1%85%d0%be%d0%b4 %d0%b2 %d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc galleria mini%d0%92%d0%bd%d1%83%d1%82%d1%80%d0%b8 %d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b0 galleria mini%d0%9d%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bb%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%bd%d1%8b%d0%b9 %d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7 %d0%91%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8 %d1%81 %d0%bc%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d1%86%d0%b5%d0%bc galleria mini%d0%91%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b0 galleria mini%d0%a1%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%b0%d1%8f %d0%9d%d0%b8%d0%bd%d0%be galleria mini%d0%a1%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%b0%d1%8f %d0%a2%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f%d0%bd%d0%b0 galleria mini%d0%a1%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0 galleria mini%d0%a4%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0 %d0%9a%d0%be%d0%bd%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0 %d0%9d%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be galleria mini%d0%a1%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b0 %d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b0 galleria mini%d0%a4%d1%80%d0%b0%d0%b3%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82 %d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bd%d1%8b galleria mini%d0%a0%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8c %d0%ba%d1%83%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%b0 galleria mini%d0%9e%d0%b4%d0%bd%d0%b0 %d0%b8%d0%b7 %d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d1%8b%d1%85 galleria mini%d0%9e%d0%b4%d0%b8%d0%bd %d0%b8%d0%b7 %d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d1%8b%d1%85 galleria mini%d0%a6%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d1%84%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8 galleria mini%d0%9f%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%bd%d1%8b%d0%b9 %d0%b2%d1%85%d0%be%d0%b4 galleria mini%d0%9c%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bb %d0%9d%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2 galleria miniGeorgiialeksandrovich4 galleria mini%d0%98%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%93%d0%b5%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b8%d1%8f %d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0 galleria mini%d0%97%d0%b8%d0%bc%d0%bd%d0%b8%d0%b9 %d0%b4%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d1%86 %d1%86%d0%b0%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9 %d1%81%d0%b5%d0%bc%d1%8c%d0%b8 galleria mini%d0%9f%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d0%b2 %d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%b5%d0%bc %d0%b4%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%86%d0%b5 %d0%a0%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d1%85 galleria mini%d0%a7%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8f %d0%bd%d0%b0 %d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5 %d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%87%d0%b8%d0%bd%d1%8b %d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%8f %d0%93%d0%b5%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b8%d1%8f galleria mini%d0%a2%d0%b5%d1%80%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f %d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8b%d1%80%d1%8f. %d0%a0%d0%b5%d0%ba%d0%b0 %d0%9e%d1%86%d1%85%d0%b5 galleria mini%d0%a1%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d0%b4%d0%be%d0%bc%d0%b0 %d0%90%d0%b1%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b8 galleria mini%d0%90%d0%b1%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b8 galleria mini%d0%9f%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b0%d1%8f %d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0 %d0%b4%d0%bb%d1%8f %d0%be%d1%82%d0%b4%d1%8b%d1%85%d0%b0%d1%8e%d1%89%d0%b8%d1%85 galleria mini%d0%9e%d0%b1%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f %d0%b2 %d0%90%d0%b1%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b8 galleria mini%d0%9e%d0%b1%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f galleria mini

В 1896 году Михаил Васильевич Нестеров закончил работы над росписями знаменитого Владимирского собора в Киеве, где трудился совместно с живописцами В.М. Васнецовым, В.П.Костенко, В.Д. Замирайло. Росписи Владимирского собора в Киеве считали шедевром древне-русской живописи. Иконописца В.М.Васнецова называли гением. Художник Суриков сказал, что «в этих росписях Нестеров искал денег и орденов».

Художники Нестеров и Замирайло после Киева сразу получили новые заказы росписей для Абастумани в Грузии, в церкви для Его Императорского Высочества, Наследника Российского престола Великого князя Георгия Александровича. После 1917 года у церкви в Абастумани сложная судьба. Построенная в память о Государе-миротворце Александре III, ставшая памятником Великому князю Георгию Александровичу, она оказалась заброшенной в советские годы.

В течение долгих десятилетий она использовалась для хозяйственных нужд. Доведённая до предгибельного состояния «Нестеровская живопись» в Грузии была законсервирована мастерами «Росреставрации» в 1987-1988 гг., затем эти работы «по ряду причин» приостановлены.

Самобытное искусство древней Грузии было продолжением древней культуры Византии, Италии и Киевской Руси. Это величавое, могучее, сильное и неповторимое искусство. Грузия православная страна, по древним преданиям христианство в Грузию принесла святая равноапостольная Нина, родная сестра святого Георгия Победоносца. Богоматерь вручила равноапостольной Нине крест из виноградной лозы, напутствовав ее на проповедь христианства в Грузии.

«Само русское название страны «Грузия» сказочное: оно появилось в русском языке от слова «гурджи» — так называли турки и персы абхазов. Русские называли тех же абхазов обезами. Может быть, под этим словом имелись в виду и грузины. Сами же грузины называли свою страну Сакартвело, то есть страна народа картвели. Это название очень условное, так как кроме народа картвели в Грузии есть еще сваны, кахетинцы, мингрельцы, аджарцы, месхи, джавахи, картлийцы, имеретины, тушины, хевсуры, пшавы, гурийцы и так далее. <…>

В русском общественном сознании упорно утвердилось представлении о Грузии как о древнем едином христианском государстве, таким государством Грузия была относительно недолго — в XII–XIII веках, при царях Давиде IV и Георгии III, достигнув своего расцвета при царице Тамаре. В это время Грузия была не только великим государством, но и великим центром Православия.

Свет христианства шел на Русь из Алании и Грузии. Тогда же между Русью и Грузией устанавливаются тесные союзные отношения: в украшении мозаикой главной церкви Киево-Печерской лавры участвовали живописцы из Грузии, в 1185 царица Тамара вышла замуж за сына святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского — Юрия.

Сразу же после смерти царицы Тамары начался фактический распад единого грузинского государства, и в 1490 году оно окончательно распалось на три царства — Картли, Кахети, Имерети — и княжество Самцхе. С тех пор, вплоть до вхождения Грузии в состав Российской империи, единой Грузии не существовало».1

Во второй половине XIX века близ Боржоми в местечке Аббас-Туман построил имение второй сын императора Александра III Великий князь Георгий Александрович. Ежегодно весной, в апреле-мае, в Аббас-Туман приезжала вся царская семья. «Как жаль, что Аббас-Туман так далеко, здесь чувствуешь себя как на краю света, вдали от всего», писала из Абастумани мать Великого князя Георгия Александровича императрица Мария Фёдоровна.

Горноклиматический курорт Аббас-Туман располагался на высоте 1300 метров над уровнем моря на южном склоне Месхетского хребта, в ущелье реки Оцхе, которая называлась Абастуманкой. Курорт был основан в середине XIX века тогда, до 1917 года он именовался «Аббас-Туман» и входил в Ахалцихский уезд Тифлисской губернии.

Аббас-Туман располагался в 28 км от Алцхе и 78 км от железнодорожной станции Боржоми. С 1864 года каждое лето в Абастумани открывался военный госпиталь на 200 нижних чинов и 30 офицеров царской армии. С 1898 года Абастуманские минеральные воды находились в управлении военного ведомства. В Абастумани имелось три источника минеральной воды: «Богатырский», «Змеиный» и «Противозолотушный».

Великий Князь Георгий Александрович был одним из самых жизнерадостных и жизнелюбивых среди всех Романовых, обладающий веселым нравом и неиссякаемым остроумием, мать Мария Фёдоровна называла его «ангелочек Джорджи», но внезапное заболевание туберкулезом заставило его покинуть Санкт-Петербург. Врачи порекомендовали Георгию Александровичу климат Кавказа, с чистым воздухом.

Таким образом, для него было построено имение и церковь в высокогорном Абастумани. Это были красивые места: горные склоны, усыпанные лесными цветами и кустарниками, целебный воздух, напоенный запахом пихтового леса. Дом Великого князя Георгия Александровича находился прямо на склоне горы, по своей архитектуре он напоминал горный замок. Он был деревянным, одноэтажным, с башнями, высокими стрельчатыми окнами, несколькими балконами и террасами, окружающего его по периметру.

Великий князь Георгий Александрович был православным человеком, потому в его горном Грузинском имении на его средства была сооружена церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Она располагалась неподалёку от дома Великого князя, на склоне горы.

Росписи в церкви в 1898-1904 гг. создал художник М.В.Нестеров. «Нестеров узнал из письма вице-президента Академии художеств графа Толстого, что наследник русского престола Цесаревич Георгий Александрович выразил непременное желание, чтоб Нестеров расписал церковь во имя Александра Невского, построенную Георгием Александровичем в Абастумани. Художнику предоставлялась полная свобода в росписи храма. Не было ни комиссий, ни духовных цензоров. Не назначалось никаких сроков, всё дело отдавалось на творческую волю художника».2

Однокупольный древне-грузинский храм в Зарзме некогда потряс воображение Великого князя Георгия Александровича, но в 1890-е годы он пришел в запустение, тогда Георгий Александрович принял решение построить подобный храм у себя в имении. Художник Нестеров, в своих воспоминаниях отмечал, что «роспись древнего храма [в Зарзме] вызвала у него изумление пред чудесами древнегрузинского искусства. Он стоял, переливаясь самоцветными камнями, то синими, то розовыми или янтарными. Купол провалился, и середина храма была покрыта снегом…Погибла дивная красота».

Кроме древней церкви вселении Зарзма, Великий князь Георгий Александрович, живя в Грузии и любя её культуру, ознакомил художника Нестерова с шедеврами древней грузинской архитектуры и иконописью древних храмов. Состоялись их поездки в Сафарский монастырь, Сионский собор в Тифлисе, древний храм в Мцхете и Гелатский монастырь вблизи Кутаиса, где сохранились древние мозаики и фрески. Только после этого началась работа над фресками храма Абастумана»3.

Стены крестообразного одноэтажного короба-основания храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Грузинском Абастумани с четырёх сторон украшали плоские башни с двухскатной крышей. Центром и доминантой классической архитектурной конструкции церкви и продолжением четырёх двухскатных крыш, являлась врезанная строго по центру всей конструкции храма, высокая восьмигранная башня с конусообразной шатровой кровлей. В результате сложной кровли, внутри храма получался трудный для росписи фресками объем.

Впервые в истории церковного искусства только один художник расписывал храм целиком, никто из художников, приглашённых Нестеровым, не смог поехать в Грузию. Это было ответственно, трудоёмко и далеко. Прежде Нестеров совместно с артелью мастеров работал над росписями храма Воскресения Христова в С-Петербурге, а во Владимирском соборе в Киеве под руководством историка искусств академика А.В.Прахова.

В 1898 году Нестеров уже предоставил на утверждение Великому князю Георгию Александровичу «План предполагаемых росписей храма, сооружаемого Его Императорским Высочеством Наследником Цесаревичем в Абастумане». В письме в Абастумани Великому князю Георгию Александровичу М.В.Нестеров сообщал своему покровителю, что «общий характер росписей храма предполагается быть светлый, пасхальный».

Сознавая трудность задачи, художник хотел сохранить свой индивидуальный, т.н. «Нестеровский» стиль, о котором уже говорили к тому времени художественные критики. Он выражался в лирическом, одухотворённом и поэтизированном характере росписей Нестерова, о которых русский поэт Афанасий Фет сказал как о «весенней и таинственной силе». «Я полагал, найти свой собственный стиль, в котором бы воплотилась какая-то моя вера, творческая сила, лицо, душа, живая и действительная душа художника. Мне думалось, что в деле веры, религии, познания Духа Божия это было необходимо. Стиль – есть моя вера, стилизация же – это вера, но чья-то, за ней можно хорошо прятать отсутствие собственной веры».4

М.В.Нестеров создал в храме Абастумани пятьдесят шесть композиций. В течении восьми лет работы появлялись образы новых святых. Первые эскизы были сделаны художником в декабре 1898 года, последние – зимой 1904-го. Первые четыре эскиза росписей церкви во имя Александра Невского были: «Спас Вседержитель», «Христос во славе с предстоящими», «Явление Богоматери святой Нине» и «Жены мироносицы у гроба Господня».

Грандиозная и величественная роспись купола храма в Абастумани называлась «Христос- Вседержитель». Иисус Христос на троне восседал высоко под куполом храма, в светлых одеждах и в окружении шести ангелов, средь белых облаков на фоне подкупольного пространства, окрашенного художником в оранжевый цвет. Правой рукой Христос благословляет прихожан храма, в левой руке он держит Евангелие.

С 1898 по 1901 годы в Абастумани были созданы церковные фрески самых почитаемых святых: «Святого Александра Невского», «Святителя Николая Мирликийского», «Святого Сергия Радонежского», «Святого Георгия Победоносца», «Святой Нины». Кроме того созданы росписи на сюжеты «Воскрешение Лазаря», «Голгофа», «Воскресение», «Литургия Ангелов».

«Красиво очерченный на фоне синеющих Кавказских гор силуэт святого Георгия, поражающего копьём раскрывшего розовую пасть дракона», был близок не канонам древнерусской иконы, а росписи эпохи модерн. Удался М.В.Нестерову образ святого Сергия Радонежского, поскольку Сергию Радонежскому были посвящены ранние картины творчества Нестерова: «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», триптих «Труды преподобного Сергия» и «Святой Сергий Радонежский».

На фреске в Абастумани «Нестеров поместил святого Сергия Радонежского на фоне дышащего эпической поэзией русского севера зимнего пейзажа. Суровая спокойная мощь природы созвучна строгому аскетичному образу святого, а маленький, утонувший в глубоких снегах и по преданию срубленный самим Сергием деревянный скит на заднем плане, противостоя «открытости» зрителю данной крупным планом фигуры, вносит в икону ноты щемящих грусти и одиночества».5

Святого князя Александра Невского Нестеров изобразил молящимся в храме Новгородской Софии, перед битвой с врагом. «В светлом отмеченном типичными славянскими чертами лике могучего полного сил князя, художник стремился подчеркнуть его «русское» смирение покорность воле Божией, и одновременно неустрашимую готовность сражаться за Веру и родную землю»6.

Критик А.Н. Бенуа стал говорить о художнике Нестерове, «что эти росписи его съели»… настолько грандиозной, изнуряющей и великолепной была созданная художником работа в Абастумани. Другие критики писали, что в образе «Нестеровской» Богоматери в отличие от древних Византийских традиций проявлялись черты «незащищённости» и излишней «миловидности».

Образ Богородицы церкви в Абастумани был композиционно близок к каноническому образу «Знамения» Божией Матери, только сын Божий — Иисус Христос у Богоматери с распростертыми руками был не младенцем, а отроком, изображенным с благословляющим жестом.

Фреска Богородицы в храме традиционно располагалась над алтарём. Композиция была горизонтальной, Богородица «Знамение» изображена с сыном в окружении двух ангелов. Художник в своих росписях храма повествует как очевидец: «просто, трогательно и в то же время, увлекая своим повествованием не только зрительные нервы и рассудок, но, и главным образом, душу. Разработка религиозных тем живописцем тогда только достигает сердца человеческого, когда удалось художнику опоэтизировать тему, изобразить живую драму события или же найти лирические звуки в избранной теме… Мало того, чтобы религиознее произведения были умные, хорошо сработанные, — таких всюду достаточно в церквях. Надо, чтобы искусство это имело свойство и силу утешать нас в минуты печали, откликнуться на наши радости, успокоить взволнованную душу».7

Летом 1899 года Великий князь Георгий Александрович скоропостижно скончался в Абастумани. Не сохранилось документов о причинах смерти Великого князя Георгия Александровича. В его Грузинском горном имении, продолжались работы по росписи церкви святого благоверного князя Александра Невского.

При жизни Георгий Александрович увлекался астрономией, был почетным Председателем Русского астрономического общества. Благодаря Великому князю Георгию Александровичу, близ Абастумани была построена астрофизическая обсерватория, названная в его честь Георгиевской.

Георгий Александрович был Шефом лейб-гвардии атаманского и 93-пехотного Иркутского полков. С 2 декабря 1895 года был почетным членом Академии наук. По словам матери, вдовствующей Марии Фёдоровны, Георгий Александрович был очень скромен, благоразумен, имел ангельский характер и ни на что не жаловался.

Смерть Великого князя Георгия Александровича наступила спустя пять лет после смерти его отца императора Александра III. Государь Николай II написал в «Манифесте» по поводу ухода из жизни своего родного брата и наследника престола Георгия: «Покоряясь безропотно Промыслу Божию. Мы призываем всех верных наших подданных, разделить с нами душевную скорбь нашу и усердные мления об упокоении души погибшего нашего брата. Отныне, доколе Господу не угодно еще благословить нас рождением сына, ближайшее право наследования Всероссийского престола, на точном основании основного Государственного Закона о престолонаследовании, принадлежит любезнейшему брату нашему, Великому князю Михаилу Александровичу».8

В 1901 году в С-Петербурге состоялась выставка художественного объединения «Мир искусства». Помимо воли самого М.В.Нестерова на ней были выставлены все эскизы художника М.В.Нестерова к росписям церкви святого благоверного князя Александра Невского имения Абастумани в Грузии. В то время, кода сам художник работал, не слезая с лесов в Абастумани, все художественные критики столицы одновременно обрушились на него, ругая его в Петербурге. Эскизы Нестерова на выставку предоставил Великий князь Михаил Александрович, поскольку эскизы Нестерова к росписям Абастумана стали частью его «наследства».

В 1899 году, после смерти Великого князя Георгия Александровича, помимо росписей в Абастумане, М.В. Нестеров работал над образами русских святых в церкви «Петра митрополита» в Новой Чартории в Волынской губернии. Он также был приглашён расписывать церковь в Крыму, в царском имении в Кореизе, построенную по проекту Великого князя Петра Николаевича.

Слава сопутствовала М.В.Нстерову, но руководствуясь только зовом своего сердца, художник отказался от очень выгодного заказа миллионера Терещенки расписывать построенный на его средства собор на Украине, в Глухове и ставший знаменитым собор в Варшаве и вернулся в Абастумани. Зависть шла по пятам, Ал. Бенуа сказал о нём: «Успех – толкает его на скользкий для истинного художника путь официальной церковной живописи».9

По мере росписи художником церкви в Абастумани из жизни появлялись новые сюжеты для фресок. По древней традиции образы фресок в храме могли быть только каноническими. После рождения в царской семье Николая II четвёртой дочери, Княжны Анастасии Николаевны, в 1901 году М.В.Нестеров создал образ «Святой Анастасии».

В 1903 году в России был причислен к лику святых преподобный старец Серафим Саровский, так в 1903 году М.В.Нестеров внёс коррективы в храмовые росписи церкви в царском имении Абастумани, там появилась фреска с изображением Серафима Саровского-чудотворца. «Художник получил возможность создать на стене строящегося в далёкой Грузии храма чисто «Нестеровский» образ святого старца, когда-то вошедший в русскую живопись со знаменитым «Пустынником» Нестеров изобразил святого Серафима Саровского на молитве в лесу, смиренно приклонившим колени на мшистом валуне».10

В 1904 году после рождения Наследника Российского престола Царевича Алексея Николаевича, в Абастумани создана роспись «Святой Митрополит Алексей». Кроме того, в храме была фреска «Святой Ксении», небесной покровительницы Великой княгини Ксении Александровны, старшей сестры Великого князя Георгия и образ «Святой равноапостольной княгини Ольги», в честь небесной покровительницы Ольги Александровны, — младшей сестры Великого князя Георгия Александровича.

Таким образом, небесные покровители всех членов императорской фамилии были изображены в росписях Абастуманского храма: святого Георгия Победоносца, святого Александра Невского, святителя Николая Мирликийского, святой княгини Ольги, святой Анастасии, святой Марии-Магдалины, святого Алексия Митрополита Московского.

Храм был освящён во имя покровителя царя-миротворца Александра III и в нём были созданы образы всех святых — покровителей царской семьи. После окончания росписей в Абастумани, М.В.Нестеров был приглашён младшей сестрой императора Николая II,- Великой княгиней Ольгой Александровной расписывать храм святой Троицы в имении Ольденбургских в Гаграх.

В 1907-1911 гг. грандиозной среди церковных росписей М.В.Нестерова, станет его работа Марфо-Мариинской обители в Москве по приглашению Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Двадцать три года провёл художник на церковных подмостках, и как писал он в своём письме 13 июля 1940 года «чуть там не остался…» В 1913-1914 гг. состоялись последние церковные работы по росписи храма во имя Святой Троицы в Харьковской губернии в городе Сумы.

Несмотря на всех художественных критиков, которые по-прежнему называли Нестерова «светским» живописцем, считая нужным постоянно напоминать об этом художнику, своё призвание художник видел в церковных росписях: «Путь ко Христу можно без изменений перенести на холст, и поставить в галерею, и ничто не напоминало бы, что эта картина извлечена со стен храма, для которого писана»,11 говорил М.В.Нестеров.

По воспоминаниям самого Михаила Васильевича Нестерова он сохранил в стенных росписях храма в Абастумани влияние древнегрузинских мозаик, «сверкающих самоцветами», но внёс в росписи «лирическое волнение, уводя от застывших форм иконографического канона». Храм в святого благоверного князя Александра Невского в Грузинском имении царской семьи в Абастумани поражал своим светящимся колористическим решением. Когда после росписи в храме были сняты леса, по словам М.В.Нестерова, храм святого Александра Невского напоминал «стройную, элегантную игрушку из слоновой кости и золотой инкрустации». Можно спорить о стиле и нестрогом церковном каноне росписей М.В. Нестерова, но русский поэт Афанасий Фет сказал о них, что над каждым созданным им святым «царит весны таинственная сила».

1 Мультатули П.В. Россия возвращается. Русско-грузинские отношения на протяжении столетий. www Академия Российской Истории. Екатеринбургская инициатива.

2 Дурылин С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. Жизнь замечательных людей: серия биографий.-М.,1976.-464 с.,илл., с.200.

3 Дурылин С. Н. Нестеров в жизни и творчестве.-М.,1976.-464 с.,илл., с.202.

4 Монументальная живопись М.В.Нестерова. Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени Грабаря. Страницы истории. В 3-х тт..- Т.1.Горматюк А.А. Марфо-Мариинская обитель.- М.,ВХНРЦ,2012.- 144 с..илл.,с.97.

5 Климов П.Ю. искусствовед. Эскизы М.В.Нестерова к росписям церкви св. Александра Невского в Абастумани. Российская Академия художеств. с. 28-35. СПб Гос. академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Вып. MDCCLVII. Сб. научных трудов: Из творческого опыта русского искусства XVII-XX вв. –СПб, 1994., -93 с., с.31.

6 Климов П.Ю. Эскизы М.В.Нестерова к росписям церкви св. Александра Невского в Абастумани. Российская Академия художеств. с. 30. СПб Гос. академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Вып. MDCCLVII. Сб. научных трудов: Из творческого опыта русского искусства XVII-XX вв. –СПб, 1994., -93 с., с. 29.

7 Монументальная живопись М.В.Нестерова. Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени Грабаря. Страницы истории. В 3-х тт..- Т.1.Горматюк А.А. Марфо-Мариинская обитель.- М.,ВХНРЦ,2012.- 144 с..илл.,с.97.

8 Цит книге: Кудрина Ю.В. Императрица Мария Федоровна.- М.,2006.- с.213.

9 Письмо А.Н.Бенуа. Цит по ук. соч. С.Н.Дурылина, с. 220.

10 Климов П.Ю. Эскизы М.В.Нестерова к росписям церкви св. Александра Невского в Абастумани. Российская Академия художеств. с. 30. СПб Гос. академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Вып. MDCCLVII. Сб. научных трудов: Из творческого опыта русского искусства XVII-XX вв. –СПб, 1994., -93 с.

11 М.В.Нестеров, воспоминания, цит кн.: Дурылин С.Н. ук. соч, с.213.

 
 

Тэги: династия Романовых, Михаил Нестеров, роспись храма, церковные фрески, церковь

 

Недавние записи в рубрике Живопись