Александр Даргомыжский

К 200-летию со дня рождения композитора

композитор Даргомыжский

Портрет работы К. Е. Маковского (1869)

Известный композитор Александр Даргомыжский родился в городе Тула 2 февраля в 1813 году. Через четыре года, семья переехала жить в Петербург. В раннем возрасте получив музыкальное образование, он уже начал сочинять первые свои инструментальные пьесы и романсы.

Композитор получил домашнее образование, но широкое и разнообразное, и в нем на первом месте был театр, поэзия, и музыка. С совсем юного возраста Сергей учился играть на пианино, скрипке, потом стал брать уроки пения. Свое образование на пианино Даргомыжский закончил у Ф. Шоберлехнера – ученика известного И. Гуммеля, который занимался с ним с 1828 по 1831 годы. В это время Сергей Даргомыжский выступал часто как пианист, брал участь в квартетных вечерах, и выявлял в себе все больший интерес к композиции. В этой области, он оставлялся еще дилетантом. Юноше не хватало теоретических познаний, к тому, что он головой окунулся в круг светской жизни, «жил красках молодости наслаждаясь жизнью» Его знакомство с Глинкой было подтолкнуло его на то, что бы она начал заниматься музыкой профессионально. Он писал что они с Глинкой очень скоро сошлись и быстро подружились, в течении 22 лет были в самих коротких дружеских отношениях. Тогда и встал впервые по-настоящему вопрос перед Даргомыжским, о композиторской карьере.

Первое большое сочинение его – опера «Эсмеральда» за романами Гюго «Собор Парижской богоматери» он закончил в 1939 году. Неудача пришла к его крупному произведению – канате «Торжество Вакха», которое он переработал в 1848-го года в оперу-балет, и поставил только в 1867 года, в рамках феерического сочинения ветрена с идеальной Пушкинской поэзией, но при всех несовершенствах, это было шагом к написанию «Русалки», к которой проделали дорогу многочисленные романсы. Это и было эго вершиной в достижении. До конца жизни он занимался педагогикой, любил музицирование вокалом.

Пушкинская поэзия могла помочь одолевать действие салонного восприимчивого стиля, стимулировала поиск наиболее узкой музыкальной выразительности. Все уже делала связь слова и музыки, требовавшая обновления всех средств, и сначала — мелодии. Музыкальная интонация, которая фиксировала изгибы человеческой речи, могла помочь вылепить настоящий живой образ, который стал формированием в камерном вокальном творчестве Даргомыжского, новых видов романса лирико-психологических монологов, («Мне печально», «И скучновато, и печально» Лермонтова), театрализованных жанрово-бытовых романсов-сценок.

В конец 1850-х развивается общественная деятельность композитора – его избрали членом Русского музыкального круга, он участвует в первой российской консерватории. В это же время он написал лучшие романсы.
В шестидесятые годы круг творческих интересов композитора значительно расширился – вышли симфонические пьесы «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фантазия», идея реформы оперного жанра все крепла. «Каменный гость» (по мотивам «маленькой трагедии» А.Пушкина). Не меняя подлинность в тексте, великого поэта Даргомыжский сделал оперу, которая состоит из одних речитативов, которые не теряли напевность и четко по словам Стасова передавали «все оттенки, краски человеческого слова». Это произведение не было закончено Даргомыжским, но по его желанию, в 1869-м году опера была дописана Ц. А. Кюи, и поставлена оркестром Н.А. Римским-Корсаковым. В дальнейшем его высоко оценили «Кучкисты», а М.Мусорский назвал Даргомыжского «Великим учителем истины музыкальной»

Умер Александр Даргомыжский 5 января 1869 году в Санкт-Петербурге, от тяжкой болезни.

 
 

Тэги: композиторы

 

Недавние записи в рубрике Музыка