Балы в истории России

«…Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил».

Первый в истории мировой культуры бал-ассамблея состоялся в средневековой Франции, после бракосочетания короля Карла Баварского с Изабеллой Баварской, в 1385 году в городе Амьене. Постепенно мероприятия с музыкой и танцами, впоследствии названные балами, завоёвывали сердца европейцев.

«У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.»

О том, какие балы бывали в России, рассказала москвичам, летом-осенью 2013 года, выставка в Государственном историко-художественном музее-заповеднике «Царицыно»:«Большой бал. Балы в России на подмостках истории, жизни, театра. XVIII-XX вв».

Организаторы открыли выставку в год 400-летия царской династии Романовых. Выставка большая, костюмированная, историко-художественная, повествующая об истории появления в России балов, как вида отдыха и развлечения.

%d0%9c%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%b0 %d0%ba%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d1%82%d0%be%d1%80%d0%b6%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0 1896 %d0%b8%d0%bc%d0%bf %d0%9d%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d1%8f ii galleria mini%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%88%d0%b0 1901 galleria mini%d0%b1%d0%b0%d0%bb %d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%b1%d0%b0%d0%bb 2013 %d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b9 %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc galleria mini%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%ba%d0%b0 galleria mini%d0%bc%d1%83%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d0%b8%d0%bd%d1%81%d1%82%d1%80%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8b galleria mini%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b5 %d0%b8%d0%bc%d0%bf %d0%9c%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b8 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4. %d1%81%d1%83%d0%bf%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%b8 %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0 ii galleria mini%d0%bf %d1%82 %d0%b8%d0%bc%d0%bf. %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d1%8b %d0%a4%d1%91%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8b galleria mini%d1%82%d0%b5%d1%82%d1%80 %d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82 galleria mini%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1903 %d0%b3 %d0%a0%d1%83%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%b8%d0%bc%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b0 galleria mini%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d1%83%d0%b7%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b0 1745 %d0%b3%d0%be%d0%b4 galleria mini%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d1%83%d0%b7%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b0 1798 %d0%b3%d0%be%d0%b4 galleria mini%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d1%83%d0%b7%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b0 1877 %d0%b3%d0%be%d0%b4 galleria mini%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d1%83%d0%b7%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80 %d0%b6%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%bb salon galleria mini%d1%8f%d0%bd%d0%b2%d0%b0%d1%80%d1%8c 1908 %d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%88%d0%b0 galleria mini1810 %d0%b0%d0%ba%d1%81%d0%b5%d1%81%d1%81%d1%83%d0%b0%d1%80%d1%8b galleria mini1894 galleria mini1897 galleria mini1901 galleria mini1902 galleria mini1903 %d0%a0%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%b1%d0%b0%d0%bb %d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d1%8b galleria mini1903 %d0%a0%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%b1%d0%b0%d0%bb %d0%ba%d0%bd. %d0%ae%d1%81%d1%83%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b0 galleria mini

В музее «Царицыно» были представлены уникальные исторические материалы из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, Театрального музея имени А.А.Бахрушина, Государственного музея истории города Санкт-Петербурга, Государственного музея художника А.А. Тропинина, Школы-студии МХАТ, Всероссийского музыкального объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки, Российской Государственной библиотеки, Государственного музея-усадьбы «Останкино, Музея Государственного Большого театра, частных собраний.

Указом Петра Великого в начале XVIII века были, узаконены и строго регламентированы так называемые «Ассамблеи», которые вошли на Русь из культуры европейского этикета, и приживались в русской культуре, с большим трудом. В допетровской Руси балов и ассамблей не было, они появились в России в XVIII-XIX веках, оставаясь в основном привилегией дворянского сословия. До вечеров-ассамблей, куда ходили семьями, в «европейском платье», женщины на Руси не допускались в светское общество.

Само слово «БАЛ» вошло в русский язык из немецкого, и оно буквально означает «мяч». Мягкие, сшитые руками мячики дарили девушки подругам в Германии после замужества. В ответ, в том доме, куда попал мяч, проходил музыкальный вечер, с танцами, — для юных фрау и их кавалеров, еще не повенчавшихся.

Балы на протяжении веков в русской культуре выполняли разные функции, в зависимости от своей категории. Безусловно, самые грандиозные балы были Императорскими. Они проходили в России в царских резиденциях – Зимнем или Аничковом дворцах Петербурга; Екатерининском дворце Царского Села, в Большом Петергофском дворце, в Гатчинском дворце.

Это были царские Балы, назначенные Государём во ознаменование важных исторических свершений, например царских коронаций, «венчания на царство», имперских завоеваний, побед, окончания войн, юбилеев и знаменательных дат в истории Отечества или дружественных иностранных миссий. Строгая регламентация ритуала таких царских балов, в большей степени приближала их к парадам.

Один из самых известных был бал, состоявшийся в 1913 году к 300-летию воцарения на Руси Династии Романовых. На выставке в ГУК «ГМЗ Царицыно» представлены уникальные фотоматериалы с этого исторического «Русского бала», ставшим последним Императорским балом в истории Российского государства.

До 1913 года, известный исторический костюмированный бал состоялся в феврале 1903 года, в Зимнем дворце по приглашениям императора и императрицы. Это было уникальное и одновременно грандиозное действо!

Каждый царский бал в XVIII-нач.XX вв. предполагал продуманную композицию и строгую внутреннюю организацию. Бал подчинялся твёрдым законам. «Русский бал» 1903 года был костюмированным, в два этапа, 11 февраля 1903 года – званый вечер и культурная программа 13 февраля 1903 года – само торжество и танцы, – бал!

Гости, по приглашению императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, собирались в Романовской галерее Зимнего дворца в русских исторических костюмах. Сам император Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича.

Торжественно и попарно, приглашённые на костюмированный «Романовский» бал, гости следовали в огромный Большой (Николаевский) зал дворца, где отдавали «русский поклон» хозяевам – Императору и Императрице. После гости следовали в Эрмитажный театр, где слушали оперу М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Партию Бориса Годунова исполнял Фёдор Шаляпин.

Далее, в концерте в Эрмитажном театре 11 февраля 1903 года, выступали примы-балерины, исполняя лучшие балетные партии: Анна Павлова танцевала партию лебедя из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» и Матильда Ксешинская партию «Баядерки» Минкуса.

После классического спектакля в Эрмитажном театре, все гости, облачённые в русские исторические костюмы XVI-XVII вв., в Павильонном зале Восточной галереи Эрмитажа, танцевали «Русскую плясовую», под зажигательные звуки «Оркестра русских народных инструментов». Этот оркестр был организован и получил статус «Императорского оркестра», при Александре III во второй половине XIX века.

Там же, в Павильонном зале Эрмитажа, созданном архитектором Штакеншнейдером, после торжественного ужина продолжились танцы гостей. За менуэтом следовали вальс, затем мазурка. Ужин в Зимнем дворце 11 февраля 1903 года был подан после театрального спектакля, до танцев, проходил одновременно в нескольких залах Зимнего дворца; Итальянском, Фламандском и Испанском, поскольку приглашённых на «Русский костюмированный бал» в Зимний дворец гостей было более трёх тысяч человек.

Торжества продолжились 13 февраля 1903 года в Зимнем дворце. Приглашённые члены императорской фамилии собрались в Малахитовой гостиной Зимнего дворца. Другие приглашённые на бал гости, – в прилегающих к Малахитовой гостиной залах Зимнего дворца. Столики с чаем (для членов императорской фамилии) находились в Малахитовой гостиной, а в Большом зале для всех гостей были накрыты 34 стола для ужина.

Приглашённые офицеры, дамы и господа, в одиннадцатом часу, торжественно следовали в большой Концертный зал, где играл оркестр. Оркестранты были облачены в исторические костюмы трубачей царя Алексея Михайловича. В Концертном зале Зимнего дворца, кроме оркестра, располагался буфет для всех танцующих гостей. Специально, за день до начала самого бала, 10 февраля 1903 года императрицей Александрой Фёдоровной была назначена генеральная репетиция танцев (в костюмах).

После этого исторического бала фотографы: Левицкий, Боассон, Ренц, Эглер создали фотопортреты участников «Русского костюмированного бала» 1903 года, эти фотопортреты членов императорской фамилии стали популярны, был издан фотоальбом с 173 фото участников «Русского бала», экземпляры которого, продаются на европейских аукционах, по сей день.

Исторические фотографии участников костюмированного бала 1903 года, интерактивно, были представлены на выставке в музее-заповеднике «Царицыно» в 2013 году. Так же в выставочном зале Большого дворца музея-заповедника «Царицыно» демонстрировались некоторые сохранившиеся исторические костюмы и подлинные русские женские головные уборы XVII-XIX вв.; расшитые драгоценными камнями, — короны, шапочки, кокошники.

По степени значимости в русской культуре, после царских, или Императорских, -следовали Великокняжеские балы. Все родственники императора, проживающие в своих Великокняжеских дворцах, в Санкт-Петербурге и Москве, почти ежемесячно, за исключением постов, которые повсеместно соблюдались, приглашали гостей на бал в свои дворцы в Петербург, Царское Село, Павловск, Стрельну, Петергоф, Красное Село, Ораниенбаум. Одним из самых красивых дворцов, где любила бывать публика, был Юсуповский в Петербурге, на набережной реки Мойки.

Постепенно, в начале XX века упрощение правил светского этикета превращает балы в танцевальные вечера. Обучение танцам было обязательной дисциплиной во всех учебных заведениях Российской империи. На выставке в ГМЗ «Царицыно» были представлены уникальные плакаты-афиши, «приглашения на бал», например:

«В Зале Дворянского собрания 12 февраля в 10 часов вечера состоится Художественный костюмированный бал в пользу недостаточных учеников Высшего Художественного училища при Императорской Академии художеств с концертом с живыми картинами, буфетом от Соловьёва и окончанием бала в 4 часа ночи. Всем костюмированным дамам будут предложены сюрпризы в виде оригинальных акварелей, рисунков, офортов и др.».

«В залах Императорского Таврического дворца будет дан Костюмированный бал художников. Лучшие костюмы будут премированы. Играют два оркестра под управление г-га Кельберг. Лотерея-аллерги (картины известных художников). При входе цена билета 10 руб. Начало в 10 веч. Конец в 4 час ночи».

«Бал-маскарад «Четыре времени года» 6 ноября 1895 года в залах Дворянского собрания.

«14 февраля 1908 года Концерт-Бал общества вспомоществования недостаточным студентам ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ императора Николая I. Зал Павловой, ул. Троицкая 13».

Были также иностранные, в частности французские балы, или салоны-ассамблеи:

“Salons de Assemblee de la Noblesse, Samele, 19 Fevrier 1900, BAL de la socieite Catholique Bienfaisanse au profit de la Jeunesse Etudiante de St. Petersbourg”.
Дирижёр Shef d `orhrestre M-r Zintschenko.

Кроме того, на выставке в «Царицыно» в 2013 году были представлены театральные костюмы и уникальные музыкальные инструменты из музеев и частных собраний, в разделах выставки под названием: «Бал на подмостках сцены. Большой театр. XX век», и «О, балов час блестящий…».

Из Государственной Публичной библиотеки, Государственного исторического музея, Театрального музея А.А Бахрушина демонстрировались подлинные уникальные эскизы театральных костюмов XVIII-XIX вв., созданные в технике акварели, к балетам «Золушка», «Пиковая дама» и другим.

«Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет».

В отдельном зале выставки «Большой бал», были представлены подлинные эскизы модных фасонов французских салонов, экземпляры толстых «Салонных» журналов XIX-XX вв., на французском и русском языках, а так же уникальные акварельные эскизы коллекций бальных сумочек, туфелек, вееров и других аксессуаров.

Выставка: «Большой бал. Балы в России на подмостках истории, жизни, театра. XVIII-XX вв.» в историко-художественном и дворцово-парковом музее-заповеднике «Царицыно» многое рассказала о балах и их роли в истории русской культуры.

Бал – это величественное, торжественное, блистательное место для непринуждённого общения, встреч, знакомств, танцев под оркестр и светского отдыха. В современном обществе традиции знаменитых театрально-костюмированных балов начинают возрождаться. В знаменитом романе в стихах «Евгений Онегин, А.С. Пушкин сказал:

«Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил».

 
 

Тэги: Балы в истории России, музей-заповедник Царицыно

 

Недавние записи в рубрике Выставки