Авангардные поиски Валентина Сильвестрова

Учась в Киевской консерватории в 1959-1964 гг. (класс Б.М.Лятошинского), Валентин Сильвестров, вместе со своими друзьями-композиторами, увлёкся запрещёнными в Советском Союзе новинками современной западной музыки. Юноши образовали своеобразный «диссидентский» кружок, в который входили студенты-композиторы Л.Грабовский, В.Годзяцкий, В.Загорцев, В.Губа. Идейным вдохновителем этой группы был студент-дирижер Игорь Блажков, который достал западный учебник по композиции (на русской его перевел Л.Грабовский).

Члены кружка изучали и применяли на практике современные техники композиторского письма (додекафония, серийная техника, пуантилизм, сонористика, алеаторика), ловили по радио волны западных фестивалей, знакомясь таким образом с авангардной музыкой. Первое авангардное произведение Сильвестрова – “5 пьес” для фортепиано возник как домашнее задание на додекафонию в студенческом кружке.

авангардные поиски

Этим произведением композитор хотел доказать, что мелодию можно создавать и в условиях современных техник композиции. Произведение было исполнено на экзамене в консерватории. Заведующему кафедры композиции К.Данькевичу цикл не понравился. С этого времени к творческим попыткам Сильвестрова на кафедре стали относиться с подозрением.

Лятошинский к поисковой деятельности своих учеников относился положительно. Симфония №1 (1963) – это дипломная работа композитора, которая вызывала возмущение членов кафедры композиции, из-за чего Сильвестрова не допустили к государственным экзаменам. Причина критики – использование запрещенных авангардных техник, нестандартный, расширенный состав оркестра.

авангардные поиски

Следующие произведения 60-х годов характеризуются разработкой новой для украинской симфонической музыки тематики. Самый яркий пример – цикл “Космические пасторали”, который состоит из симфоний №№ 2, 3, и симфонии «Спектры». Симфония № 2 (1965), не ввиду критики первой симфонии, стала продолжением начатых экспериментов. В ней используются такие техники композиции: 1) додекафония (тему-серию в начале произведения выполняет флейта), 2) сонористика (нетрадиционные способы игры на инструментах, колористические приемы оркестровки), 3) алеаторика (незафиксированные в нотах фрагменты текста импровизируются исполнителями).

Партитура произведения удостоверяет желание отобразить новые черты организации музыкального видения. Новое понимание времени (метроритма) выражается в том, что в нотном тексте отсутствует размер, нет указаний длительностей. Зато определяется длительность по времени коротких музыкальных построений, вроде фраз или предложений, например, играть в течение 10 секунд.

авангардные поиски

В начале партитуры содержится расшифровка системы отметок, которые употребляются в тексте. Новое понимание пространства (фактура, высота звука) выражается в стирании граней между рельефом (мелодия) и фоном (сопровождение). Слух должен воспринимать звуковую вертикаль как целую, как краску, не выделяя тему-мелодию.

Нетрадиционной является и структура одной части симфонии, а также окончание произведения, вроде «открытой формы». Несущая смысл и немаловажная деталь в партитуре окончания – знак бесконечности, как символ безграничности Вселенной. Все вышеперечисленные средства нацелены на воссоздание образа Космоса, как духовного универсума, привлечение к которому происходит в произведении путем медитативного проникновения в сферы философского созерцания.

авангардные поиски

Симфония № 3 (1966) имеет название “Есхатофония” (последний звук). Ее философское содержание композитор объясняет таким образом. Основными в произведении являются структуры космологического, тектонического характера: аперсональная и персональная структуры.

Другие авангардные произведения Сильвестрова, в которых он прорабатывает современные техники: “Мистерия” для альтовой флейты и 6 ударных групп (1964), “Монодия” для фортепиано с оркестром (1965), “Проекции”, для клавесина, вибрафона и звонов (1965), симфония “Медитация ” для виолончели и камерного оркестра (1972).

авангардные поиски

Последнее произведение авангардного периода – цикл “Драма” (1972), который состоит из трех произведений: Соната для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, трио для скрипки, виолончели и фортепианно. В этом произведении имеющиеся элементы «хеппенинга» – синтетического, театрализующего авангардного действа – которые проявляются в перемещениях исполнителей по сцене, привлечение мимики, жестов, и вспомогательных предметов (керамические стаканчики, алюминиевые тарелочки, спички), для передачи философской идеи произведения.

Для произведения характерен поиск необычных звуковых (по большей части шумовых) эффектов, например, игра на препарирующемся рояле, курение спичек и тому подобное.

авангардные поиски

Говоря о значении творческих экспериментов 1960-х годов, следует подчеркнуть, что они стали важной вехой в становлении индивидуально авторского стилю Сильвестрова. Именно в это время он находит эстетико-стилевые ориентиры, которые станут определяющими в последующем композиторском творчестве (философское постижение бытия, медитативнисть, образ Вселенной и тому подобное).

В 1970-ые годы в творчестве композитора состоялся важный стилевой перелом, какой М.Нестьева называет поворот к «ретро направлению», по другим источникам – к творчеству в духе неоромантизма, даже – к «кич-стилю». Интересно, что сам композитор считает, что он всегда мыслил и будет мыслить авангардно.

авангардные поиски

Пианистка Полина Осетинская исполняет музыку Сильвестрова

В определенном смысле это так и есть, потому, что одно из значений слова «авангард» предусматривает его толкование как искусства передового, такого, что двигает общественную мысль вперед, отказываясь от штампов. По утверждению композитора, он и в настоящее время продолжает мыслить авангардными образами.

Отличие лишь в том, что теперь его авангард будто со знаком “минус”. В 1960-е гг. он шокировал сложностью музыкального высказывания, в 2000-е гг. он так опять шокирует публику, но  уже избыточной простотой. Сильвестров провозглашает: “Не бойтесь банальности! Фобия банальности является худшей болезнью, чем сама банальность”.

 
 

Тэги: авангардные поиски, история авангардной музыки

 

Недавние записи в рубрике Музыка